18.1. Учет, рассмотрение и разрешение обращений граждан, не подлежащих рассмотрению в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях

18.1. Учет, рассмотрение и разрешение

обращений граждан, не подлежащих рассмотрению

в порядке, установленном Уголовно-процессуальным

кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным

кодексом Российской Федерации, Кодексом административного

судопроизводства Российской Федерации и Кодексом Российской

Федерации об административных правонарушениях

(в ред. Приказа Судебного департамента

при Верховном Суде РФ от 03.06.2016 N 115)

(см. текст в предыдущей редакции)

18.1.1. В военных судах подлежат обязательному рассмотрению индивидуальные и коллективные обращения граждан, представителей государственных и общественных организаций (далее - обращения граждан).

Учет, рассмотрение и разрешение обращений граждан осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", Положением о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления, утвержденным постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 229.

18.1.2. Организация учета, рассмотрения и разрешения обращений возлагается на председателя военного суда.

18.1.3. Обращения, поступившие в военный суд, подлежат обязательному рассмотрению. Отказ в приеме обращений недопустим.

Не рассматриваются анонимные обращения, то есть те, в которых отсутствует фамилия и подпись заявителя, а также почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ.

Если в таком обращении, а также в иных обращениях содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит немедленному направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Не принимаются к рассмотрению обращения, содержащие нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, членов его семьи. Такие обращения оставляются без рассмотрения по существу поставленных в них вопросов, о чем сообщается автору, если его фамилия и адрес поддаются прочтению. Указанные обращения при необходимости направляются для рассмотрения в соответствующий правоохранительный орган.

В случае, если текст обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и не приводятся новые доводы и обстоятельства, обращение может быть признано безосновательным и переписка прекращена с соответствующим уведомлением об этом гражданина.

В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Обращение регистрируется в базе данных ПИ "Документооборот", в журнале учета обращений (форма N 85), докладывается председателю военного суда, после чего передается исполнителю.

Конверты к поступившим письмам сохраняются.

Создание, подготовка и размещение информации о внепроцессуальных обращениях осуществляется в соответствии с Порядком размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о внепроцессуальных обращениях, утвержденным приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 11 декабря 2013 г. N 241. Информация о внепроцессуальных обращениях регистрируется в журнале учета внепроцессуальных обращений (форма N 86).

18.1.4. Письменное предложение, заявление, жалоба, поступившие в военный суд в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

По направленному в военный суд в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, в течение 15 дней представляются документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок представления.

В тех случаях, когда для рассмотрения предложения, заявления, жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки их разрешения могут быть в порядке исключения продлены председателем военного суда, но не более чем на 30 дней, с уведомлением о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Запрос подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае, если представление запрашиваемой информации невозможно в указанный срок, в течение семи дней со дня регистрации запроса пользователь информацией уведомляется об отсрочке ответа на запрос с указанием ее причины и срока представления запрашиваемой информации, который не может превышать пятнадцать дней сверх установленного 30-дневного срока для ответа на запрос.

18.1.5. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию военного суда, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Копия письменного обращения, подлежащего передаче должностному лицу, в органы, правомочные его рассматривать, подшивается в том же производстве, в котором формируются обращения граждан и копии ответов на них.

18.1.6. При коллективном обращении ответ направляется на фамилию первого заявителя. В необходимых случаях по просьбе лиц, подписавших обращение, ответы направляются и остальным адресатам.

На коллективное обращение работников учреждений, организаций и предприятий ответ направляется их руководителю с просьбой сообщить о результатах рассмотрения обратившимся подчиненным работникам.

18.1.7. Дубликаты, повторные, а также дополнительные обращения регистрируются под тем же номером, что и первоначально поступившие. На повторных письмах в свободном от текста месте, а также в графе 2 формы N 85 после даты поступления документа проставляется штамп "Повторно".

Дубликатами обращения считаются обращения одного и того же лица по одному и тому же вопросу, направленные различным адресатам и поступившие в военный суд, или обращения этого же лица с одинаковым текстом.

Повторными считаются обращения, поступившие от одного и того же лица, по одному и тому же вопросу:

если заявитель не удовлетворен данным ему ответом по первоначальному заявлению;

если со времени подачи первого обращения истек установленный срок рассмотрения и ответ заявителю не дан.

Обращения одного и того же автора по одному и тому же вопросу, поступившие до истечения срока рассмотрения, считаются первичными.

Не считаются повторными обращения одного и того же автора, но по разным вопросам, а также многократные - по одному и тому же вопросу, по которому автору даны исчерпывающие ответы.

18.1.8. Обращение считается разрешенным, если рассмотрены все поставленные в нем вопросы, приняты необходимые меры, дан исчерпывающий ответ заявителю.

Ответ на обращение подписывается председателем военного суда либо уполномоченным им на то лицом.

(абзац введен Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 13.06.2017 N 102)

На каждом обращении после окончательного решения и исполнения должна быть проставлена надпись "В наряд" и личная подпись должностного лица, принявшего это решение.

Предложения, заявления и жалобы граждан, копии ответов на них и документы, связанные с разрешением обращений (в необходимых случаях и конверты), формируются в отдельные производства. При получении повторного предложения, заявления, жалобы или поступлении дополнительных документов они размещаются также в производстве. Неразрешенные обращения и неправильно оформленные документы подшивать в дела запрещается.

18.1.9. Работа с обращениями граждан, поступившими по информационно-телекоммуникационным сетям и электронной почте, после передачи их исполнителям ведется так же, как с письменными обращениями. Адрес электронной почты автора и электронная цифровая подпись являются дополнительной информацией.

Основанием для отказа в рассмотрении электронного обращения, помимо оснований, указанных в пункте 18.1.3 настоящей Инструкции, также может являться указание автором недействительных сведений о себе и (или) адреса для ответа, поступление дубликата уже принятого электронного обращения, некорректность содержания обращения, невозможность рассмотрения обращения без необходимых документов и личной подписи.

Ответ распечатывается, подписывается лицом, давшим ответ, и направляется заявителю. Ответ на обращение может направляться в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении.

Копия ответа вместе с распечаткой обращения подшивается в наряд.