Глава 24. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ В ПОРЯДКЕ УПРОЩЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

24.1. С 24 сентября 2014 года в арбитражных судах введена процедура рассмотрения так называемых малых исков в порядке упрощенного производства. Главным отличием рассмотрения дел по правилам упрощенного производства от рассмотрения дел по общим правилам искового или административного производства стало рассмотрение дел без вызова сторон по представленным сторонами документам в строго определенных законом случаях, а также, по желанию сторон, в иных случаях. При этом процедура упрощенного производства предполагает рассмотрение дел по существу заявленных требований в состязательном процессе с учетом позиции обеих сторон спора, но с сокращенными временными и финансовыми затратами сторон и временными затратами суда.

Данная процедура учитывает положения Директивы Европейского союза о процедуре рассмотрения малых исков, вступившей в действие 1 января 2009 года.

За прошедшее время рассмотрение дел в порядке упрощенного производства доказало свою эффективность. В 2013 году по результатам рассмотрения дел в порядке упрощенного производства обжаловано только 4,2% из всех решений судов, лишь в 0,4% случаев жалобы признаны обоснованными.

Применение процедуры упрощенного производства позволяет минимизировать судебные издержки лиц, участвующих в деле, в том числе за счет отсутствия необходимости лично присутствовать в судебных заседаниях и наличия возможности ознакомления с документами посредством удаленного доступа.

В ГПК схожим целям служит приказное производство, которое также по сути является формой упрощения процесса. При этом основное отличие упрощенного производства от приказного заключается в рассмотрении дела с учетом позиции обеих сторон в ситуации, когда наличие реального спора между ними более вероятно, чем в случаях, предусмотренных для приказного производства.

С этой точки зрения было бы целесообразно состязательное упрощенное производство, в отличие от приказного производства, предполагающего представление в суд изложения позиции и доказательств обеих сторон, но только в письменном виде, терминологически называть в дальнейшем "письменным производством" (имея в виду, что письменное производство и приказное производство - две формы упрощения процесса).

24.2. В законе необходимо определить критерии отнесения дел к делам, рассматриваемым в порядке письменного производства.

Так, дело может относиться к:

1) "малым искам", то есть к делам с небольшой ценой иска. При этом к таковым возможно было бы отнести дела по исковым заявлениям о взыскании денежных средств в небольших размерах, по спорам, возникающим в сфере публичных правоотношений, если оспаривается взыскание (или предполагается взыскание) денежных средств в небольших размерах;

2) к делам, по которым наличие спора между сторонами маловероятно (например, представлены документы, устанавливающие денежные обязательства ответчика, и документы, содержащие письменное подтверждение ответчиком наличия у него задолженности перед истцом, например, в ответе на претензию, в подписанном сторонами акте сверки расчетов).

Возможно при этом предусмотреть исключения, определив категории дел, которые в принципе не могут рассматриваться по правилам письменного производства.

В указанных непосредственно в законе случаях письменное производство должно быть обязательным для сторон.

Вместе с тем представляется целесообразным при согласии обеих сторон допустить рассмотрение по правилам письменного производства и дел иных категорий.

В целях полного и всестороннего рассмотрения дела должен быть предусмотрен механизм перехода от письменного к обычному производству в случае возникновения осложняющих рассмотрение дела факторов.

24.3. В новом Кодексе предлагается определить следующие особенности письменного производства по сравнению с общим порядком с учетом осуществления судебного разбирательства без вызова сторон по представленным сторонами доказательствам.

1. Исковое заявление, заявление может быть подано как в электронном виде, так и на бумажном носителе (в последнем случае перевод в электронный вид документов осуществляется судом).

2. Заявление и приложенные к нему документы размещаются на сайте суда в режиме ограниченного доступа, сторонам направляются данные, необходимые для идентификации сторон, в целях доступа к материалам дела в электронном виде. Вещественные доказательства размещаются в виде фотографий.

3. Сторонам дела должен предоставляться срок для обмена письменными документами по существу спора, для представления в суд доказательств, отзыва, письменных пояснений. При этом процедура обмена письменными документами, представления доказательств должна обеспечивать возможность обеих сторон представить свою позицию по существу спора, обосновав ее соответствующими доказательствами.

Представляется целесообразным унифицировать сроки на представление истцом и ответчиком доказательств, на представление ответчиком отзыва, на представление сторонами изложенных в письменном виде позиций по представленным обеими сторонами доказательствам, на представление истцом своей изложенной в письменном виде позиции по отзыву ответчика.

Поступившие документы должны также размещаться на сайте суда в

4. Поступающие ходатайства, заявления (в том числе об отказе от иска, об утверждении мирового соглашения) должны рассматриваться судом в унифицированный Кодексом сокращенный срок, соответствующие определения незамедлительно должны размещаться на сайте суда в режиме ограниченного доступа.

5. В течение месяца со дня истечения срока, отведенного на обмен документами, суд должен вынести решение без вызова сторон, без проведения предварительного судебного заседания, после чего решение должно быть размещено в сети "Интернет".

6. Решение, принятое по делу, рассмотренному в порядке письменного производства, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. При этом может быть предусмотрен сокращенный срок обжалования (с учетом незначительности спора, малой вероятности обжалования, предпочтительности более скорого вступления решения в силу и исполнения в случае отсутствия обжалования).

При этом дополнительные доказательства по данной категории дел арбитражным судом апелляционной инстанции приниматься не должны.

В таком же порядке должна быть обеспечена возможность обжаловать определение об оставлении искового заявления, заявления без рассмотрения и определение о прекращении производства по делу, вынесенные по делам, рассмотренным в порядке письменного производства.

7. С учетом незначительности спора возможно законодательно ограничить возможность кассационного обжалования решения, принятого по делу, рассмотренному в порядке письменного производства, указав, что такое решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции только по безусловным основаниям.