2. Введение

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению объемов производства восстановленных шин <*>. Вызвано это экологическими и экономическими причинами:

--------------------------------

<*> Аналитический обзор "UK Retreading Market" в англ. журнале "Tyres & Accessories". 1996, N 9, с. 28.

а) Сокращением количества отходов благодаря восстановлению шин;

б) Энергоемкостью процессов утилизации шин и значительными затратами по улавливанию химических продуктов, выделяющихся при сжигании шин в специальных установках;

в) Экономией материалов, используемых при изготовлении шин, например, для восстановления грузовой шины затрачивается лишь 20 - 30% от объема материалов, необходимых для ее изготовления, в том числе стального и текстильного корда, бортовой проволоки. Перечисленные материалы очень сложно утилизировать.

Современная технология шиновосстановления включает замену протектора и боковины шин. В ряде случаев производят замену только протектора.

В Приложении N 1 схематически показана шина в разрезе, отмечены пограничные зоны двух вышеупомянутых вариантов восстановления шин. При восстановлении проектора обновляют покровную резину зоны "А-А.1". При восстановлении проектора и боковины (борта) обновляют покровную резину зоны "Б-Б.1".

При любой технологии восстановления шин возникает граница раздела между слоями новой и старой резины либо по границе протектор - боковина, либо по границе боковина - борт.

Как правило, обновленная часть шины имеет местами волнообразную границу с неподвергавшейся обновлению зоной. Иногда для сглаживания наплывов новой резины на старую в пограничных зонах ("А-А.1" и "Б-Б.1" см. рис. Приложения N 1) наносят специальную насечку.

На боковинах восстановленных шин могут быть недостаточно четкие обозначения маркировки, механические повреждения, признаки старения - мелкая сетка трещин на поверхности. Восстановленные шины могут иметь повреждения бортовой ленты, следы коррозии от обода колеса. Внутренняя поверхность восстановленной шины, как правило, покрыта тонким слоем сажи и мелкодисперсной резиновой крошкой. Налет сажи на внутренней поверхности появляется в результате миграции сажи из резины при длительной эксплуатации изделия и при шероховании восстанавливаемых участков шины. Кроме того, на внутренней поверхности могут быть наплывы резиновой смеси в результате заделки местных проколов шины. Вышеназванные внешневидовые признаки восстановленных шин позволяют отличить их от новых изделий.

Очень полезна информация о шине, нанесенная на ее боковую поверхность. На восстановленных шинах должна быть надпись "Retread" (англ.), "Remould" (амер.), "Regummerad" (нем.), "Восстановленная" (русск.).