Прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным данным документом, прекращен с 31 декабря 2022 года (Приказ Минпросвещения России от 04.07.2022 N 525).

Таблица 3. Структура программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки

Таблица 3

Структура программы подготовки специалистов среднего звена

базовой подготовки

Индекс

Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося

(час./нед.)

В том числе часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

Обязательная часть учебных циклов ППССЗ

3250

2166

ОГСЭ.00

Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл

620

414

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

48

ОГСЭ.01. Основы философии

ОК 1 - 14

уметь:

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

знать:

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

содержание и назначение важнейших законодательных и иных нормативных правовых актов мирового и регионального значения;

48

ОГСЭ.02. История

ОК 1 - 14

уметь:

общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

знать:

лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

146

ОГСЭ.03. Иностранный язык

ОК 4 - 6, 8

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни.

344

172

ОГСЭ.04. Физическая культура

ОК 1 - 14

ЕН.00

Математический и общий естественнонаучный учебный цикл

122

82

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

уметь:

решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;

знать:

значение математики в профессиональной деятельности и при освоении ППССЗ;

основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;

основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики;

основы интегрального и дифференциального исчисления;

ЕН.01. Математика

ОК 2, 4 - 5

ПК 1.2, 1.3, 2.3 - 2.4, 3.2, 3.3, 4.2, 4.3, 5.2, 5.3, 6.2 - 6.4

уметь:

использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;

использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в том числе специального;

применять компьютерные и телекоммуникационные средства;

знать:

основные понятия автоматизированной обработки информации;

общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем;

состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;

основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности.

ЕН.02. Информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 2, 4 - 6, 8, 9

ПК 1.2, 1.3, 2.3, 2.4, 3.2, 3.3, 4.2, 4.3, 5.2, 5.3, 6.2 - 6.4

П.00

Профессиональный учебный цикл

2506

1670

ОП.00

Общепрофессиональные дисциплины

768

512

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

правильно читать и писать на латинском языке медицинские (анатомические, клинические и фармацевтические) термины;

объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам;

переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному образцу;

знать:

элементы латинской грамматики и способы словообразования;

500 лексических единиц;

глоссарий по специальности;

ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией

ОК 4 - 6, 9

уметь:

использовать знания анатомии и физиологии при взятии биологических материалов для лабораторных исследований;

знать:

структурные уровни организации человеческого организма;

структуру функциональных систем организма, его основные физиологические функции и механизмы регуляции;

количественные и качественные показатели состояния внутренней среды организма, механизмы ее регуляции и защиты;

механизмы взаимодействия организма человека с внешней средой;

ОП.02. Анатомия и физиология человека

ОК 1, 4

ПК 2.2

уметь:

оценивать показатели организма с позиции "норма - патология";

знать:

этиологию, механизмы развития и диагностику патологических процессов в органах и системах;

роль структурно-функциональных изменений в формировании сдвигов лабораторных показателей;

общие закономерности возникновения, развития и течения патологических процессов;

сущность типовых патологических процессов на молекулярно-биологическом, клеточном, тканевом и системном уровнях;

патогенетические основы неотложных состояний, их клинические проявления и основные принципы лабораторной диагностики;

ОП.03. Основы патологии

ОК 1, 4, 14

ПК 1.2, 2.3, 3.2, 4.2, 5.2, 6.2

уметь:

готовить препараты для паразитологических исследований методами нативного мазка, обогащения, приготовления толстой капли;

различать на препаратах представителей простейших, гельминтов и членистоногих;

идентифицировать яйца и личинки гельминтов в биоматериале;

знать:

классификацию паразитов человека;

географическое распространение паразитарных болезней человека;

основные морфологические характеристики простейших и гельминтов;

циклы развития паразитов;

наиболее значимые паразитозы человека;

основные принципы диагностики паразитозов человека;

основные принципы профилактики паразитарных болезней человека;

ОП.04. Медицинская паразитология

ОК 1, 13, 14

ПК 1.1, 1.2, 6.1 - 6.3

уметь:

составлять электронные и электронно-графические формулы строения электронных оболочек атомов;

прогнозировать химические свойства элементов, исходя из их положения в периодической системе электронных формул;

составлять химические формулы соединений в соответствии со степенью окисления химических элементов;

составлять уравнения реакций ионного обмена;

решать задачи на растворы;

уравнивать окислительно-восстановительные реакции ионно-электронным методом;

составлять уравнения гидролиза солей, определять кислотность среды;

составлять схемы буферных систем;

давать названия соединениям по систематической номенклатуре;

составлять схемы реакции, характеризующие свойства органических соединений;

объяснять взаимное влияние атомов;

знать:

периодический закон Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома, принципы построения периодической системы элементов;

квантово-механические представления о строении атомов;

общую характеристику s-, p-, d-элементов, их биологическую роль и применение в медицине;

важнейшие виды химической связи и механизм их образования;

основные положения теории растворов и электролитической диссоциации;

протеолитическую теорию кислот и оснований;

коллигативные свойства растворов;

методику решения задач на растворы;

основные виды концентрации растворов и способы ее выражения;

кислотно-основные буферные системы и растворы;

механизм их действия и их взаимодействие;

теорию коллоидных растворов;

сущность гидролиза солей;

основные классы органических соединений, их строение и химические свойства;

все виды изомерии;

ОП.05. Химия

ОК 1 - 14

ПК 3.1, 3.2

уметь:

готовить рабочее место, посуду, оборудование для проведения анализов с соблюдением техники безопасности и противопожарной безопасности;

выполнять основные операции, предшествующие или сопутствующие проведению лабораторных исследований;

владеть практическими навыками проведения качественного и количественного анализа методами, не требующими сложного современного оборудования;

готовить приборы к лабораторным исследованиям;

работать на фотометрах, спектрофотометрах, иономерах, анализаторах;

проводить калибровку мерной посуды, статистическую обработку результатов количественного анализа;

оценивать воспроизводимость и правильность результатов анализа;

знать:

устройство лабораторий различного типа, лабораторное оборудование и аппаратуру;

правила техники безопасности при проведении лабораторных исследований в КДЛ различного профиля и санитарно-гигиенических лабораториях;

теоретические основы лабораторных исследований, основные принципы и методы качественного и количественного анализа;

классификацию методов физико-химического анализа;

законы геометрической оптики;

принципы работы микроскопа;

понятия дисперсии света, спектра;

основной закон светопоглощения;

сущность фотометрических, электрометрических, хроматографических методов;

принципы работы иономеров, фотометров, спектрофотометров;

современные методы анализа;

понятия люминесценции, флуоресценции;

методики статистической обработки результатов количественных определений, проведения контроля качества выполненных исследований, анализа ошибок и корригирующие действия;

ОП.06. Физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ

ОК 1 - 14

ПК 1.1, 1.2, 2.1 - 2.3, 3.1, 3.2, 4.1, 4.2, 5.1, 5.2, 6.1 - 6.4

уметь:

владеть экспресс-диагностикой состояний, требующих оказания неотложной доврачебной помощи;

соблюдать права пациента при оказании ему неотложной помощи;

владеть современными технологиями оказания первой медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций;

взаимодействовать с бригадами скорой медицинской помощи и спасателей;

подготавливать пациента к транспортировке;

осуществлять наблюдение и уход за пострадавшими во время транспортировки в зависимости от характера поражающих факторов;

знать:

правовую ответственность при отказе от оказания неотложной доврачебной помощи пациентам;

права пациента при оказании ему неотложной помощи;

основные принципы оказания первой медицинской помощи;

ОП.07. Первая медицинская помощь

ОК 12

уметь:

применять общие закономерности теории экономики и управления здравоохранением в конкретных условиях лабораторий медицинских учреждений различного типа и профиля;

рассчитать себестоимость медицинской услуги;

проводить расчеты статистических показателей;

знать:

основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

организацию лабораторной службы Российской Федерации, ее задачи, структуру, перспективы развития;

принципы деятельности КДЛ в условиях страховой медицины;

основы менеджмента и маркетинга в лабораторной службе;

основы статистики;

ОП.08. Экономика и управление лабораторной службой

ОК 1 - 5, 9

уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны, способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

68

ОП.09. Безопасность жизнедеятельности

ОК 1 - 3, 6 - 8

ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.6, 2.1 - 2.3, 2.5, 3.1, 3.2, 3.4, 4.1, 4.2, 5.1, 5.2, 5.4, 6.1 - 6.3, 6.5

ПМ.00

Профессиональные модули

1738

1158

ПМ.01

Проведение лабораторных общеклинических исследований

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

определения физических и химических свойств, микроскопического исследования биологических материалов (мочи, кала, дуоденального содержимого, отделяемого половыми органами, мокроты, спинномозговой жидкости, выпотных жидкостей, кожи, волос, ногтей);

уметь:

готовить биологический материал, реактивы, лабораторную посуду, оборудование;

проводить общий анализ мочи: определять ее физические и химические свойства, приготовить и исследовать под микроскопом осадок;

проводить функциональные пробы;

проводить дополнительные химические исследования мочи (определение желчных пигментов, кетонов и прочее);

проводить количественную микроскопию осадка мочи;

работать на анализаторах мочи;

исследовать кал: определять его физические и химические свойства, готовить препараты для микроскопирования, проводить микроскопическое исследование;

определять физические и химические свойства дуоденального содержимого;

проводить микроскопическое исследование желчи;

исследовать спинномозговую жидкость: определять физические и химические свойства, подсчитывать количество форменных элементов;

исследовать экссудаты и транссудаты: определять физические и химические свойства, готовить препараты для микроскопического исследования;

исследовать мокроту: определять физические и химические свойства, готовить препараты для микроскопического и бактериоскопического исследования;

исследовать отделяемое женских половых органов: готовить препараты для микроскопического исследования, определять степени чистоты;

исследовать эякулят: определять физические и химические свойства, готовить препараты для микроскопического исследования;

работать на спермоанализаторах;

знать:

задачи, структуру, оборудование, правила работы и технику безопасности в лаборатории клинических исследований;

основные методы и диагностическое значение исследований физических, химических показателей мочи;

морфологию клеточных и других элементов мочи;

основные методы и диагностическое значение исследований физических, химических показателей кала;

форменные элементы кала, их выявление;

физико-химический состав содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки; изменения состава содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки при различных заболеваниях пищеварительной системы;

лабораторные показатели при исследовании мокроты (физические свойства, морфология форменных элементов) для диагностики заболеваний дыхательных путей;

морфологический состав, физико-химические свойства спинномозговой жидкости, лабораторные показатели при инфекционно-воспалительных процессах, травмах, опухолях и другом;

морфологический состав, физико-химические свойства выпотных жидкостей, лабораторные показатели при инфекционно-воспалительных процессах, травмах, опухолях и другом;

принципы и методы исследования отделяемого половыми органами.

МДК.01.01. Теория и практика лабораторных общеклинических исследований

ОК 1 - 14

ПК 1.1 - 1.4

ПМ.02

Проведение лабораторных гематологических исследований

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

проведения общего анализа крови и дополнительных методов исследований ручными методами и на гематологических анализаторах;

уметь:

производить забор капиллярной крови для лабораторного исследования;

готовить рабочее место для проведения общего анализа крови и дополнительных исследований;

проводить общий анализ крови и дополнительные исследования;

дезинфицировать отработанный биоматериал и лабораторную посуду;

работать на гематологических анализаторах;

знать:

задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности в гематологической лаборатории;

теорию кроветворения;

морфологию клеток крови в норме;

понятия "эритроцитоз" и "эритропения", "лейкоцитоз" и "лейкопения", "тромбоцитоз" и "тромбоцитопения";

изменения показателей гемограммы при реактивных состояниях, при заболеваниях органов кроветворения (анемии, лейкозах, геморрагических диатезах и других заболеваниях);

морфологические особенности эритроцитов при различных анемиях;

морфологические особенности лейкоцитов при различных патологиях.

МДК.02.01. Теория и практика лабораторных гематологических исследований

ОК 1 - 14

ПК 2.1 - 2.5

ПМ.03

Проведение лабораторных биохимических исследований

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

определения показателей белкового, липидного, углеводного и минерального обменов, активности ферментов, белков острой фазы, показателей гемостаза;

уметь:

готовить материал к биохимическим исследованиям;

определять биохимические показатели крови, мочи, ликвора и так далее;

работать на биохимических анализаторах;

вести учетно-отчетную документацию;

принимать, регистрировать, отбирать клинический материал;

знать:

задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности в биохимической лаборатории;

особенности подготовки пациента к биохимическим лабораторным исследованиям;

основные методы и диагностическое значение биохимических исследований крови, мочи, ликвора и так далее;

основы гомеостаза, биохимические механизмы сохранения гомеостаза;

нормальную физиологию обмена белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, водно-минерального, кислотно-основного состояния; причины и виды патологии обменных процессов;

основные методы исследования обмена веществ, гормонального профиля, ферментов и другого;

МДК.03.01. Теория и практика лабораторных биохимических исследований

ОК 1 - 14

ПК 3.1 - 3.4

ПМ.04

Проведение лабораторных микробиологических и иммунологических исследований

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

применения техники бактериологических, вирусологических, микологических и иммунологических исследований;

уметь:

принимать, регистрировать, отбирать клинический материал, пробы объектов внешней среды и пищевых продуктов;

готовить исследуемый материал, питательные среды, реактивы и оборудование для проведения микроскопических, микробиологических и серологических исследований;

проводить микробиологические исследования клинического материала, проб объектов внешней среды и пищевых продуктов;

оценивать результат проведенных исследований;

вести учетно-отчетную документацию;

готовить материал для иммунологического исследования, осуществлять его хранение, транспортировку и регистрацию;

осуществлять подготовку реактивов, лабораторного оборудования и аппаратуры для исследования;

проводить иммунологическое исследование;

проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию, используемой в лаборатории посуды, инструментария, средств защиты рабочего места и аппаратуры;

проводить оценку результатов иммунологического исследования;

знать:

задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности в микробиологической лаборатории;

общие характеристики микроорганизмов, имеющие значение для лабораторной диагностики;

требования к организации работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности;

организацию делопроизводства;

задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности в иммунологической лаборатории;

строение иммунной системы, виды иммунитета;

иммунокомпетентные клетки и их функции;

виды и характеристику антигенов;

классификацию, строение, функции иммуноглобулинов;

механизм иммунологических реакций.

МДК.04.01. Теория и практика лабораторных микробиологических и иммунологических исследований

ОК 1 - 14

ПК 4.1 - 4.4

ПМ.05

Проведение лабораторных гистологических исследований

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

приготовления гистологических препаратов;

уметь:

готовить материал, реактивы, лабораторную посуду и аппаратуру для гистологического исследования;

проводить гистологическую обработку тканей и готовить микропрепараты для исследований;

оценивать качество приготовленных гистологических препаратов;

архивировать оставшийся от исследования материал;

оформлять учетно-отчетную документацию;

проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию лабораторной посуды, инструментария, средств защиты;

знать:

задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности в гистологической лаборатории;

правила взятия, обработки и архивирования материала для гистологического исследования;

критерии качества гистологических препаратов;

морфофункциональную характеристику органов и тканей.

МДК.05.01. Теория и практика лабораторных гистологических исследований

ОК 1 - 14

ПК 5.1 - 5.5

ПМ.06

Проведение лабораторных санитарно-гигиенических исследований

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

осуществления качественного и количественного анализа проб объектов внешней среды и пищевых продуктов;

уметь:

осуществлять отбор, транспортировку и хранение проб объектов внешней среды и пищевых продуктов;

определять физические и химические свойства объектов внешней среды и пищевых продуктов;

вести учетно-отчетную документацию;

проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию лабораторной посуды, инструментария, средств защиты;

знать:

механизмы функционирования природных экосистем;

задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности в санитарно-гигиенических лабораториях;

нормативно-правовые аспекты санитарно-гигиенических исследований;

гигиенические условия проживания населения и мероприятия, обеспечивающие благоприятную среду обитания человека.

МДК.06.01. Теория и практика санитарно-гигиенических исследований

ОК 1 - 14

ПК 6.1 - 6.5

Вариативная часть учебных циклов ППССЗ

(определяется образовательной организацией самостоятельно)

1394

930

Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ

4644

3096

УП.00

Учебная практика

24 нед.

864

ОК 1 - 14

ПК 1.1 - 6.5

ПП.00

Производственная практика (по профилю специальности)

ПДП.00

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

ПА.00

Промежуточная аттестация

5 нед.

ГИА.00

Государственная итоговая аттестация

6 нед.

ГИА.01

Подготовка выпускной квалификационной работы

4 нед.

ГИА.02

Защита выпускной квалификационной работы

2 нед.