См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

Структура денежных доходов населения (вариант 1), %

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2017 г. к 2013 г.

Доходы населения, всего

100,0

100,0

100,0

100,

100,0

136,2

Доходы занятых

43,5

43,2

42,9

42,8

43,1

135,0

Социальные трансферты

19,6

18,9

19,2

19,1

19,0

132,1

Прочие доходы,

в том числе от собственности и предпринимательской деятельности

36,9

37,9

37,9

38,1

37,9

139,8

Волатильность доходов от занятости в структуре доходов населения объясняется мероприятиями по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы в рамках реализации майских указов Президента Российской Федерации. За 2014 - 2017 гг. доходы от занятости вырастут на 35 процентов. Доходы занятых по-прежнему остаются определяющими при формировании совокупных доходов населения.

Социальные трансферты формируют порядка 19% доходов населения. Динамика изменения социальных трансфертов с годовым лагом повторяет динамику индекса потребительских цен. Рост данной статьи доходов за 2014 - 2017 гг. составит 32,1 процента.

Увеличение нагрузки на заработную плату наряду со сложной экономической ситуацией повлечет за собой увеличение неформальных доходов населения в 2014 - 2016 гг., но уже в 2017 году ожидается замещение неформальных доходов доходами от занятости. Номинальный рост этого компонента доходов за 2014 - 2017 гг. составит 39,8 процента. Таким образом, в целом за 2014 - 2017 гг. ожидается рост доходов населения на 36,2 процента.

Помимо динамики различных составляющих доходов на динамику располагаемых доходов населения влияет объем обязательных платежей и взносов, который к 2017 году увеличится на 48,4% относительно 2013 года. Ускоренный рост этого показателя связан с ростом долговой нагрузки населения и необходимостью обслуживать кредиты. В целом доля обязательных платежей и взносов увеличится с 11,9% доходов населения в 2013 году до 13% в 2017 году, при этом проценты, уплаченные за кредиты, составят 4,8% доходов населения в 2017 году против 3,7% в 2013 году.

Эти факторы, а также более высокий инфляционный фон и сложная геополитическая ситуация не предоставят возможности для существенного роста реальных располагаемых доходов населения в 2014 - 2015 годах. Согласно базовому варианту прогноза ожидаемый прирост реальных доходов населения составит 0,3 и 0,4% в 2014 и 2015 году соответственно. По мере нормализации экономической ситуации в 2016 - 2017 гг. ожидается более существенный прирост реальных доходов: 2,6% в 2016 году, 3,3% в 2017 году. В целом за 2014 - 2017 гг. их прирост составит 6,8 процента.

Более низкая оценка доходов населения и высокая инфляция в 2015 году ограничили возможности для расширения потребления. Еще одним фактором, ограничивающим потребительский спрос, будет являться высокий уровень нормы сбережений, которая в сложившейся экономической ситуации сохранится на уровне 10,2 процента. С учетом этого оценка розничного товарооборота в 2015 году составляет 0,6 процента.

В 2016 - 2017 гг. ожидается ускорение роста доходов населения, снижение нормы сбережений до 9,7% в 2017 году, что будет способствовать восстановлению роста потребительского спроса. Наращивание темпов кредитования также будет способствовать росту потребительских расходов населения. В результате в 2016 году ожидаемый рост розничного товарооборота составит 2,9%, а в 2017 году увеличится до 3,4 процента. Прогноз величины прожиточного минимума рассчитан с учетом потребительской корзины, установленной Федеральным законом "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации", на основе нормативно-статистического метода расчета. В 2017 году величина прожиточного минимума на душу населения прогнозируется на уровне 9506 рублей с ростом к 2013 году на 30,1 процента.

В среднесрочной перспективе основные меры по снижению уровня бедности будут направлены на создание условий для роста доходов граждан и в первую очередь на основе:

развития принципов адресности социальной помощи;

предоставления социальных выплат и компенсаций отдельным категориям граждан и материнского (семейного) капитала;

ежегодной индексации социальных выплат и пенсий с учетом уровня инфляции.

Меры по повышению уровня жизни, принятые на федеральном уровне, могут дополняться в субъектах Российской Федерации исходя из установленных в субъекте критериев нуждаемости.

Реализация всех мер позволит сократить численность бедного населения с 11% в 2013 году до 10,2% в 2017 году.