1. Перечень составляющих, учитываемых при расчете тарифов (НВВ)

1. Перечень составляющих, учитываемых при расчете

тарифов (НВВ)

В НВВ субъекта естественной монополии включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы (затраты), уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы (затраты), связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы (затраты), то есть расходы, непосредственно не связанные с производством и реализацией продукции (услуг)), и расходы (затраты), не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые к прибыли после налогообложения).

Представление в органы государств-членов сводных (плановых и фактических) показателей по затратной части тарифа на регулируемые услуги субъектов естественных монополий, используемых при расчете тарифов (НВВ), может осуществляться по рекомендуемой форме согласно приложению.

При расчете тарифов (НВВ) субъекта естественной монополии учитываются следующие расходы (затраты):

1) расходы (затраты), непосредственно связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности:

а) амортизация основных средств производственного назначения, используемых для оказания услуг в рамках регулируемых видов деятельности;

б) амортизация нематериальных активов;

в) аренда основных средств;

г) расходы (затраты) на ремонт, в том числе:

текущий;

капитальный;

д) расходы (затраты) на оплату труда производственного персонала, в том числе:

заработная плата;

налоговые и иные обязательные отчисления с заработной платы;

е) материальные расходы (затраты), расходуемые на производственные и хозяйственные цели, в том числе:

сырье;

материалы;

электроэнергия;

тепловая энергия;

топливо и горюче-смазочные материалы;

вода;

иные материальные расходы (затраты);

ж) нормативные технические потери;

з) обязательные виды страхования;

и) расходы на выплату вознаграждения за заемные средства для реализации инвестиционного проекта субъекта естественной монополии;

2) расходы (затраты), непосредственно не связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности:

а) налоги и иные обязательные платежи, в том числе платежи за нормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;

б) амортизация непроизводственных основных средств;

в) расходы (затраты) на оплату труда административного и вспомогательного персонала, в том числе:

заработная плата;

налоговые и иные обязательные отчисления с заработной платы;

г) расходы (затраты) на оплату работ и услуг сторонних организаций, в том числе:

коммунальных услуг;

услуг транспорта всех видов;

услуг связи;

услуг ведомственной, вневедомственной и пожарной охраны;

услуг банка;

юридических услуг;

информационных услуг;

аудиторских, консультационных, маркетинговых и нотариальных

услуг;

д) прочие расходы (затраты) (при представлении обосновывающих материалов в органы государств-членов для расчета тарифов (НВВ) указываются все элементы прочих расходов (затрат), превышающие 10 процентов от общей суммы этих расходов), в том числе:

арендная плата;

расходы (затраты) на служебные командировки;

расходы (затраты) на обучение и повышение квалификации персонала;

расходы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

представительские расходы (затраты);

расходы на охрану труда и технику безопасности;

канцелярские и почтово-телеграфные расходы.

При оценке обоснованности отдельных категорий расходов (затрат) органы государств-членов вправе ограничивать объем соответствующих расходов (затрат), учитываемых при расчете тарифов (НВВ), в рамках нормативов или правил их определения, предусмотренных законодательством государств-членов (нормирования отдельных категорий затрат).

При расчете тарифов (НВВ) субъекта естественной монополии учитывается возможность получения этим субъектом следующих форм государственной поддержки:

государственные субсидии;

взносы в уставный капитал;

льготы по уплате налогов и взносов;

иные формы государственной поддержки.

В случае получения субъектом естественной монополии государственной поддержки осуществляется корректировка (снижение) НВВ субъекта естественной монополии на величину дополнительных доходов (сокращения расходов (затрат), налогов). Корректировка НВВ субъекта естественной монополии на величину дополнительных доходов (сокращения расходов (затрат), налогов) не осуществляется, в случае если государственные субсидии, взносы в уставный капитал и иные формы государственной поддержки направляются на реализацию целевых инвестиционных проектов. При этом средства на реализацию целевых инвестиционных проектов учитываются при формировании инвестиционной программы субъекта естественной монополии, но не учитываются при расчете тарифов (НВВ).

При расчете тарифов (НВВ) субъекта естественной монополии учитывается экономически обоснованный уровень прибыли, а также налог на прибыль субъекта естественной монополии. Прибыль субъекта естественной монополии должна обеспечивать возможность реализации утвержденной инвестиционной программы, его стабильное функционирование и возможность обслуживания потребителей. Сумма прибыли, учитываемая при расчете тарифов (НВВ) субъекта естественной монополии, рассчитывается в соответствии с законодательством государств-членов в зависимости от сферы естественной монополии и выбранного метода тарифного регулирования.

Расчет тарифов (НВВ) субъекта естественной монополии производится раздельно по каждому виду регулируемых услуг.

При расчете тарифов (НВВ) не допускается повторный учет одних и тех же расходов (затрат).

В случае если выявлены экономически обоснованные расходы (затраты), не учтенные при установлении регулируемых тарифов на тот период регулирования, в котором они понесены субъектом естественной монополии, или доход, недополученный им при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от него причинам, указанные расходы (затраты) и (или) недополученный доход учитываются при расчете тарифов (НВВ) на следующий период регулирования. Для целей применения указанного правила в законодательстве государства-члена определяются перечень экономически обоснованных расходов (затрат), а также основания возникновения недополученных доходов.

В случае применения метода экономически обоснованных затрат при определении суммы чистой прибыли субъекта естественной монополии по согласованию с органами государств-членов могут дополнительно учитываться расходы (затраты), не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые к прибыли после налогообложения), включая:

капитальные вложения (инвестиции);

взносы в уставные (складочные) капиталы субъекта естественной монополии;

иные экономически обоснованные расходы (затраты), относимые к прибыли в соответствии с законодательством государств-членов.

Расходы (затраты) субъекта естественной монополии, связанные с наличием технологических (технических) расходов (потерь), возникающих при осуществлении регулируемых видов деятельности, и учитываемые при расчете тарифов (НВВ) субъекта естественной монополии, определяются на основании нормативов технологических (технических) расходов (потерь), утверждаемых органами государств-членов.

Расходы (затраты) на сырье, материалы, энергию, топливо, используемые для осуществления регулируемых видов деятельности и учитываемые при расчете тарифов (НВВ) субъекта естественной монополии, определяются на основании нормативов расходов (затрат) сырья, материалов, энергии, топлива, утверждаемых органами государств-членов.

При определении расчетных значений расходов (затрат) на сырье, материалы, энергию, топливо, на оплату работ и услуг сторонних организаций, а также иных расходов (затрат), используемых для осуществления регулируемых видов деятельности и учитываемых при расчете тарифов (НВВ) субъекта естественной монополии, органы государств-членов применяют следующие цены (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации):

цены (тарифы) - в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов (затрат) на сырье, материалы, энергию, топливо определяются с использованием официальной статистической информации и (или) индексов роста цен в официальных прогнозах социально-экономического развития.

Расходы (затраты) субъекта естественной монополии на оплату труда, учитываемые при расчете тарифов (НВВ), определяются на основе следующих показателей:

штатное расписание;

нормативная численность персонала субъектов естественных монополий;

предельный уровень оплаты труда административного персонала.

Стимулирование субъектов естественных монополий к снижению расходов (затрат) и повышению эффективности деятельности осуществляется путем предоставления возможности получения и использования дополнительной прибыли по регулируемым видам деятельности за счет экономии расходов (затрат) посредством:

внедрения более эффективных методов и технологий оказания регулируемых услуг;

рационального использования денежных средств в результате проведения конкурсных (тендерных) процедур;

проведения мероприятий по снижению нормативных технологических (технических) расходов (потерь);

внедрения передовых методов организации труда;

внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий;

проведения иных мероприятий по сокращению и оптимизации расходов (затрат).

При этом субъект естественной монополии представляет в органы государств-членов материалы, подтверждающие экономию расходов (затрат), с приложением материалов, подтверждающих фактическое использование указанной экономии.

Полученная субъектом естественной монополии экономия расходов (затрат) по регулируемому виду деятельности в случае представления в органы государств-членов экономического обоснования по проведенным мероприятиям не учитывается при расчете тарифов (калькуляция расходов (затрат) осуществляется без учета наличия экономии) в течение периода с начала формирования экономии расходов (затрат) до истечения 3 лет после окончания срока окупаемости расходов (затрат) на проведение оптимизационных мероприятий.

При получении дополнительной прибыли в результате оптимизации расходов (затрат) или применения более эффективных методов и технологий оказания регулируемых услуг субъект естественной монополии направляет сумму экономии на создание новых производственных активов, расширение, восстановление, обновление, поддержку, реконструкцию и техническое перевооружение производственных активов, а также вправе направлять сумму экономии на выплату вознаграждений сотрудникам в сумме, не превышающей 10 процентов от величины полученной экономии расходов (затрат).