Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

<Письмо> ГТК РФ от 10.11.1997 N 14-11/5401 "О некоторых вопросах, касающихся порядка обжалования решений, действий, бездействий таможенных органов Российской Федерации или их должностных лиц, а также постановлений о наложении взыскания"

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 ноября 1997 г. N 14-11/5401

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, КАСАЮЩИХСЯ ПОРЯДКА

ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ, БЕЗДЕЙСТВИЙ ТАМОЖЕННЫХ

ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЛИ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ,

А ТАКЖЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ О НАЛОЖЕНИИ ВЗЫСКАНИЯ

По информации, поступающей из таможенных органов в Управление по борьбе с таможенными правонарушениями, имеют место случаи принятия арбитражными судами к рассмотрению исковых заявлений - жалоб юридических лиц на решения, действия или бездействия таможенных органов Российской Федерации или их должностных лиц, а также на постановления таможенных органов о наложении взыскания, поданных без соблюдения установленной Таможенным кодексом Российской Федерации процедуры первичного обжалования. Таможенные органы по таким делам привлекаются к участию в разбирательстве в качестве ответчиков.

Управление по борьбе с таможенными правонарушениями обратилось в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с запросом о том, какие действия в соответствии с действующим законодательством могут быть предприняты таможенными органами, выступающими в качестве ответчиков в арбитражных судах по таким делам, для защиты своих интересов. Генеральная прокуратура Российской Федерации сообщила следующее.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в письме от 12.04.94 N ОЩ-7/03-99 указал, что в соответствии со статьей 416 ТК России арбитражным судам следует принимать к своему рассмотрению споры по вторичным жалобам предприятий, учреждений, организаций и граждан - предпринимателей на решения, действия или бездействия таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц и разъяснил подсудность указанных споров. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 17.06.96 N 5 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением таможенного законодательства", доведенном до сведения таможенных органов указанием ГТК России от 23.07.96 N 01-14/804 "Об обзоре практики рассмотрения споров, связанных с применением таможенного законодательства" еще раз обратил внимание арбитражных судов на обязательность соблюдения процедуры предварительного обжалования при принятии жалоб на постановления таможенных органов о наложении взыскания, разъяснив, что "в соответствии со смыслом статьи 371 Таможенного кодекса обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения таможни можно только после подачи на него жалобы в вышестоящий орган" (п. 15 письма).

Несоблюдение досудебного порядка обжалования является основанием для оставления иска без рассмотрения и в соответствии с п. 5 статьи 87 АПК России.

Однако действующим законодательством не предусмотрена возможность обжалования или опротестования определения суда о принятии дела к производству, в связи с чем в случае принятия арбитражным судом такого решения представляется необходимым для таможенных органов - ответчиков по жалобам - на стадии рассмотрения дела ставить вопрос об оставлении искового заявления без рассмотрения. Определение арбитражного суда об отклонении заявленного ходатайства также не может быть обжаловано или опротестовано в соответствии с законодательством (в соответствии с п. 3 статьи 88 АПК России допускается лишь обжалование определений об оставлении иска без рассмотрения, а ст. ст. 160, 179 АПК - только тех определений, обжалование которых прямо предусмотрено указанным Кодексом).

Анализ статей 158 и 176 АПК России, устанавливающих основания для изменения или отмены решения по делу, позволяет сделать вывод о том, что нарушение предварительной процедуры рассмотрения жалобы не является самостоятельным основанием к изменению или отмене решения (постановления) арбитражного суда. В соответствии с п. 2 статьи 158 и п. 2 статьи 176 нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для обжалования решения (постановления) суда только в том случае, когда принятое судом решение (постановление) является незаконным и неправильным и к принятию такого решения привело или могло привести указанное нарушение.

В письме Генеральной прокуратуры Российской Федерации также указывается, что принесение протестов уполномоченными должностными лицами органов прокуратуры на стадиях, предшествующих вступлению решения (постановления) арбитражного суда в законную силу, Арбитражно - процессуальным кодексом не предусмотрено.

Таким образом, при несоблюдении установленной Таможенным кодексом Российской Федерации процедуры первичного обжалования решений, действий или бездействий таможенных органов Российской Федерации или их должностных лиц, а также постановлений таможенного органа о наложении взыскания, и принятии арбитражным судом дел по указанным жалобам к производству, таможенные органы, выступающие в качестве ответчиков по таким делам, должны шире использовать возможности, предоставленные действующим законодательством: ходатайствовать на стадии рассмотрения дела об оставлении искового заявления без рассмотрения; в случае вынесения определения об отклонении заявленного ходатайства и принятия незаконного и неправильного решения по делу обжаловать решение суда в апелляционную и кассационную инстанции. В соответствии со статьей 180 АПК России вступившие в законную силу решения и постановления арбитражных судов могут быть пересмотрены в порядке надзора по протестам уполномоченных на то должностных лиц.

Начальник Управления

М.В.ВАНИН