III. Современное состояние вопроса. Обоснование соответствия решаемой проблемы приоритетным задачам социально-экономического развития страны

III. Современное состояние вопроса.

Обоснование соответствия решаемой проблемы приоритетным

задачам социально-экономического развития страны

Забота государства о детях является безусловным приоритетом социально-экономического развития Российской Федерации. Достигнутые в этом направлении результаты, особенно в последние годы, очевидны. Для защиты прав и интересов детей, оказания им помощи в трудных ситуациях, лучшей социализации детей и подростков государством создано большое количество органов и организаций, работающих с детьми. К их числу относятся:

центры социальной помощи семье и детям;

центры психолого-педагогической помощи населению;

центры экстренной психологической помощи по телефону;

социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

социальные приюты для детей;

центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями;

центры социального обслуживания населения;

комплексные центры социального обслуживания населения;

центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;

специальные учебно-воспитательные образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением;

другие организации (учреждения) социального обслуживания семьи и детей.

Однако стандарты и эффективность работы указанных организаций не отвечают потребностям современного общества, новым проблемам и вызовам. Очевидна и проблема несогласованности действий и многочисленности служб, отвечающих за работу с детьми. Создание на различных уровнях межведомственных комиссий для координации их деятельности принципиально не меняет ситуацию.

Продолжают развиваться неблагоприятные тенденции общественной жизни. Усиливается социальное расслоение людей и семей, слабо работают "социальные лифты", размывается система нравственных ценностей и ориентиров, рынок успешно заменяет ее чисто потребительскими ценностями, деградирует культура. Культ насилия, агрессивность, конфликтность, отсутствие чуткости, сострадания, глубинные деформации человеческого общения (например, замена на общение исключительно в социальных сетях) и многое другое являются приметами современного общества, оказывающими крайне негативное влияние прежде всего на детей и подростков. Все это никак не способствует формированию благоприятной, гуманной и безопасной среды для их развития и социализации. Кроме того, в школах непрерывно усложняются программы, растет нагрузка, а с ней и стрессы.

В связи с усиливающимися миграционными процессами обостряются межнациональные проблемы, возникает необходимость в формировании навыка существования в многоликом пространстве разнообразных культур. В результате действия всех этих неблагоприятных факторов растут или остаются стабильно высокими показатели детской и подростковой преступности, правонарушений, самоубийств, асоциальные проявления (например, детская наркомания, детский алкоголизм, безнадзорность).

Так, в 2012 году в Российской Федерации вынесено более 40 тысяч постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетних в связи с недостижением ими возраста уголовной ответственности. Внушительная цифра позволяет констатировать достаточно большое количество преступлений, совершаемых малолетними преступниками.

В то же время правосудие в отношении детей остается по своей сути карательным, зачастую усугубляя положение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. При этом уголовно-исполнительная система, несмотря на имеющийся прогресс в понимании необходимости ее гуманизации, особенно по отношению к детям, сохранила многие черты старой, еще советской пенитенциарной системы.

Состояние и тенденции преступности несовершеннолетних - один из важнейших индикаторов развития общества. Нравственная картина общества определяется его отношением к детям, а борьба с преступностью не становится эффективнее при ориентации законодательства на карательные процедуры. Согласно статье 19 Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. и ратифицированной в 1990 году Российской Федерацией, объектом особого внимания государства должны стать права и законные интересы несовершеннолетних, попавших в сферу уголовного судопроизводства.

Медиация и восстановительный подход, являясь реальным инструментарием для решения задачи профилактики и коррекции в работе с детьми и подростками, делают лишь первые шаги.

Восстановительное правосудие предполагает активное вовлечение всех сторон, чьи интересы были затронуты событием и (или) асоциальными или противоправными действиями, в процесс заглаживания вины посредством применения медиации и восстановительной практики.

Восстановительный подход предполагает отделение самого правонарушителя от проступка им совершенного, недопущение изменения социального статуса правонарушителя ("навешивания ярлыков"), минимизацию последствий правонарушения и наказания, способных негативно повлиять на дальнейшую жизнь ребенка, формирование у правонарушителя понимания совершенного поступка как проступка, осознания необходимости отвечать за свои поступки и их последствия.

Медиатор не наделен правом и полномочиями принятия решения по спору, а лишь содействует сторонам в поиске решения, основанного на договоренностях, отражающих интересы и потребности сторон спора. Медиация сохраняет за сторонами спора всю полноту власти и влияния на процесс выработки и принятия решения по спору, а также на содержание этого решения. Медиация альтернативна судебному разбирательству, в котором решение принимает судья, а не стороны спора. Медиация как процедура по самой своей природе является восстановительным механизмом, поскольку ее базовыми принципами являются равноправие и взаимоуважение сторон, конструктивное поведение в условиях конфликта, ненасильственное реагирование на ситуации напряжения и эскалации конфликта.

Медиативный подход может использовать любой человек, прошедший соответствующее обучение, в том числе для разрешения или предотвращения спора, в котором он сам выступает стороной. Медиативный подход эффективен и необходим в качестве дополнительной компетенции, применяемой в повседневной профессиональной деятельности, в первую очередь представителям социально ориентированных профессий.

Продвижение идей восстановительного правосудия и восстановительного подхода в работе с детьми и подростками идет в настоящее время стихийно и фрагментарно. Чаще всего такие усилия предпринимаются отдельными негосударственными организациями. В некоторых регионах существуют региональные программы. Однако недостаточная координация деятельности различных органов и организаций, работающих с детьми, отсутствие необходимой подготовки кадров (обученности их современным технологиям работы с детьми) позволяют говорить пока лишь об отдельных успехах.

Непросто обстоит дело и с интеграцией медиации в нынешнюю систему правосудия. В условиях, когда количество обращений в суд превышает 25 млн. в год, именно судебная система может и должна стать основным элементом, содействующим формированию культуры мирного разрешения споров. Это является также чрезвычайно важным и для самой судебной системы, страдающей от перегруженности делами, снижение вследствие этого качества правосудия, снижение уровня доверия общества к судебной власти. При этом, чтобы квалифицированно направлять на процедуру медиации или применять медиативные навыки с целью содействия примирению сторон в суде, судьи должны пройти подготовку, которая даст им не только знания, умения и навыки медиации, но и поможет преодолеть подчас очень сильные психологические барьеры по отношению к нетрадиционным и непривычным формам работы. Так, если в целом мировым соглашением или иными формами примирения заканчивается менее 3 процентов судебных споров, то у судей, владеющих медиативным подходом, этот показатель достигает 33 процентов.

В целом по числу споров, разрешаемых с помощью внесудебной и досудебной медиации, статистики не ведется, но очевидно, что это количество постепенно растет, оставаясь при этом незначительной величиной относительно числа споров, переполняющих судебную систему.

В то же время идет активная интеграция Российской Федерации в развивающееся мировое сообщество и международное правовое поле с соответствующим переходом на международные нормы и стандарты, методы и технологии работы с детьми и подростками, в том числе с вступившими в конфликт с законом.

В последние годы значительно повысилось внимание гражданского общества к проблемам создания благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации детей и подростков. Различные неправительственные организации предлагают самые разнообразные меры - от полезных и важных до опасных.

Более того, значение задачи внедрения медиации и восстановительного правосудия в защиту прав детей выходит далеко за пределы первичного контура "ребенок - семья - школа (специальное учреждение)". Если гуманный инструментарий решения трудных ситуаций будет успешно внедрен в сферу защиты прав и интересов детей, он будет быстрее распространен и на все общество.

Таким образом, сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, эти социальные инновации - медиация и восстановительный подход несомненно актуальны и востребованы обществом. С другой стороны, сложившаяся практика проведения реформ исключительно "сверху", слабость институтов гражданского общества, отсутствие системной финансовой поддержки этих инноваций замедляют их становление и развитие.

Принятие Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы создает на федеральном уровне принципиально новые условия для развития медиации и восстановительного подхода, развертывания широкомасштабной профилактической и коррекционной работы с целью реализации восстановительного правосудия. Фактически это государственный заказ на развитие и практическое внедрение медиации и восстановительного подхода.

Практическая реализация основных положений заключается в необходимости создания сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия (пункт 62 плана).