3. Формы и методы государственной поддержки реформирования предприятий

3. Формы и методы государственной поддержки

реформирования предприятий

Для реализации поэтапного стимулируемого государством перехода предприятий на общепринятые в рыночной экономике принципы функционирования предприятий необходимо:

1. Определить требования (оценочные критерии), предъявляемые к реформируемому предприятию, включая:

ведение реестра акционеров независимым регистратором (для акционерных обществ);

наличие на предприятии бизнес - планов на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

переход на международные стандарты бухгалтерского учета;

отсутствие текущей задолженности по уплате налогов;

переход на уплату НДС и акцизов по мере отгрузки;

существенное снижение неденежных форм расчетов, вплоть до полного отказа от бартера.

2. Разработать комплекс мер по стимулированию предприятий при выполнении ими предъявляемых к ним требований.

3. Создать условия для реформирования предприятий, имея в виду:

постепенное прекращение действия содержащихся в законодательстве Российской Федерации правовых норм, устанавливающих особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий;

значительное увеличение минимального размера уставного капитала акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью для обеспечения гарантий удовлетворения возможных требований кредиторов;

повышение ответственности руководителей предприятий за принимаемые управленческие решения, за сохранность и эффективное использование имущества предприятия, за финансово - хозяйственные результаты его деятельности;

установление для руководителей хозяйственных обществ разрешительного порядка совместительства в целях ограничения сложившейся практики одновременной работы на руководящих должностях в разных организациях;

повышение ответственности руководителя за сокрытие от участников (учредителей) информации о сделках с организациями, где есть его коммерческий интерес;

организацию подготовки и переподготовки руководителей и специалистов предприятий, аккредитации учебных заведений, занимающихся этими вопросами, введение стандартов обучения и сертификатов управляющих;

обеспечение введения эффективной системы регистрации имущественных прав, а также создание механизма регистрации имущественного оборота.

4. Способствовать улучшению экономического положения предприятий, повышению конкурентоспособности их продукции, стимулированию инвестиционной деятельности на основе разработки и принятия мер, предусматривающих:

изменение амортизационной политики в целях ее либерализации, обеспечение реформированным предприятиям свободного выбора методов амортизационной политики (использование ускоренной амортизации, нелинейных методов амортизации, в том числе метода уменьшающегося остатка с применением удвоенных амортизационных норм, метода суммы лет, специальной первоначальной амортизационной скидки), упрощение и укрупнение норм амортизации;

совершенствование механизмов исполнения судебных решений;

ускорение и завершение передачи объектов социально - культурного и жилищно - коммунального хозяйства, находящихся на балансах предприятий, в ведение органов местного самоуправления;

формирование системы экономических индикаторов, учитывающих отраслевую специфику, позволяющую предприятию определять свое положение на рынке и разрабатывать программы выхода на новые рынки сбыта, а внешним контрагентам (при принятии мер по широкому доступу к информации об указанных индикаторах) - получать оценку хозяйствующего субъекта при рассмотрении вопросов организации совместного выпуска продукции, привлечения средств инвесторов и пр. Это обеспечит также объективность анализа и оценки уровня инвестиционных рисков;

обеспечение гарантии права предприятия на приобретение по минимальным ценам в собственность земельных участков, на которых оно размещено, что позволит повысить ликвидность активов предприятий и развивать ипотечное кредитование;

переход на рыночную оценку активов предприятий, что позволит предприятиям в сочетании с переходом от налога на имущество к налогу на недвижимость (с установлением его предельного размера для фондоемких предприятий) формировать более рациональную стратегию в отношении использования собственных активов;

ввод в действие стандартов раскрытия информации о ценных бумагах;

ужесточение санкций к предприятиям, допускающим неплатежи, неуплату налогов, активное применение механизма банкротства.

5. Изменить систему бухгалтерского учета как одного из основных источников формирования экономических показателей и инструмента для анализа хозяйственной деятельности предприятий.

В этих целях предполагается разработать общегосударственную программу перехода на международные стандарты бухгалтерского учета, предусмотрев в ней несколько этапов ее реализации:

в 1997 году создать правовую базу реформы бухгалтерского учета с целью приведения его в соответствие с международными стандартами и обеспечения участников (учредителей), потенциальных инвесторов и кредиторов, иных пользователей необходимой информацией. Одновременно разработать новые программы обучения бухгалтеров и аудиторов;

в 1998 году внедрить новую систему бухгалтерского учета. С 1 января 1998 г. 100 - 200 предприятий, специалисты которых пройдут обучение, перейдут на ведение бухгалтерского учета по новым правилам.

Также необходимо организовать переподготовку по специально разработанным программам обучения практикующих бухгалтеров, экономистов предприятий, работников налоговых и других органов исполнительной власти.

6. Ввести единые стандарты аудита и квалификационные требования к аттестации аудиторов, разработать новый набор представляемых предприятиями в органы государственной статистики данных, характеризующих финансово - экономическое состояние предприятий.