VI. Требования к структуре программы подготовки специалистов среднего звена

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

6.1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общего гуманитарного и социально-экономического;

математического и общего естественнонаучного;

профессионального;

и разделов:

учебная практика;

производственная практика (по профилю специальности);

производственная практика (преддипломная);

промежуточная аттестация;

государственная итоговая аттестация.

6.2. Обязательная часть программы подготовки специалистов среднего звена по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.

Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.

Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).

6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".

Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.

6.4. Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 3

Структура программы подготовки специалистов среднего звена

базовой подготовки

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося

(час./нед.)

В том числе часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

Обязательная часть учебных циклов ППССЗ

3564

2376

ОГСЭ.00

Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл

714

476

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

48

ОГСЭ.01. Основы философии

ОК 1 - 9

уметь:

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

знать:

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

содержание и назначение важнейших нормативных правовых актов мирового и регионального значения

48

ОГСЭ.02. История

ОК 1 - 9

уметь:

общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

знать:

лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности

190

ОГСЭ.03. Иностранный язык

ОК 1 - 9

ПК 1.3, 2.1, 2.4, 2.5

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни

380

190

ОГСЭ.04. Физическая культура

ОК 2, 3, 6

ЕН.00

Математический и общий естественнонаучный учебный цикл

150

100

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

уметь:

решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;

знать:

значение математики в профессиональной деятельности и при освоении ППССЗ;

основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;

основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, линейной

алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики;

основы интегрального и дифференциального исчисления

ЕН.01. Математика

ОК 2, 4, 5

ПК 1.1 - 1.5, 2.2 - 2.4

уметь:

применять информационные технологии в профессиональной деятельности;

знать:

способы автоматизированной обработки информации;

сетевые технологии обработки информации

ЕН.02. Информатика

ОК 2, 4, 5

ПК 1.1 - 1.5, 2.2 - 2.4

уметь:

проводить качественный и количественный анализ химических веществ;

использовать информационные технологии при решении экспериментальных и расчетных задач;

оценивать протекание химических процессов и контролировать их ход;

знать:

методы качественного, количественного и физико-химического анализа веществ;

теоретические основы химических и физико-химических процессов;

агрегатные состояния вещества

ЕН.03. Химия

ОК 2, 4, 5

ПК 1.1 - 1.5, 2.2 - 2.4

П.00

Профессиональный учебный цикл

2700

1800

ОП.00

Общепрофессиональные дисциплины

1370

914

В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

применять знания о правовой системе в решении профессиональных вопросов;

знать:

российское и международное авиационное законодательство, юридическую ответственность и ее виды

ОП.01. Авиационное законодательство

ОК 1 - 5, 8

ПК 1.3, 2.4, 2.5

уметь:

читать конструкторскую и технологическую документацию по профилю специальности;

выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности, в ручной и машинной графике;

выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов, узлов в ручной и машинной графике;

выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной графике;

оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

знать:

правила чтения конструкторской и технологической документации;

способы графического представления объектов, пространственных образов, технологического оборудования и схем;

законы, методы и приемы проекционного черчения;

требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (далее - ЕСКД) и Единой системы технологической документации (далее - ЕСТД);

правила выполнения чертежей, технических рисунков, эскизов и схем;

технику и принципы нанесения размеров;

классы точности и их обозначение на чертежах;

типы и назначение спецификаций, правила их чтения и составления

ОП.02. Инженерная графика

ПК 1.3, 2.4, 2.5

уметь:

составлять принципиальные схемы гидравлических систем;

производить расчеты по определению параметров работы гидросистем;

знать:

физические основы функционирования гидравлических систем;

устройства и принцип действия различных типов приводов гидросистем;

методику расчета основных параметров разного типа приводов гидросистем

ОП.03. Гидравлика

ПК 1.3, 2.4, 2.5

уметь:

рассчитывать основные уравнения аэродинамики;

знать:

аэродинамические характеристики крыла и летательного аппарата;

основы аэродинамики больших скоростей; воздушный винт;

динамику полета: установившееся и неустановившееся движения летательного аппарата;

равновесие, устойчивость, управляемость летательного аппарата

ОП.04. Аэродинамика

летательных

аппаратов

ПК 1.3, 2.4, 2.5

уметь:

применять основы технической термодинамики: первое и второе начала термодинамики, термодинамические процессы и циклы;

знать:

основные уравнения газовой динамики, истечение газа;

теорию газотурбинных двигателей летательных аппаратов: схему устройства и принцип работы;

процессы, протекающие в элементах турбореактивных двигателей;

турбореактивные двигатели двухконтурные;

турбовинтовые двигатели;

теорию поршневых двигателей летательных аппаратов: схему устройства и принцип работы

ОП.05. Теория двигателей летательных аппаратов

ПК 1.3, 2.4, 2.5

уметь:

рассчитывать нагрузки, действующие на летательный аппарат;

знать:

общие сведения о конструкции и характеристиках летательных аппаратов;

конструкцию аэродинамических частей летательных аппаратов, шасси;

функциональные системы летательных аппаратов: управления, энергетические, топливные, противопожарные, противообледенительные, высотные и другие, их разновидности, сравнительный анализ;

принципы работы, колебания частей летательного аппарата

ОП.06. Основы конструкции летательных аппаратов

ПК 1.3, 2.4, 2.5

уметь:

рассчитывать силы, действующие на элементы конструкции двигателей летательных аппаратов;

знать:

основы конструкции газотурбинных двигателей летательных аппаратов;

основные конструктивные элементы: входное устройство, компрессоры, камеры сгорания, газовые турбины, выходные и реверсивные устройства и другие, их разновидности, сравнительный анализ, принципы работы;

силовые схемы и роторы;

основные системы: смазки, топливопитания, управления, пусковые и другие, их разновидности, сравнительный анализ, принципы работы;

основы конструкции поршневых двигателей

ОП.07. Основы конструкции двигателей летательных аппаратов

ПК 1.3, 2.4, 2.5

уметь:

применять требования нормативных правовых актов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;

приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;

знать:

основные понятия метрологии;

задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;

формы подтверждения качества;

терминологию и единицы измерения величин соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ

ОП.08. Метрология, стандартизация и подтверждение качества

ПК 1.3, 2.4, 2.5

уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия

терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

68

ОП.09. Безопасность жизнедеятельности

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.5, 2.1 - 2.5

ПМ.00

Профессиональные модули

1330

886

ПМ.01

Эксплуатация и техническое обслуживание летательных аппаратов базового типа, их двигателей и функциональных систем

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

технической эксплуатации, обслуживания и ремонта летательных аппаратов базового типа, их двигателей и функциональных систем;

поддержания и сохранения летной годности летательных аппаратов базового типа, их двигателей и функциональных систем на этапе технической эксплуатации;

проведения комплекса планово-предупредительных работ по обеспечению исправности, работоспособности и готовности летательных аппаратов и двигателей к использованию по назначению;

учета срока службы, наработки объектов эксплуатации, причин и продолжительности простоев авиационной техники;

уметь:

производить все виды технического обслуживания летательных аппаратов и двигателей;

анализировать работу их систем и агрегатов и находить эффективные способы предупреждения и устранения их отказов;

готовить летательный аппарат к полету;

пользоваться контрольно-измерительной аппаратурой, инструментом, средствами механизации;

обеспечивать соблюдение правил охраны труда и окружающей среды;

знать:

конструкцию, эксплуатационно-технические характеристики, принцип работы конкретных типов летательных аппаратов и двигателей и их систем, правила технической эксплуатации;

методы и средства оценки и управления техническим состоянием авиационной техники;

систему информационного обеспечения и управления процессом технической эксплуатации летательных аппаратов и двигателей;

структуру, принцип работы, правила эксплуатации средств встроенного контроля и автоматизированных наземных систем контроля технического состояния летательных аппаратов и двигателей;

особенности электрического, электронного, приборного оборудования и электроэнергетических систем, взаимосвязи с другими элементами данной системы и с другими системами, правила их эксплуатации, содержание и технологию технического обслуживания, порядок проведения дефектации и проверки работоспособности, методы выявления и устранения неисправностей;

основы вычислительной техники;

основные требования, предъявляемые к технической документации и порядку ее ведения;

технику безопасности, промышленную санитарию и противопожарную защиту

МДК.01.01. Техническая эксплуатация и ремонт летательных аппаратов и двигателей

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.5, 2.3, 2.5

ПМ.02

Организация и управление работой структурного подразделения

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

по организации работы коллектива исполнителей в процессе технической эксплуатации, обслуживании и ремонта летательных аппаратов, их двигателей и функциональных систем;

планирования и организации производственных работ в стандартных и нестандартных ситуациях;

контроля качества выполняемых работ при технической эксплуатации, обслуживании и ремонте летательных аппаратов, их двигателей и функциональных систем;

в оценке экономической эффективности производственной деятельности при выполнении технического обслуживания и контроля качества выполняемых работ;

оформления технической документации, организации и планирования работ, связанных с различными видами профессиональной деятельности;

уметь:

оформлять техническую документацию на производимое техническое обслуживание, прием-передачу самолета на техобслуживание, хранение и полеты;

соблюдать установленные требования, действующие правила и стандарты;

знать:

основы организации деятельности авиационной организации и управления ею; основные показатели производственно-хозяйственной деятельности авиационной организации; правила и нормы охраны труда

МДК.02.01.

Обеспечение безопасности полетов и эффективности профессиональной деятельности

ОК 1 - 9

ПК 2.1 - 2.5

ПМ.03

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно)

1566

1044

Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ

5130

3420

УП.00

Учебная практика

14 нед.

504

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.5, 2.1 - 2.5

ПП.00

Производственная практика (по профилю специальности)

ПДП.00

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

ПА.00

Промежуточная аттестация

5 нед.

ГИА.00

Государственная итоговая аттестация

6 нед.

ГИА.01

Подготовка выпускной квалификационной работы

2 нед.

ГИА.02

Защита выпускной квалификационной работы

2 нед.

Таблица 4

Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения составляет 147 недель, в том числе:

Обучение по учебным циклам

95 нед.

Учебная практика

14 нед.

Производственная практика (по профилю специальности)

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

Промежуточная аттестация

5 нед.

Государственная итоговая аттестация

6 нед.

Каникулы

23 нед.

Итого

147 нед.

Таблица 5

Структура программы подготовки специалистов среднего звена

углубленной подготовки

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)

В том числе часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

Обязательная часть учебных циклов ППССЗ

5238

3492

ОГСЭ.00

Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл

1050

700

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

48

ОГСЭ.01. Основы философии

ОК 1 - 9

ПК 2.1, 2.4

уметь:

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

знать:

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

содержание и назначение важнейших нормативных правовых актов мирового и регионального значения

48

ОГСЭ.02. История

ОК 1 - 9

уметь:

применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

знать:

взаимосвязь общения и деятельности;

цели, функции, виды и уровни общения;

роли и ролевые ожидания в общении;

виды социальных взаимодействий;

механизмы взаимопонимания в общении;

техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

этические принципы общения;

источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов

48

ОГСЭ.03. Психология общения

ОК 1 - 9

ПК 2.1, 2.2, 2.4, 2.5

уметь:

общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

знать:

лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности

278

ОГСЭ.04. Иностранный язык

ОК 1 - 9

ПК 1.3, 2.1, 2.4, 2.5

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни

556

278

ОГСЭ.05. Физическая культура

ОК 2, 3, 6

ЕН.00

Математический и общий естественнонаучный учебный цикл

260

174

В результате изучения обязательной части учебного

цикла обучающийся должен:

уметь:

решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;

знать:

значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;

основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;

основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики;

основы интегрального и дифференциального исчисления

ЕН.01. Математика

ПК 1.1 - 1.6,

2.2 - 2.4

уметь:

применять информационные технологии в профессиональной деятельности;

знать:

способы автоматизированной обработки информации;

сетевые технологии обработки информации

ЕН.02. Информатика

ПК 1.1 - 1.6, 2.2 - 2.4

уметь:

классифицировать физические задачи и применять методы их решения;

оценивать численные порядки величин, характерных для различных разделов физики;

знать:

основные численные методы и модели механики, электричества и магнетизма, колебаний и волн, статической физики и термодинамики;

методы теоретического и экспериментального исследования;

о новейших открытиях естествознания и перспективах их использования для построения технических устройств;

сведения об измерениях, обработке их результатов, их специфичности в различных разделах естествознания;

основы и принципы физического моделирования

ЕН.03. Физика

ПК 1.1 - 1.6,

2.2 - 2.4

П.00

Профессиональный учебный цикл

3928

2618

ОП.00

Общепрофессиональные дисциплины

1970

1314

В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

применять знания о правовой системе в решении профессиональных вопросов;

знать:

российское и международное авиационное законодательство, юридическую ответственность и ее виды

ОП.01. Авиационное законодательство

ОК 1 - 5, 8

ПК 1.3, 1.6, 2.4, 2.5

уметь:

читать конструкторскую и технологическую документацию по профилю специальности;

выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности, в ручной и машинной графике;

выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов, узлов в ручной и машинной графике;

выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной графике;

оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;

знать:

правила чтения конструкторской и технологической документации;

способы графического представления объектов, пространственных образов, технологического оборудования и схем;

законы, методы и приемы проекционного черчения;

требования государственных стандартов ЕСКД и ЕСТД;

правила выполнения чертежей, технических рисунков, эскизов и схем;

технику и принципы нанесения размеров;

классы точности и их обозначение на чертежах;

типы и назначение спецификаций, правила их чтения и составления

ОП.02. Инженерная графика

ПК 1.3, 1.6, 2.4, 2.5

уметь:

составлять принципиальные схемы гидравлических систем;

производить расчеты по определению параметров работы гидросистем;

знать:

физические основы функционирования гидравлических систем;

устройства и принцип действия различных типов приводов гидросистем;

методику расчета основных параметров разного типа приводов гидросистем

ОП.03. Гидравлика

ПК 1.3, 1.6, 2.4, 2.5

уметь:

рассчитывать основные уравнения аэродинамики;

знать:

аэродинамические характеристики крыла и летательного аппарата;

основы аэродинамики больших скоростей; воздушный винт; динамику полета: установившееся и неустановившееся движения летательного аппарата; равновесие, устойчивость, управляемость летательного аппарата

ОП.04.

Аэродинамика летательных аппаратов

ПК 1.3, 1.6, 2.4, 2.5

уметь:

применять основы технической термодинамики: первое и второе начала термодинамики, термодинамические процессы и циклы;

знать:

основные уравнения газовой динамики, истечение газа;

теорию газотурбинных двигателей летательных аппаратов: схему устройства и принцип работы;

процессы, протекающие в элементах турбореактивных двигателей;

турбореактивные двигатели двухконтурные;

турбовинтовые двигатели;

теорию поршневых двигателей летательных аппаратов: схему устройства и принцип работы

ОП.05. Теория двигателей летательных аппаратов

ПК 1.3, 1.6, 2.4, 2.5

уметь:

рассчитывать нагрузки, действующие на летательный аппарат;

знать:

общие сведения о конструкции и характеристиках летательных аппаратов;

конструкцию аэродинамических частей летательных аппаратов;

шасси;

функциональные системы летательных аппаратов: управления, энергетические, топливные, противопожарные, противообледенительные, высотные и другие, их разновидности, сравнительный анализ;

принципы работы, колебания частей летательного аппарата

ОП.06. Основы конструкции летательных аппаратов

ПК 1.3, 1.6, 2.4, 2.5

уметь:

рассчитывать силы, действующие на элементы конструкции двигателей летательных аппаратов;

знать:

основы конструкции газотурбинных двигателей летательных аппаратов;

основные конструктивные элементы: входное устройство, компрессоры, камеры сгорания, газовые турбины, выходные и реверсивные устройства и другие, их разновидности, сравнительный анализ, принципы работы;

силовые схемы и роторы;

основные системы: смазки, топливопитания, управления, пусковые и другие, их разновидности, сравнительный анализ, принципы работы;

основы конструкции поршневых двигателей

ОП.07. Основы конструкции двигателей летательных аппаратов

ПК 1.3, 1.6, 2.4, 2.5

уметь:

применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;

использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;

приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;

знать:

основные понятия метрологии;

задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;

формы подтверждения качества;

терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ

ОП.08. Метрология, стандартизация и подтверждение качества

ПК 1.3, 1.6, 2.4, 2.5

уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

68

ОП.09. Безопасность жизнедеятельности

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.8, 2.1 - 2.5

ПМ.00

Профессиональные модули

1956

1304

ПМ.01

Эксплуатация и техническое обслуживание летательных аппаратов базового типа, их двигателей и функциональных систем

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

технической эксплуатации, обслуживания и ремонта летательных аппаратов базового типа, их двигателей и функциональных систем;

поддержания и сохранения летной годности летательных аппаратов базового типа, их двигателей и функциональных систем на этапе технической эксплуатации;

проведения комплекса планово-предупредительных работ по обеспечению исправности, работоспособности и готовности летательных аппаратов и двигателей к использованию по назначению;

учета срока службы, наработки объектов эксплуатации, причин и продолжительности простоев авиационной техники;

уметь:

производить все виды технического обслуживания летательных аппаратов и двигателей;

анализировать работу их систем и агрегатов и находить эффективные способы предупреждения и устранения их отказов;

готовить летательный аппарат к полету; пользоваться контрольно-измерительной аппаратурой, инструментом, средствами механизации; обеспечивать соблюдение правил охраны труда и окружающей среды;

знать:

конструкцию, эксплуатационно-технические характеристики, принцип работы конкретных типов летательных аппаратов и двигателей и их систем, правила технической эксплуатации;

методы и средства оценки и управления техническим состоянием авиационной техники;

систему информационного обеспечения и управления процессом технической эксплуатации летательных аппаратов и двигателей;

структуру, принцип работы, правила эксплуатации средств встроенного контроля и автоматизированных наземных систем контроля технического состояния летательных аппаратов и двигателей;

особенности электрического, электронного, приборного оборудования и электроэнергетических систем, взаимосвязи с другими элементами данной системы и с другими системами, правила их эксплуатации, содержание и технологию технического обслуживания, порядок проведения дефектации и проверки работоспособности, методы выявления и устранения неисправностей;

основы вычислительной техники;

основные требования, предъявляемые к технической документации и порядку ее ведения;

технику безопасности, промышленную санитарию и противопожарную защиту

МДК.01.01. Техническая эксплуатация и ремонт летательных аппаратов и двигателей

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.8, 2.3, 2.5

ПМ.02

Организация и управление работой структурного подразделения

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

по организации работы коллектива исполнителей в процессе технической эксплуатации, обслуживания и ремонта летательных аппаратов, их двигателей и функциональных систем;

планирования и организации производственных работ в стандартных и нестандартных ситуациях;

контроля качества выполняемых работ при технической эксплуатации, обслуживании и ремонте летательных аппаратов, их двигателей и функциональных систем;

в оценке экономической эффективности производственной деятельности при выполнении технического обслуживания и контроля качества выполняемых работ;

оформления технической документации, организации и планирования работ, связанных с различными видами профессиональной деятельности;

уметь:

оформлять техническую документацию на производимое техническое обслуживание, прием-передачу самолета на техобслуживание, хранение и полеты;

соблюдать установленные требования,

действующие правила и стандарты;

знать:

основы организации деятельности авиационной организации и управления ею;

основные показатели производственно-хозяйственной деятельности авиационной организации;

правила и нормы охраны труда

МДК.02.01.

Обеспечение безопасности полетов и эффективности профессиональной деятельности

ОК 1 - 9

ПК 2.1 - 2.6

ПМ.03

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Вариативная часть учебных циклов ППССЗ

(определяется образовательной организацией самостоятельно)

2268

1512

Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ

7506

5004

УП.00

Учебная практика

18 нед.

648

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.8, 2.1 - 2.6

ПП.00

Производственная практика (по профилю специальности)

ПДП.00

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

ПА.00

Промежуточная аттестация

7 нед.

ГИА.00

Государственная итоговая аттестация

6 нед.

ГИА.01

Подготовка выпускной квалификационной работы

4 нед.

ГИА.02

Защита выпускной квалификационной работы

2 нед.

Таблица 6

Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения составляет 199 недель, в том числе:

Обучение по учебным циклам

139 нед.

Учебная практика

18 нед.

Производственная практика (по профилю специальности)

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

Промежуточная аттестация

7 нед.

Государственная итоговая аттестация

6 нед.

Каникулы

25 нед.

Итого

199 нед.