Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3.1.3. Электрическое оборудование

3.1.3. Электрическое оборудование.

Системы управления троллейбусом: общая характеристика систем управления троллейбусом; условные обозначения, применяемые в схемах электрических цепей; краткое описание работы силовой схемы; схемы управления и вспомогательных цепей.

Токоприемники: технические параметры, устройство токоприемников; неисправности токоприемников, их признаки; действия водителя при обнаружении неисправностей токоприемников; назначение и устройство радиореакторов и штангоуловителей; характерные неисправности штангоуловителей.

Тяговые двигатели: назначение тяговых двигателей; типы электрических двигателей по способу возбуждения и защищенности; технические параметры и устройство тяговых двигателей троллейбусов; подвеска тягового двигателя на троллейбусе; характерные неисправности тяговых двигателей; действия водителя при обнаружении неисправности тягового двигателя; пуск и регулировка скорости тяговых двигателей; реостатный пуск; основные элементы схемы; принцип работы при пуске, разгоне и торможении; системы электрического регулирования напряжения на тяговом двигателе; основные элементы схемы; принцип работы при пуске, разгоне, торможении.

Пуско-тормозные резисторы: технические параметры и устройство резисторов; включение в электрическую цепь при пуске и торможении; добавочные резисторы; характерные неисправности пуско-тормозных и добавочных резисторов, их признаки; действия водителя при обнаружении неисправностей резисторов.

Контакторы: назначение, устройство, типы, технические параметры контакторов; принцип их работы и характерные неисправности; действия водителя при обнаружении неисправностей контакторов.

Контроллеры: назначение, устройство и технические параметры контроллера водителя и группового реостатного контроллера; конструкция кулачковых элементов силовой цепи и цепи управления; серводвигатель контроллера; стоп-реле, их назначение, принцип работы; характерные неисправности аппаратов управления, их признаки, действия водителя при обнаружении неисправностей.

Пусковые и ходовые положения контроллера: последовательность включения электроаппаратов для подготовки троллейбуса к пуску; маневровое положение контроллера водителя (далее - KB); работа аппаратов управления, тягового двигателя и скорость движения троллейбуса на маневровом положении; прохождение тока по цепи управления и силовой цепи тягового двигателя; ходовые положения KB; последовательность включения аппаратов управления; режим работы тягового двигателя и скорость движения троллейбуса; прохождение тока по цепи управления и силовой цепи тягового двигателя при различных положениях KB; способы регулирования скорости вращения якоря тягового двигателя.

Тормозные положения контроллера, переход двигателя в генераторный режим: реостатное и рекуперативное торможение; условия, преимущества и недостатки реостатного и рекуперативного торможения; тормозные положения контроллера водителя и положение аппаратов управления при тормозных режимах; переход двигателя в генераторный режим; прохождение тока по цепи управления и силовой цепи при торможении; эффективность электрического торможения при различных скоростях троллейбуса; комбинация электро- и пневмотормоза.

Контроль состояния изоляции высоковольтных (далее - в/в) цепей троллейбуса: типы проводов, применяемых в в/в цепях троллейбуса; причины появления и допустимые нормы токов утечки на корпус троллейбуса; методы контроля величины токов утечки, нахождение и ликвидация мест повреждения изоляции.

Защита высоковольтных электрических цепей троллейбуса: защита силовых электрических цепей от пониженного и повышенного напряжения; назначение, устройство, принцип работы нулевого реле, реле максимального напряжения и грозоразрядника; аппараты защиты силовой и вспомогательной цепей от повышенной силы тока; назначение и устройство автоматического выключателя, реле максимального тока и в/в предохранителей; функции полупроводникового регулятора тока по защите электрических цепей троллейбуса от повышенного и пониженного напряжения, повышенной силы тока в пусковом, ходовом и тормозном режимах работы тягового двигателя.

Реле высоковольтных цепей: назначение и устройство реле ускорения, реле выбега и реле времени, реле минимального тока; особые режимы работы схемы троллейбуса: действия водителя при возникновении особых режимов работы в/в схемы троллейбуса, в том числе при: срабатывании автоматического выключателя; перегорании плавких предохранителей высоковольтных цепей; срабатывании реле максимального напряжения, нулевого реле, тормозного реле; пуске двигателя после выбега; возврате вала группового реостатного контроллера на первую позицию.

Вспомогательные цепи высокого напряжения: схема вспомогательных цепей высокого напряжения; цепь двигателя компрессора, отопления, освещения и вспомогательного двигателя; характерные неисправности в цепях высокого напряжения; их признаки; действия водителя при обнаружении неисправностей.

Аккумуляторные батареи: назначение, устройство, типы и технические параметры щелочных аккумуляторных батарей (далее - АКБ); характерные неисправности АКБ, их признаки; действия водителя при обнаружении неисправности АКБ.

Низковольтный генератор, реле-регулятор: назначение и устройство низковольтного генератора; зависимость напряжения генератора от скорости вращения; реле-регулятор; назначение и устройство; характерные неисправности низковольтного генератора и реле-регулятора; их признаки; действия водителя при обнаружении неисправностей; полупроводниковые преобразователи напряжения для питания вспомогательных цепей, их устройство и принцип работы, возможные неисправности.

Потребители электрического тока низкого напряжения: назначение, общая характеристика и устройство низковольтного оборудования; схемы низковольтных цепей; цепи питания электрического и пневматического приводов управления дверями троллейбуса; схемы запитки электродвигателей стеклоочистителей и стеклоомывателя, а также вентиляторов и печей салона и кабины водителя; сигнализация отрыва токоприемника; схема включения реле указателя поворота и аварийной сигнализации; расположение аппаратов управления в кабине водителя и контрольно-измерительных приборов на приборной панели; цепи запитки амперметров, вольтметра и спидометра; схемы запитки габаритных фонарей и фар; цепи сигналов поворота и стоп-сигналов; цепи освещения салона и кабины, подсветка подножек дверей; подача звукового сигнала от кондуктора и исчезновения напряжения в в/в цепи; вспомогательные двигатели, включенные в низковольтную вспомогательную цепь, их технические параметры, назначение; действия водителя при обнаружении неисправности низковольтного оборудования.

Звукоусилительная аппаратура: назначение, устройство, принцип действия звукоусилительной аппаратуры (далее - ЗУА) троллейбуса; характерные неисправности; действия водителя при обнаружении неисправностей ЗУА; назначение, устройство, принцип действия систем информационного обеспечения пассажиров; назначение, устройство, принцип действия навигационной системы; устройство вызова экстренных оперативных служб и принцип его действия.

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 19.10.2017 N 1016)

(см. текст в предыдущей редакции)