IV. Расчет индекса открытости и формирование рейтинга федеральных органов исполнительной власти

IV. Расчет индекса открытости и формирование рейтинга

федеральных органов исполнительной власти

По результатам мониторинга открытости рассчитывается индекс открытости, который на основе единого подхода к оценке уровня открытости федеральных органов власти позволяет формировать общий рейтинг открытости федеральных органов исполнительной власти.

На начальном этапе проведения мониторинга открытости индекс открытости определяется путем суммирования значений показателей открытости, полученных для каждого федерального органа исполнительной власти, по формуле:

00000015.wmz,

где:

O - индекс открытости,

00000016.wmz - интегральный показатель внедрения каждого из механизмов (инструментов) открытости,

00000017.wmz - итоговая экспертная оценка эффективности работы каждого из механизмов (инструментов) открытости,

x - количество созданных федеральным органом исполнительной власти механизмов (инструментов) открытости,

M - результаты мониторинга экспертной оценки эффективности механизма (инструмента) открытости, выраженные в процентах в соответствии с установленной шкалой оценки,

n - количество учитываемых мониторингов экспертной оценки эффективности механизма (инструмента) открытости.

Рейтинг открытости федеральных органов исполнительной власти рассчитывается экспертами в рамках оценки эффективности реализации федеральными органами исполнительной власти принципов открытости и учитывает все результаты мониторинга открытости, включая полученные в ходе самообследования (самоанализа) федеральных органов исполнительной власти, в т.ч.:

значения интегральных показателей внедрения механизмов (инструментов) открытости,

значения итоговой экспертной оценки эффективности работы механизмов (инструментов) открытости,

индекс открытости,

оценку дополнительных инициатив федерального органа исполнительной власти, направленных на реализацию принципов открытости,

рассмотрение деятельности федеральных органов исполнительной власти с точки зрения успешности реализации принятых ведомственных планов по повышению уровня открытости и внедрению механизмов (инструментов) открытости и проч.

Помимо этого, в рейтинге открытости должна учитываться экспертная оценка уровня общественного участия, отражающая вовлеченность граждан, общественных объединений и предпринимательского сообщества в процессы разработки, принятия, реализации, мониторинга и пересмотра решений, принимаемых федеральным органом исполнительной власти.

Рейтинг открытости федеральных органов исполнительной власти заключается в отнесении деятельности федерального органа исполнительной власти по внедрению в нее принципов открытости к одному из следующих уровней открытости: 1-й уровень - подготовительный, 2-й уровень - стартовый, 3-й уровень - базовый, 4-й уровень - продвинутый.

Подготовительный уровень открытости присваивается федеральным органам исполнительной власти, в которых:

результирующая оценка внедрения каждого из механизмов (инструментов) открытости не превышает 4,9 баллов;

выявлены серьезные проблемы с выполнением требований текущего законодательства в части внедрения большинства инструментов (механизмов) открытости;

в деятельности федерального органа исполнительной власти внедряются далеко не все механизмы (инструменты) открытости, реализация некоторых из них имеет имитационный характер;

отсутствует динамика показателей результативности;

итоговая экспертная оценка эффективности каждого механизма (инструмента) открытости не превышает 3 баллов;

низкий уровень общественного участия, который обычно состоит из одностороннего предоставления информации со стороны федерального органа исполнительной власти и при котором не требуется или не ожидается взаимодействия или вовлеченности институтов гражданского общества в процесс разработки и принятия решений.

Стартовый уровень открытости присваивается федеральным органам исполнительной власти, в которых:

результирующая оценка внедрения каждого из механизмов (инструментов) открытости от 5 до 14,9 баллов;

в деятельности федерального органа исполнительной власти внедряются все механизмы (инструменты) открытости, установленные Концепцией открытости, однако некоторые из них реализованы формально;

все показатели развития первой стадии по большинству механизмов (инструментов) открытости достигнуты;

не менее пяти механизмов (инструментов) открытости имеют положительную динамику показателей результативности;

итоговая экспертная оценка эффективности каждого механизма (инструмента) открытости от 4 до 5 баллов;

федеральные органы исполнительной власти запрашивают общественность и экспертов об их мнении по конкретной теме или развитию политики, при этом консультации, как правило, включают информирование общества со стороны федеральных органов исполнительной власти об осуществляющихся изменениях политики и запросах в отношении комментариев, мнений и реакций. Инициатива и темы преимущественно исходят от федеральных органов исполнительной власти, а не от представителей общественных объединений и экспертов.

Базовый уровень открытости присваивается федеральным органам исполнительной власти, в которых:

результирующая оценка внедрения каждого из механизмов (инструментов) открытости от 15 до 20 баллов;

в деятельности федерального органа исполнительной власти внедрены все механизмы (инструменты) открытости;

все показатели развития первой стадии по всем механизмам (инструментам) открытости достигнуты;

разработаны и внедряются технологические решения, направленные на повышение эффективности работы отдельных механизмов (инструментов) открытости;

все механизмы (инструменты) открытости имеют положительную динамику показателей результативности;

итоговая экспертная оценка эффективности каждого механизма (инструмента) открытости от 6 до 7 баллов;

федеральный орган исполнительной власти реализует 1 - 2 дополнительные инициативы по внедрению принципов открытости в своей деятельности, периодически проводит для своих сотрудников семинары по внедрению открытости;

основная форма общественного участия - диалог, инициатива вступления в который может исходить от любой стороны: он может быть либо широким, либо в духе сотрудничества. Широкий диалог - это двустороннее общение, построенное на взаимных интересах и потенциально общих задачах для обеспечения регулярного обмена мнениями - от открытых публичных слушаний до специализированных встреч между гражданами, представителями общественных объединений, предпринимательского сообщества и федеральными органами исполнительной власти. Диалог в духе сотрудничества осуществляется по широкому спектру вопросов и построен на взаимных интересах в отношении конкретного развития политики и, как правило, приводит к выдвижению совместных рекомендаций, стратегий или проектов нормативных правовых актов.

Продвинутый уровень открытости присваивается федеральным органам исполнительной власти, в которых:

результирующая оценка внедрения каждого из механизмов (инструментов) открытости от 21 до 30 баллов;

в деятельности федерального органа исполнительной власти внедрены все механизмы (инструменты) открытости;

достигнуты все показатели развития на первой стадии и большинство показателей развития на второй и третьей стадиях по всем механизмам (инструментам) открытости;

разработаны и внедряются технологические решения, направленные на повышение эффективности работы всех механизмов (инструментов) открытости;

по большинству механизмов (инструментов) открытости достигнуты высокие значения экспертных показателей результативности, которые имеют положительную динамику роста;

итоговая экспертная оценка эффективности каждого механизма (инструмента) открытости от 8 до 10 баллов;

федеральный орган исполнительной власти реализует несколько дополнительных инициатив по внедрению принципов открытости в своей деятельности, периодически проводит семинары по внедрению открытости не только для своих сотрудников, но и для всех заинтересованных референтных групп;

общественное участие строится на основе партнерства и подразумевает взаимную ответственность на каждом этапе процесса принятия совместных решений: разработки проекта, подготовки, принятия и реализации решений.

По решению Правительственной комиссии определенный экспертами уровень открытости федерального органа исполнительной власти может быть повышен или понижен на основании рассмотрения независимого экспертного содоклада, подготовленного при участии Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, иных общественных объединений и предпринимательского сообщества.

При расчете рейтинга открытости федеральных органов исполнительной власти могут учитываться результаты социологических исследований по изучению уровня доверия и удовлетворенности граждан, общественных объединений и предпринимательского сообщества уровнем открытости федеральных органов исполнительной власти.