3.1. Общие требования охраны труда при работе с использованием средств малой механизации.

3.1.1. Приступать к ремонту и техническому обслуживанию грузовых вагонов с помощью КСММ следует после закрепления и ограждения вагона (состава) в соответствии с утвержденным технологическим процессом, инструкцией по организации маневровой работы (на конкретном производственном подразделении) и получения разрешения руководителя работ.

(пп. 3.1.1 в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 31.01.2019 N 169/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1.2. При эксплуатации средств малой механизации с двигателями внутреннего сгорания выполнять следующие требования:

- заправку средства малой механизации топливом производить в специально оборудованных местах при неработающем двигателе с использованием герметичной тары и перекачивающих устройств без открытой струи;

- заглушать двигатель перед проведением всех видов технического обслуживания средства малой механизации. Если двигатель должен работать, работы по обслуживанию проводить в хорошо проветриваемом помещении или на открытом воздухе.

- Запрещается:

- оставлять средство малой механизации с включенным двигателем без присмотра;

- запускать двигатель в закрытом, непроветриваемом помещении;

- пользоваться открытым огнем для подогрева двигателя и других агрегатов;

- проводить обслуживание средства малой механизации при включенном двигателе;

- класть на двигатель посторонние предметы во избежание его повреждения или возгорания;

- прикасаться к корпусу двигателя и глушителю во время работы средства малой механизации, так как двигатель и глушитель при работе нагреваются, и некоторое время после остановки остаются горячими;

3.1.3. Требования охраны труда при работе с гидрофицированным инструментом.

3.1.3.1. При выполнении работ следить за тем, чтобы рукава высокого давления (далее - РВД) гидроприводов гидрофицированного инструмента и приспособлений не были прижаты механизмами к грузовому вагону, запрещается перегибать и перекручивать РВД.

(пп. 3.1.3.1 в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 31.01.2019 N 169/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1.3.2. Работы с гидрофицированным инструментом необходимо выполнять в защитных очках.

3.1.3.3. Осмотр и ремонт гидросистемы, подключение и отсоединение РВД гидроинструмента производить после снятия давления в гидросистеме. Рукава высокого давления при этом располагать так, чтобы исключалось их повреждение.

Переносить инструмент за рукоятку. Не допускается держать инструмент при переноске за рабочую часть или шланги.

3.1.3.4. Во время работы с гидрофицированным инструментом следить за сцепкой быстроразъемных соединений. Не допускается работать с инструментом при расцепленных быстроразъемных соединениях.

3.1.3.5. Запрещается при работе с гидрофицированным инструментом:

- работать с приставных лестниц;

- менять, поправлять рабочую часть инструмента при наличии давления в рукавах высокого давления;

- обрабатывать обледеневшие или загрязненные детали;

- перегружать гидравлический инструмент, прилагая во время работы чрезмерное усилие к рабочему инструменту;

- натягивать, перегибать, перекручивать рукава высокого давления, допускать их пересечение канатами или сварочными кабелями;

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 31.01.2019 N 169/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

- работать с шлифовальной машинкой без защитного кожуха;

- тормозить при работе со шлифовальной машиной вращающийся круг нажимом на него каким-либо предметом;

- работать боковыми (торцевыми) поверхностями круга, если он не предназначен для этого вида работ;

- помещать пальцы или другие части тела в зону обработки;

- оставлять гидроинструмент на выступах рамы и кузова грузового вагона;

- оставлять без надзора гидрофицированный инструмент, подключенный к гидросистеме, а также передавать его лицам, не имеющим допуска к работе с ним.

3.1.3.6. При перерывах в работе и возникновении неисправностей гидрофицированный инструмент отключить от гидросистемы.

Работник должен прекратить работу с гидрофицированным инструментом в следующих случаях:

- появление трещин, сколов на поверхности корпуса инструмента;

- повреждение рабочей части инструмента (торцевой головки, шлифовального круга);

- прекращение подачи рабочей жидкости и появлении течи;

- появление повышенного постороннего шума и вибрации. Последующее включение инструмента допускается только после устранения неисправности.

3.1.4. Требования охраны труда при выполнении работ грузоподъемными механизмами.

3.1.4.1. Работник обязан принять меры по предотвращению опрокидывания или самовольного перемещения средства малой механизации: установить его на твердой и ровной поверхности, ручку управления передач перевести в нейтральное положение, затормозить стояночным тормозом и заблокировать колеса упорами (тормозными башмаками), аутригеры выпустить до плотного соприкосновения с грунтом.

(пп. 3.1.4.1 в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 31.01.2019 N 169/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1.4.2. При подъеме груза, близкого по массе к разрешенной грузоподъемности, предварительно поднять его на расстояние от 200 до 300 мм от земли и убедиться в устойчивости средства малой механизации, после чего производить его подъем на нужную высоту.

3.1.4.3. Запрещается при выполнении работ грузоподъемным механизмом средства малой механизации (манипулятором и др.):

- поднимать груз, масса которого неизвестна или превышает допустимую грузоподъемность;

- осуществлять передвижение средства малой механизации с подвешенным грузом на крюке, с незакрепленной в транспортном положении стрелой манипулятора, крана;

- перемещать груз волоком, подтягивать и опускать груз при косом направлении грузовых канатов;

- поднимать закрепленный, примерзший или засыпанный груз;

- использовать неисправные съемные грузозахватные приспособления;

- производить работы при движении по соседнему пути поезда, локомотива, другого специального самоходного железнодорожного транспорта;

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 31.01.2019 N 169/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

- поднимать и перемещать грузы при недостаточной освещенности рабочей зоны.

3.1.5. Требования охраны труда при работе с домкратами.

3.1.5.1. В зимнее время место установки домкрата должно быть расчищено от снега и льда.

3.1.5.2. Непосредственно перед началом работ, связанных с подъемом вагона домкратом или гидроцилиндром, произвести проверку исправности гидрозамка домкрата и гидроцилиндра, для чего приподнять вагон и убедиться в отсутствии самопроизвольного опускания под нагрузкой при нейтральном положении распределителя.

3.1.5.3. Давление масла при работе с гидравлическим домкратом не должно превышать максимального значения, указанного в его паспорте; давление масла контролируется по манометру, установленному на линии подачи гидросистемы.

3.1.5.4. При подъеме грузов домкратами соблюдать следующие требования:

- домкрат устанавливать строго в вертикальное положение по отношению к поднимаемому грузу, а при его перемещении - без перекоса к опорной части груза;

- головка (лапа) домкрата, во избежание соскальзывания груза во время подъема, должна опираться всей своей плоскостью;

- во время подъема следить за устойчивостью груза.

3.1.5.5. Запрещается нагружать домкраты выше их паспортной грузоподъемности.

(пп. 3.1.5.5 введен распоряжением ОАО "РЖД" от 31.01.2019 N 169/р)

3.1.5.6. Для подъема и перемещения груза должны применяться только исправные домкраты.

(пп. 3.1.5.6 введен распоряжением ОАО "РЖД" от 31.01.2019 N 169/р)

3.1.5.7. Домкраты должны иметь ясное обозначение грузоподъемности, инвентарный номер, даты очередных освидетельствований и испытаний.

(пп. 3.1.5.7 введен распоряжением ОАО "РЖД" от 31.01.2019 N 169/р)

3.1.6. Запрещается при работе со средствами малой механизации:

- допускать к управлению средствами малой механизации посторонних лиц;

- загружать средство малой механизации сверх его грузоподъемности;

- увеличивать давление в гидравлической системе выше допустимого;

- устанавливать домкраты с частичной опорой на шпалу;

- нагружать домкраты выше их паспортной грузоподъемности;

- оставлять средство малой механизации на междупутье без присмотра.

3.1.7. При установке средства малой механизации для проведения работ необходимо включать стояночный тормоз.

3.1.8. Перед подъемом и опусканием элементов вагона (надрессорной балки, боковой рамы, кузова (рамы) вагона и др.), заменой крышки люка полувагона необходимо убедиться в отсутствии людей на вагоне, в вагоне и под вагоном.

3.1.9. Подъем и опускание элементов вагона (надрессорной балки, боковой рамы, кузова (рамы) вагона и др.) должны производиться после закрепления всех колесных пар тележки противоположного конца вагона с двух сторон тормозными башмаками.

3.2. Операции по ремонту грузовых вагонов с помощью средства малой механизации следует выполнять в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по его эксплуатации.