3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. При работе с электролебедкой работник должен руководствоваться требованиями инструкции завода-изготовителя по эксплуатации электролебедки, инструкции по охране труда по основной профессии, соблюдать требования утвержденного технологического процесса, согласованной и утвержденной в установленном порядке местной инструкции по маневровой работе, настоящей Инструкции.

3.2. Передвижение вагонов и их расстановка по ремонтным позициям осуществляется по указанию и под наблюдением руководителя работ (мастера или другого руководителя производственного участка), назначенного распоряжением руководителя структурного подразделения ответственным за безопасное производство данных работ (далее - руководителя работ).

3.3. Перед началом передвижения вагона (группы вагонов) руководитель работ должен обеспечить:

- прекращение любых работ на ремонтных позициях, на которых будет осуществляться передвижение вагонов;

- удаление механизмов, оборудования, отдельных деталей и запасных частей за пределы габарита подвижного состава;

- удаление всех работников на безопасное расстояние от места производства работ. Не допускается нахождение людей в смотровых канавах пути, на железнодорожных путях, на подножках, площадках, лестницах и в вагонах во время их передвижения;

- надежное закрепление деталей и частей на вагонах, предназначенных для передвижения. Не допускается передвижение вагонов с незакрепленными деталями и частями.

В случае передвижения вагонов в (из) депо или ОТО необходимо убедиться, что ворота полностью открыты и закреплены.

Остающиеся на месте вагоны до начала передвижения отцепляются и закрепляются тормозными башмаками. Расцепка стоящих вагонов производится сбоку от вагона без захода в межвагонное пространство с помощью расцепного рычага привода автосцепки.

3.4. Количество вагонов, предназначенных для одновременного их передвижения, должно соответствовать техническим характеристикам электролебедки и требованиям технологического процесса на выполнение данных видов работ на производственном участке;

при передвижении группы вагонов - вагоны должны быть сцеплены;

перемещение вагонов допускается со скоростью не более 3 км/час.

3.5. При постановке вагонов на ремонтные позиции необходимо соблюдать следующие требования:

- расстояние от оси автосцепки до верхней ступени смотровой канавы (стойла) по горизонтали должно составлять не менее 1,2 м;

- расстояние между двумя грузовыми вагонами, установленными на одном железнодорожном пути - не менее 2 м.

При невозможности обеспечить указанные расстояния (до реконструкции цеха) допускается устанавливать меньшие расстояния, которые должны быть отражены в технологическом процессе.

Расстановка вагонов в цехе должна обеспечивать безопасную выкатку (подкатку) тележек.

3.6. Передвижение и расстановка вагонов на ремонтные позиции с помощью электролебедки должна осуществляться бригадой из трех работников.

Первый работник управляет лебедкой и осуществляет руководство передвижением вагонов.

Второй работник производит закрепление (открепление) тягового каната с помощью крюка или петли на вагоне, во время передвижения вагона следит за надежностью закрепления каната на вагоне.

Третий работник осуществляет закрепление вагонов тормозными башмаками, контролирует передвижение и расстановку вагонов на ремонтных позициях относительно домкратных установок или другого оборудования.

3.7. При выполнении работ по передвижению вагонов работники должны:

- выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей и сигналов;

- поддерживать связь с руководителем работ (с помощью радиосвязи или видимых сигналов) и выполнять его указания;

- заблаговременно отходить на безопасное расстояние до начала передвижения вагона (группы вагонов).

3.8. Руководитель работ перед началом передвижения вагонов должен ознакомить бригаду с планом и порядком выполнения предстоящих работ, распределить обязанности между работниками и произвести их расстановку по рабочим позициям.

3.9. После проверки готовности работников и места производства работ к передвижению вагонов (в соответствии с п. 3.3 настоящей Инструкции) руководитель маневров дает второму работнику указание приступить к разматыванию и закреплению каната на вагоне.

Способ закрепления тягового каната на вагоне устанавливается в технологическом процессе в зависимости от исполнения каната (наличия крюка или петли). Если имеется крюк, канат на вагоне закрепляется крюком за специальный кронштейн на кузове вагона. Канат электролебедки, снабженный на конце петлей, закрепляется на автосцепке вагона.

После закрепления каната на вагоне второй работник должен отойти на безопасное расстояние и сообщить (по радиосвязи или видимым сигналом) руководителю маневров о закреплении вагона.

3.10. Третий работник до начала передвижения вагонов устанавливает тормозной башмак на необходимой ремонтной позиции, убирает тормозные башмаки из-под колес подлежащего передвижению вагона, отходит на безопасное расстояние и передает первому работнику разрешение (по радиосвязи или видимым сигналом) на передвижение вагонов.

3.11. Первый работник после получения разрешения на передвижение вагонов, убедившись в том, что все работники отошли на безопасное расстояние, подает звуковой сигнал о начале движения, включает пульт управления электролебедки, остается у пульта и наблюдает за движением вагонов. В случае возникновения внештатной ситуации или получения сигнала "Стоп", независимо от того, кем он подан, работник, находящийся у пульта управления, должен немедленно остановить передвижение.

Передвижение и расстановку вагонов по ремонтным позициям производить плавно, без рывков. Запрещается передвигать вагоны толчками.

3.12. При управлении электролебедкой первый работник следит за правильностью укладки канатов на барабанах; в случае схода канатов с барабанов или блоков, образования петель или обнаружения повреждений, немедленно приостанавливает работу электролебедки.

Нельзя допускать полного сматывания канатов с барабанов электролебедки. Остаток каната на барабане всегда должен оставаться навитым, не менее двух витков каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.

3.13. При постановке вагона на заданную ремонтную позицию и наката колесной пары на тормозной башмак третий работник подает сигнал первому работнику на остановку электролебедки и после полной остановки вагонов по окончании передвижения закрепляет вагон тормозным башмаком с противоположной стороны.

3.14. Закрепление вагонов тормозными башмаками производится в соответствии с установленными расчетом нормами закрепления подвижного состава.

Работник должен производить установку тормозных башмаков в рукавицах, при этом тормозной башмак следует брать только за ручку.

При закреплении вагонов на путях запрещается:

подкладывать под колесные пары для закрепления вагонов посторонние предметы вместо тормозных башмаков;

устанавливать тормозные башмаки непосредственно перед рельсовым стыком и на рельсовом стыке;

устанавливать тормозной башмак рукой под передвигаемые вагоны;

использовать неисправные тормозные башмаки.

(п. 3.14 в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 31.01.2019 N 169/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.15. Первый работник после получения сигнала о закреплении вагонов включает на пульте управления обратное вращение барабана для ослабления натяжения каната и дает указание второму работнику открепить канат от вагона. После открепления тягового каната от вагона включает электролебедку для намотки каната на ее барабан.

3.16. После постановки вагонов на ремонтные позиции место производства работ ограждают, а ремонтируемые вагоны дополнительно ограждают спаренными тормозными башмаками, которые располагают на обоих рельсах на расстоянии не менее 25 метров от крайнего вагона или против предельного столбика, если расстояние до него составляет менее 25 метров.

3.17. Снятие сигналов ограждения производится только после окончания работ и удаления руководителем работ всех работников от ремонтируемого вагона или группы вагонов на безопасное расстояние.

3.18. При работе с электролебедкой запрещается:

отвлекаться от работы и отвлекать других работников;

оставлять без присмотра включенную электролебедку; передавать управление электролебедкой посторонним лицам;

ремонтировать, смазывать или регулировать механизмы электролебедки во время ее работы;

снимать защитные ограждения с движущихся, вращающихся и токоведущих частей электролебедки;

тормозить барабан электролебедки с помощью приспособлений, не предусмотренных конструкцией электролебедки;

исправлять руками наматывание каната на вращающемся барабане;

перемещать вагон при отсутствии его прямой видимости. В случае отсутствия прямой видимости вагона руководитель работ должен назначить сигналиста;

закреплять канат электролебедки за расцепные рычаги, подножки, буксы и другие части вагонов;

пользоваться канатом, имеющим повреждения, узлы и обрывы прядей;

передвигать вагоны при отсутствии исправных тормозных башмаков;

передвигать вагоны за пределы установленного технологическим процессом фронта ремонтных работ;

оставлять канат электролебедки в закрепленном на вагоне состоянии после окончания передвижения вагона;

производить передвижение вагонов с помощью электролебедки в одно лицо;

расцеплять вагоны во время движения.

(п. 3.18 в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 31.01.2019 N 169/р)

(см. текст в предыдущей редакции)