3.1. Общие требования

3.1.1. Работник должен включать приточно-вытяжную вентиляцию перед началом заряда и отключать не ранее чем через 1,5 часа после его окончания.

Во время работы необходимо следить за бесперебойной работой вентиляции.

3.1.2. При работе с аккумуляторными батареями работник должен помнить, что металлические части (клеммы) аккумуляторов всегда, в том числе и после отключения от зарядного устройства, находятся под напряжением. Не следует прикасаться к токоведущим частям (клеммам, контактам, электропроводам) руками.

Для предохранения от поражения электрическим током при обслуживании аккумуляторов необходимо пользоваться диэлектрическими перчатками.

Металлический инструмент должен иметь изолированные рукоятки.

3.1.3. Во избежание короткого замыкания при работе с металлическим инструментом не следует допускать его одновременного прикосновения к разнополюсным выводам аккумулятора.

Запрещается класть посторонние и металлические предметы на аккумуляторы.

3.1.4. Проверку наличия (отсутствия) напряжения аккумуляторных батарей следует производить поверенным вольтметром или нагрузочной вилкой. Наконечники проводов переносного вольтметра должны быть снабжены ручками из изоляционного материала.

3.1.5. Аккумуляторы в батарею следует монтировать с соблюдением полярности. Запрещается собирать в батареи аккумуляторы различных типов и электрической емкости.

При соединении аккумуляторов в батареи, в целях недопущения разогревания контактов и искрения во время работы, необходимо плотно затягивать гайки.

3.1.6. Запрещается при отвертывании и завертывании гаек и болтов удлинять гаечные ключи дополнительными рычагами, вторыми ключами или трубами. При необходимости следует применять ключи с длинными рукоятками.

3.1.7. Во избежание перемещения аккумуляторов относительно друг друга при монтаже в батарейный ящик аккумуляторную батарею следует закреплять жестко. Аккумуляторы в ящике должны закрепляться плотно, без зазоров. Не допускается касание корпусов аккумуляторов перемычками межэлементных соединений.

При присоединении проводов к выводам аккумуляторов во избежание их обрыва и расшатывания не следует допускать натяжения проводов; изоляция проводов не должна иметь повреждений, жилы провода и наконечники должны быть полностью облужены, припой должен быть залит по всей окружности без шероховатостей.

3.1.8. При осмотре и измерении напряжения элементов батарей, проверке уровня и плотности электролита, следует пользоваться защитными очками, фартуком для защиты от кислот, а также резиновыми перчатками и резиновыми сапогами независимо оттого, заряжена батарея или разряжена.

3.1.9. Стеклянные бутыли с кислотами и щелочами перевозить в тележках и переносить следует вдвоем. Бутыль вместе с корзиной следует переносить в специальном деревянном ящике с ручками или на специальных носилках с отверстием посередине и обрешеткой, в которой бутыль должна входить вместе с корзиной на 2/3 высоты. Перенос и подъем бутылей с кислотой и щелочью следует производить только после тщательного осмотра тары и проверки ее пригодности для работы (исправности ручек, отсутствия повреждений и др.).

Работнику запрещается:

- при переносе и подъеме бутылей с кислотой и щелочью браться за бутыль;

- ставить на транспортную тележку бутыли или тару с кислотой и щелочью вместе с тарой с легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, растворителями и др.).

3.1.10. При перевозке аккумуляторных батарей на тележках, электрокарах, грузовых автомобилях аккумуляторные батареи следует устанавливать в один ярус крышками вверх. При этом не следует допускать воздействия атмосферных осадков на аккумуляторные батареи.

Абзац исключен. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 31.01.2019 N 169/р.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1.11. Хранить аккумуляторные батареи (аккумуляторы) следует в помещениях с достаточной естественной вентиляцией или оборудованных системой кондиционирования, на расстоянии не менее 2,0 м от отопительных приборов.

При хранении аккумуляторные батареи необходимо предохранять от попадания на них прямых солнечных лучей.

Ширина проходов к стеллажам с аккумуляторными батареями должна быть не менее 1 м.

Стеллажи для хранения аккумуляторов (аккумуляторных батарей) должны быть испытаны и маркированы. Аккумуляторы должны быть изолированы от стеллажей посредством изолирующих подкладок, стойких против воздействия электролита.

3.1.12. Хранить аккумуляторы, как сухие, так и заряженные, следует на стеллажах в вертикальном положении борнами вверх. Не допускается установка одного аккумулятора на другой.

3.1.13. При хранении аккумуляторных батарей пробки должны быть плотно ввинчены в крышки аккумуляторов.

Запрещается срезать колпачки вентиляционных отверстий на пробках.

При хранении аккумуляторы периодически следует очищать от пыли и выступающих солей.

3.1.14. Работнику запрещается:

- работать без применения спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;

- соединять клеммы аккумуляторных батарей проводниками без зажимов;

- производить зарядку аккумуляторных батарей при неработающей приточно-вытяжной вентиляции;

- переносить и перемещать одному бутыли с кислотой, щелочью и электролитом с открытыми пробками, перемещать аккумуляторные батареи волоком;

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 31.01.2019 N 169/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

- допускать в аккумуляторные помещения посторонних лиц;

- пользоваться для приготовления электролита стеклянной посудой, так как от разогрева она может лопнуть.

3.1.15. Сбор, накопление, утилизация, отработанных аккумуляторов и обезвреживание отработанного электролита должны производиться в соответствии с инструкцией (технологическим регламентом) по обращению с отходами 2 класса опасности в рамках санитарного и природоохранного законодательства. Не допускается слив кислоты, щелочи и отработанного электролита в канализацию, размещение отработанных аккумуляторов на полигонах и свалках твердых бытовых отходов. Сбор, накопление, утилизация, отработанных аккумуляторов и обезвреживание отработанного электролита выполняются работником, имеющим соответствующее обучение по 112-часовой программе "Обращение с отходами производства и потребления".

(пп. 3.1.15 в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 31.01.2019 N 169/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1.16. Работы по ремонту и обслуживанию зарядного устройства и другого оборудования в аккумуляторном помещении должны проводиться специально обученным ремонтным персоналом. Работнику запрещается выполнять какие-либо ремонтные и наладочные работы на зарядном устройстве и другом оборудовании.