Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Приоритеты и цели государственной политики, в том числе общие требования к государственной политике субъектов Российской Федерации

Приоритеты и цели государственной политики,

в том числе общие требования к государственной политике

субъектов Российской Федерации

Государственная программа Российской Федерации "Управление федеральным имуществом" (далее - Программа) подготовлена в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации", а также решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в том числе в части опережающего развития приоритетных территорий.

Государственная политика по управлению федеральным имуществом направлена на достижение следующих целей:

создание условий для эффективного управления федеральным имуществом, необходимым для выполнения государственных функций органами государственной власти Российской Федерации, и отчуждения федерального имущества, востребованного в коммерческом обороте;

совершенствование системы государственного материального резерва.

Достижение указанных целей позволит обеспечить:

оптимизацию состава и структуры федерального имущества на макроуровне и микроуровне в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста, а также формирование экономической основы деятельности публично-правовых образований (с точки зрения обеспечения осуществления задач и интересов Российской Федерации);

повышение эффективности управления федеральным имуществом, включая развитие конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности компаний с государственным участием с определением долго- и краткосрочных целей и задач управления, повышение уровня их корпоративного управления и информационной прозрачности;

ограничение расширения государственного сектора экономики, в том числе путем установления и соблюдения системы адекватных запретов и ограничений, замещения прямого участия государства в экономике мерами отраслевого и иного регулирования, а также соблюдения планомерности, устойчивости и гарантий долгосрочности реализации заявленных целей и задач;

совершенствование системы управления государственным материальным резервом с применением современных информационно-технологических ресурсов.

В Программе:

под федеральным имуществом понимается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации и закрепленное на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями, на праве оперативного управления - за федеральными казенными предприятиями, федеральными государственными учреждениями (включая федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук"), федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами) и их территориальными органами, органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и их территориальными органами, имущество государственной казны Российской Федерации, в том числе находящиеся в федеральной собственности акции хозяйственных обществ, доли в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, а также находящиеся в федеральной собственности земельные участки, за исключением недр, лесных участков в составе земель лесного фонда и других природных ресурсов, принадлежащих Российской Федерации;

под компаниями с государственным участием понимаются хозяйственные общества, акции (доли) в уставном капитале которых находятся в федеральной собственности (вне зависимости от величины);

под федеральными организациями понимаются федеральные государственные унитарные предприятия, федеральные казенные предприятия, федеральные государственные учреждения, иные организации, которым предоставлены полномочия по управлению федеральным имуществом;

под объектами управления понимаются отдельные объекты федерального имущества, компании с государственным участием и федеральные организации;

под малоценными объектами понимаются объекты, соответствующие критериям, которые будут определены прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества, утверждаемым Правительством Российской Федерации;

под субъектами управления понимаются ответственные лица в компании с государственным участием, федеральной организации, федеральном органе государственной власти (федеральном государственном органе), которым предоставлены полномочия по управлению федеральным имуществом;

под коммерческим оборотом понимается передача объектов федерального имущества в собственность либо в пользование третьих лиц в целях извлечения прибыли;

под профессиональными директорами понимаются лица, не замещающие государственные должности Российской Федерации или не являющиеся государственными служащими Российской Федерации, которые избраны в органы управления акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, в качестве независимых директоров и профессиональных поверенных;

под независимыми экспертами понимаются лица, не замещающие государственные должности Российской Федерации или не являющиеся государственными служащими Российской Федерации, которые избраны в органы контроля акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности.

В основу Программы положены следующие принципы управления федеральным имуществом:

принцип определенности - формирование и определение применительно к каждому объекту управления (группе объектов) государством цели, для достижения которой служит объект, способов ее достижения, ответственности за результаты управления, порядка принятия управленческих решений, представления отчетности и иных механизмов контроля;

принцип прозрачности - обеспечение открытости и доступности информации о субъектах и объектах управления, непрерывности процессов управления и контроля, выявление и учет данных об объектах управления;

принцип обеспечения баланса интересов - принятие обоснованных решений с точки зрения экономической эффективности и социальной ответственности, учета кратко- и долгосрочных целей и задач;

принцип непрерывности осуществления контроля - непрерывный контроль за достижением субъектами управления целей и задач, показателей их достижения, а также за соблюдением принципов и механизмов управления;

принцип проектного подхода - определение планов достижения целей и задач управления исходя из планируемого результата, набора инструментов, сопоставления ресурсов, мотивации и ответственности.

Указанные принципы являются приоритетными для всех субъектов управления.

Для достижения целей и задач Программы планируется реализация комплекса следующих основных мероприятий.

В рамках подпрограммы 1 "Повышение эффективности управления федеральным имуществом и приватизации" (далее - подпрограмма 1) планируется:

определение целевой функции управления объектами федерального имущества, то есть определение целей управления хозяйственными обществами, акции (доли) в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности, федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями, федеральными государственными учреждениями, находящимися в федеральной собственности объектами недвижимого имущества и иными объектами;

управление отчуждением объектов федерального имущества в целях достижения оптимального состава и структуры федерального имущества и сокращения доли государства в экономике, привлечение инвестиций в объекты федерального имущества, востребованные в коммерческом обороте, а также оптимизация состава федеральных организаций, действующих в конкурентных секторах экономики;

управление развитием объектов федерального имущества в целях повышения эффективности управления хозяйственными обществами, акции (доли) в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности, федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями, федеральными государственными учреждениями, имущество которых закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, находящимися в федеральной собственности земельными участками, а также иными объектами федерального имущества, включая имущество государственной казны Российской Федерации;

управление рисками в сфере реализации процессов управления федеральным имуществом в целях повышения качества контроля за управлением федеральным имуществом, обеспечение снижения вероятности недостижения поставленных целей и задач, а также минимизации возможных потерь, вызванных неблагоприятными событиями и обстоятельствами;

совершенствование учета и мониторинга использования федерального имущества в целях формирования единой системы учета и управления федеральным имуществом, обеспечивающей механизмы сбора, консолидации и предоставления информации для принятия управленческих решений и анализа эффективности результатов управления объектами федерального имущества;

обеспечение реализации мероприятий Программы.

С учетом приоритетов экономического развития Российской Федерации, совершенствования системы нормативно-правового регулирования подпрограммой 1 предусматриваются следующие цели управления федеральным имуществом:

оптимизация состава и структуры федерального имущества;

повышение результативности управления федеральным имуществом;

обеспечение эффективного контроля, учета и мониторинга использования федерального имущества.

Основными прогнозируемыми результатами в области управления федеральным имуществом являются:

приведение к 2021 году состава организаций, акции (доли) и имущество которых находятся в федеральной собственности, в соответствие с задачами и стратегическими интересами Российской Федерации;

обеспечение конкурентоспособности и повышения качества корпоративного управления компаний с государственным участием в соответствии с международными аналогами;

существенное увеличение доли земельных участков, вовлеченных в хозяйственный оборот;

обеспечение расширения системы публичного контроля за управлением федеральным имуществом и его отчуждением;

обеспечение полноты учета всех объектов федерального имущества в единой системе учета и управления федеральным имуществом;

обеспечение ежегодного достижения бюджетных показателей по поступлениям средств от использования и продажи федерального имущества.

Сведения о целевых показателях (индикаторах) достижения результатов реализации подпрограммы 1 с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации представлены в приложении N 1.

Подпрограмма 1 носит узконаправленный ведомственный характер и не оказывает прямого влияния на уровень и качество жизни населения, социальную сферу и общественную безопасность.

Вместе с тем реализация целей и задач подпрограммы 1 будет способствовать повышению уровня развития экономики и качества государственных институтов в части:

обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста, а также формирования экономической основы деятельности публично-правовых образований (с точки зрения обеспечения осуществления задач и интересов Российской Федерации);

развития конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности компаний с государственным участием;

обеспечения поступлений средств от использования и продажи федерального имущества в федеральный бюджет.

Целью 1 подпрограммы 1 является оптимизация состава и структуры федерального имущества.

Подпрограммой 1 предусмотрены мероприятия по определению целей управления для каждого объекта федерального имущества, предусматривающих разгосударствление либо стратегическое развитие соответствующих объектов федерального имущества путем:

вовлечения объектов федерального имущества в коммерческий оборот для привлечения инвестиций (в том числе в их технологическое развитие и модернизацию);

развития объектов федерального имущества для наиболее полной реализации функций государственного управления и развития Российской Федерации.

Для достижения цели 1 подпрограммы 1 предлагается обеспечить решение задачи по определению целевого назначения, оптимального состава и структуры федерального имущества.

Решение указанной задачи обеспечивается посредством выполнения следующих мероприятий:

определение целевой функции управления объектом федерального имущества федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (далее - уполномоченный федеральный орган), исходя из презумпции, что все объекты федерального имущества, за исключением тех, которые определены как необходимые для достижения задач и стратегических интересов Российской Федерации, подлежат разгосударствлению;

формирование и утверждение единых перечней, подлежащих сохранению в федеральной собственности федеральных организаций и компаний с государственным участием с определением целей управления, достижение которых будет обеспечиваться реализацией соответствующих структурированных и формализованных планов-графиков;

утверждение планов мероприятий ("дорожных карт") в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащих преобразованию в федеральные казенные предприятия или федеральные государственные учреждения, а также хозяйственных обществ, акции (доли) в уставных капиталах которых подлежат сохранению в федеральной собственности;

утверждение планов мероприятий ("дорожных карт") в отношении подлежащих сохранению в федеральной собственности федеральных государственных учреждений, федеральных казенных предприятий;

определение методологии разработки планов мероприятий ("дорожных карт") в отношении объектов федерального имущества, подлежащих разгосударствлению;

определение для каждого объекта способов его вовлечения в коммерческий оборот с учетом структуры объекта, спроса и потребностей инвесторов, состояния рынков, регуляторной среды, а также при необходимости проведения мероприятий по повышению капитализации и инвестиционной привлекательности объектов федерального имущества, к проведению которых также привлекаются управляющие компании, оценщики, аудиторы, инвестиционные, финансовые, юридические и иные консультанты;

совершенствование механизма формирования прогнозных планов (программ) приватизации.

Реализация мероприятий по определению целей управления будет осуществляться с учетом следующих принципов:

институциональный (предусматривает презумпцию разгосударствления федерального имущества, а также сохранение в федеральной собственности только тех объектов, которые определены Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации как необходимые для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации и выполнения функций федеральными государственными органами);

отраслевой (предусматривает поэтапную замену контроля и управления развитием отрасли через государственное имущество мерами отраслевого регулирования, а также определение в акте, утверждаемом Правительством Российской Федерации, подлежащих сохранению в федеральной собственности объектов федерального имущества с указанием задач и стратегических интересов Российской Федерации, функций федеральных государственных органов, осуществление которых они обеспечивают);

региональный (предусматривает единство принципов имущественной политики на всех уровнях публичной собственности, а также учет стратегий развития регионов (территорий) при определении целей управления).

Ожидаемыми результатами достижения цели 1 подпрограммы 1 являются:

на I этапе:

формирование методологии по определению целей управления объектами федерального имущества и планов мероприятий ("дорожных карт");

определение целей управления применительно к каждому федеральному государственному унитарному предприятию, компании с государственным участием;

утверждение перечней хозяйственных обществ, акции (доли) в уставных капиталах которых подлежат сохранению в федеральной собственности на определенный период;

формирование планов мероприятий ("дорожных карт") по разгосударствлению объектов федерального имущества;

на II этапе:

определение целей управления применительно к каждому федеральному государственному учреждению и федеральному казенному предприятию, каждому объекту государственной казны Российской Федерации;

утверждение подлежащих сохранению в федеральной собственности на определенный период федеральных государственных учреждений и федеральных казенных предприятий;

формирование и реализация планов мероприятий ("дорожных карт") по стратегическому развитию сохраняемых в федеральной собственности организаций;

разработка и реализация программ отчуждения непрофильных активов сохраняемых в федеральной собственности организаций.

Второй задачей в рамках реализации цели 1 подпрограммы 1 является повышение эффективности продажи федерального имущества и совершенствование мер вовлечения объектов федерального имущества в коммерческий оборот, в том числе инструментов приватизации.

Для решения указанной задачи планируется осуществить следующие мероприятия:

реализация дифференцированного подхода к вовлечению в коммерческий оборот объектов федерального имущества с учетом предварительного анализа их инвестиционных возможностей, рынков, спроса и потребностей инвесторов, регуляторной среды, а также при необходимости проведение мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности и капитализации отчуждаемых объектов федерального имущества;

утверждение методологии проведения мероприятий по предварительному анализу инвестиционных возможностей объектов федерального имущества, рынков, спроса и потребностей инвесторов, регуляторной среды, а также при необходимости мероприятий по повышению капитализации и инвестиционной привлекательности отчуждаемых объектов федерального имущества;

организация проведения процедур проверки должного соответствия, позволяющих наиболее полно сформировать представление об объектах федерального имущества, подлежащих вовлечению в оборот;

утверждение плана мероприятий ("дорожных карт"), направленных на повышение инвестиционной привлекательности объектов федерального имущества, подлежащих вовлечению в оборот, с привлечением к их осуществлению соответствующих управляющих компаний, аудиторов, финансовых и иных консультантов;

реализация среднесрочных прогнозных планов (программ) приватизации федерального имущества;

формирование механизмов разработки планов-графиков проведения продажи акций крупных компаний с государственным участием на среднесрочную перспективу, подготовленных с учетом предварительного анализа их инвестиционных возможностей, рынков, спроса и потребностей инвесторов, регуляторной среды, а также при необходимости проведение мероприятий по повышению капитализации и инвестиционной привлекательности отчуждаемых объектов федерального имущества, изменению бизнес-модели, стратегии и качества корпоративного управления компаний, тарифных, налоговых и социальных аспектов регулирования;

внедрение системы мотивации для ключевых участников продажи федерального имущества (руководства подлежащей приватизации компании и продавца);

подготовка с учетом передового международного опыта регламентов предпродажной подготовки и отчуждения акций крупных инвестиционно привлекательных компаний с государственным участием, проводимых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, в целях привлечения инвестиций, стимулирования развития конкуренции, модернизации и технологического развития экономики;

проведение Правительством Российской Федерации регулярного мониторинга исполнения планов по подготовке и реализации сделок, предусмотренных утвержденными планами мероприятий ("дорожными картами") в отношении объектов федерального имущества;

обеспечение улучшения публичного восприятия приватизации (в том числе путем проведения общественных обсуждений, освещения в средствах массовой информации ключевых этапов и итогов каждой сделки);

расширение практики продажи федерального имущества на электронных торгах, в том числе имущества федеральных организаций, компаний с государственным участием, приватизируемого имущества, а также унификации процедур проведения торгов;

распространение практики проведения торгов в электронной форме на конфискованное и иное имущество, обращенное в собственность государства;

переход к активным маркетинговым мероприятиям (в том числе путем создания центров обработки звонков, расширения рекламного сопровождения продаж);

развитие единого информационного пространства для размещения информации о проведении торгов, в том числе о продаже федерального имущества (www.torgi.gov.ru);

раскрытие информации о подлежащих продаже объектах федерального имущества с использованием современных информационных технологий;

расширение практики привлечения юридических лиц для организации и (или) осуществления от имени Российской Федерации продажи федерального имущества, в том числе в качестве стратегических, финансовых и юридических консультантов и продавцов;

распространение наилучших практик, инструментов и методов продажи федерального имущества на уровнях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

расширение информационного сопровождения продажи федерального имущества путем перехода к обязательным регулярным публикациям в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также постепенного отказа от печатной формы извещений при вовлечении в оборот объектов федерального имущества;

упрощение порядка планирования продажи (в том числе "малоценного" имущества (объекты федеральной собственности, соответствующие критериям, определенным прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества) во взаимосвязи с усилением общественного контроля за его реализацией;

внедрение "постприватизационного" мониторинга развития объектов, а также обеспечение контроля за выполнением обязательств новыми собственниками;

утверждение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти планов мероприятий ("дорожных карт") по реструктуризации федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащих преобразованию в хозяйственные общества, иные организационно-правовые формы;

введение ограничений на создание новых федеральных государственных унитарных предприятий (за исключением случаев создания при реорганизации);

отмена утративших актуальность ограничений на приватизацию государственного имущества, а также введение возможности установления для новых владельцев имущества обременений (ограничений) прав по использованию и распоряжению соответствующим имуществом;

упрощение порядка проведения государственного кадастрового учета земельных участков и государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества (в том числе путем уменьшения размера государственной пошлины за регистрацию вещных прав на государственное имущество);

совершенствование порядка проведения ликвидационных процедур в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, не ведущих финансово-хозяйственной деятельности, либо их исключение из Единого государственного реестра юридических лиц;

усиление координации при взаимодействии уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в целях защиты интересов государства при проведении процедур банкротства федеральных государственных унитарных предприятий и компаний с государственным участием (в том числе путем утверждения регламента взаимодействия);

привлечение управляющих компаний к осуществлению функций единоличного исполнительного органа компаний с государственным участием (в том числе в целях проведения реструктуризации хозяйствующих субъектов и их подготовки к приватизации);

формирование предложений о дальнейшем сокращении федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ".

Ожидаемыми результатами достижения цели 1 подпрограммы 1 являются:

на I этапе:

формирование методологии проведения мероприятий по предварительному анализу объектов федерального имущества, повышение их инвестиционной привлекательности в целях вовлечения в оборот;

развитие системы электронных торгов по продаже приватизируемого федерального имущества и распространение их на проведение продажи конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства;

расширение практики привлечения негосударственных продавцов и организаторов продажи федерального имущества;

совершенствование мер вовлечения объектов федерального имущества в коммерческий оборот, расширение инструментов продажи федерального имущества, а также методов контроля;

формирование системы мотивации для продавцов и менеджеров приватизируемых компаний с государственным участием;

формирование планов мероприятий ("дорожных карт") по подготовке и продаже крупных инвестиционно-привлекательных объектов федерального имущества;

формирование системы контроля и мониторинга реализации планов мероприятий ("дорожных карт") по подготовке и продаже крупных инвестиционно-привлекательных объектов федерального имущества;

актуализация ограничений на приватизацию государственного имущества;

сокращение перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и акционерных обществ";

запуск мероприятий по оптимизации состава федеральных государственных унитарных предприятий;

на II этапе:

завершение реализации планов мероприятий ("дорожных карт") по повышению инвестиционной привлекательности отчуждаемых объектов федерального имущества;

завершение реформирования системы продажи федерального имущества, включая расширение единого информационного пространства;

оптимизация состава и имущественного комплекса федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных казенных предприятий, федеральных государственных учреждений;

приведение состава находящегося в федеральной собственности имущества в соответствие с задачами и стратегическими интересами Российской Федерации.

Целью 2 подпрограммы 1 является повышение результативности управления федеральным имуществом.

Актуальной задачей является оптимизация состава имущества государственной казны Российской Федерации, которое должно использоваться исключительно для обеспечения государственных функций. Вместе с тем сложившаяся ситуация характеризуется дефицитом объектов федеральной недвижимости для размещения федеральных государственных органов, некоммерческих организаций, а также в ряде случаев неудовлетворительным состоянием зданий и сооружений, находящихся в федеральной собственности.

Важным направлением является обеспечение предоставления земельных участков, на которых расположены находящиеся в собственности юридических или физических лиц здания (строения, сооружения, находящиеся в федеральной собственности), а также переоформление прав на земельные участки в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации.

Ключевой задачей цели 2 подпрограммы 1 является повышение эффективности и качества управления компаниями с государственным участием, объектами федерального имущества, в том числе земельными участками, находящимися в федеральной собственности.

Для решения указанной задачи планируется осуществить следующие мероприятия:

внедрение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти совместно с профессиональными общественными объединениями механизмов оценки качества корпоративного управления компаний с государственным участием, основанных на принципах открытости, независимости проведения, а также сопоставимости;

обеспечение публичности сохраняемых в федеральной собственности компаний с государственным участием путем поэтапного вывода компаний на организованный рынок ценных бумаг;

ограничение приобретения компаниями с государственным участием и их дочерними и зависимыми обществами акций (долей) хозяйственных обществ путем реализации нормативно установленных процедур согласования принятия соответствующих решений;

подготовка и реализация компаниями с государственным участием, подлежащими сохранению в федеральной собственности, программ отчуждения непрофильных активов в целях оптимизации корпоративной структуры и привлечения инвестиций, в том числе для финансирования инвестиционных программ;

реализация конкурсной модели осуществления закупочной деятельности;

обеспечение реализации нормативно установленных принципов дивидендной политики, предусматривающих выплату гарантированного минимума дивидендов Российской Федерации как акционеру при соблюдении интересов иных акционеров, утверждение положений о дивидендной политике в компаниях с государственным участием;

обеспечение перехода к международным стандартам отчетности, а также внедрение иных элементов передового корпоративного законодательства;

расширение практики внедрения документов стратегического планирования деятельности компании с государственным участием (включая систему ключевых показателей эффективности деятельности, программы инновационного развития);

установление совместно с профессиональными общественными объединениями квалификационных требований к профессиональным директорам и независимым экспертам, предусматривающих наличие опыта, определенных компетенций и навыков, подтвержденных общепризнанными мировыми сертификатами;

расширение конкурсности и открытости механизмов привлечения руководителей в компании с государственным участием, в том числе профессиональных директоров и независимых экспертов, а также оценки эффективности их деятельности;

повышение действенности органов управления и контроля компаний с государственным участием, в том числе совершенствование порядка деятельности ревизионных комиссий, включая разработку типовых форм документов, привлечение профессиональных директоров и независимых экспертов, а также расширение практики проведения ротации аудиторских компаний;

упрощение корпоративных процедур в компаниях малого и среднего бизнеса (в том числе путем перехода к формированию советов директоров по территориальному либо отраслевому принципу);

совершенствование института специального права Российской Федерации на участие в управлении акционерными обществами ("золотой акции") вплоть до отказа;

обеспечение учета прав миноритарных акционеров на доступ к информации компаний с государственным участием, их дочерних и зависимых обществ;

утверждение и реализация принципов совершения компаниями с государственным участием корпоративных действий, обеспечивающих прозрачность их совершения, учет мнения иных акционеров и защиту их прав;

оптимизация корпоративной структуры;

расширение практики привлечения профессиональных директоров и независимых экспертов в органы управления и контроля, в том числе в органы управления и контроля дочерних и зависимых обществ;

распространение принципов корпоративного управления на государственные корпорации;

поэтапный отказ от института директив во взаимосвязи с усилением мер ответственности директоров за принятие решений и недостижение установленных показателей деятельности, со страхованием их ответственности;

развитие механизмов взаимодействия федеральных государственных органов с лицами, входящими в органы управления, иными акционерами;

унификация процедуры вовлечения объектов федерального недвижимого имущества в оборот преимущественно на торгах, проводимых в том числе в электронной форме;

повышение эффективности управления федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за федеральными организациями, а также проработка возможности предоставления им этого имущества на иных основаниях;

развитие механизмов государственно-частного партнерства при управлении объектами федерального недвижимого имущества, включая концессионные соглашения, разработку и реализацию проектов по развитию инфраструктурных объектов, находящихся в федеральной собственности;

внедрение механизмов регулярного контроля и анализа использования федерального недвижимого имущества, переданного на вещном праве федеральным организациям, в том числе используемого третьими лицами на основании договоров;

обеспечение сохранности федерального имущества путем страхования рисков при его передаче в пользование третьим лицам, а также соблюдение охранных обязательств в отношении объектов недвижимого имущества, являющихся объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации;

создание условий по недопущению проявления коррупционных нарушений в процессе управления объектами федерального недвижимого имущества;

развитие единого информационного пространства проведения торгов по предоставлению федерального недвижимого имущества в аренду, безвозмездное пользование либо вовлечению в оборот иным образом;

разработка и реализация программы отчуждения непрофильных активов федеральных организаций, сохраняемых в федеральной собственности;

обеспечение достаточного финансирования содержания федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, а также реализация принципа следования финансирования за объектом в случае его передачи федеральной организации, отчуждения иному публично-правовому образованию (в том числе в целях обеспечения использования по целевому назначению);

обеспечение передачи находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения религиозным организациям в безвозмездное пользование либо в собственность для использования по целевому назначению;

обеспечение вовлечения имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, в том числе объектов незавершенного строительства, в хозяйственный оборот путем передачи в государственную собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность для обеспечения экономической основы их деятельности, а также продажи его на конкурсной основе;

установление границ и оформление земельно-правовых отношений на земельные участки;

внедрение механизмов регулярного контроля и анализа использования земельных участков, в том числе переданных федеральным организациям (независимо от ведомственной принадлежности);

формирование предложений по переходу к экономическим методам понуждения к эффективному и целевому использованию федерального имущества, а также усиление ответственности в случае нарушения установленного порядка управления и распоряжения федеральным имуществом;

обеспечение взаимосвязи мероприятий по управлению федеральным имуществом с проведением процедур по территориальному планированию в части планируемого размещения объектов федерального значения;

обеспечение учета общественного интереса, установление и соблюдение ограничений по использованию особо ценных участков (в том числе сельскохозяйственного назначения), а также участков, представляющих особую научную, историко-культурную ценность;

вовлечение земельных участков в хозяйственный оборот для целей преимущественно жилищного строительства, в том числе стандартного жилья, строительства инфраструктуры, путем передачи земельных участков единому институту развития в жилищной сфере либо полномочий по управлению и распоряжению земельными участками органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

обеспечение учета рыночного спроса при формировании и предоставлении земельных участков;

вовлечение земельных участков в хозяйственный оборот, в том числе для целей, не связанных со строительством, с предварительным повышением их ликвидности и стоимости (в том числе путем привлечения специализированных организаций, формирования участков, оформления необходимых документов);

передача неиспользуемых земельных участков в муниципальную собственность, а также в собственность субъектов Российской Федерации;

расширение открытости и использования современных технологий при управлении земельными участками, в том числе внедрение электронных торгов, формирование полных и актуальных сведений об использовании участков;

сокращение сроков и числа административных процедур по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в том числе путем подготовки типовых форм документов, внедрения административных регламентов.

Ожидаемыми результатами достижения цели 2 подпрограммы 1 являются:

на I этапе:

установление стратегических целей управления компаний с государственным участием;

расширение практики конкурсного порядка привлечения генеральных директоров, профессиональных директоров и независимых экспертов в органы управления и контроля;

проведение независимой оценки качества корпоративного управления в компаниях с государственным участием;

выявление неучтенных земельных участков;

учет сведений о выявленных земельных участках в полном объеме в единой системе учета и управления федеральным имуществом;

на II этапе:

обеспечение конкурентоспособности и повышение качества корпоративного управления компаний с государственным участием в соответствии с международными аналогами;

включение в органы управления и контроля акционерных обществ с государственным участием профессиональных директоров и независимых экспертов;

внедрение прозрачной и действенной системы управления и ответственности лиц, входящих в органы управления;

оформление имущественно-правовых отношений на объекты недвижимого имущества;

обеспечение надлежащего размещения федеральных государственных органов власти и организаций;

формирование прозрачной и действенной системы управления федеральным имуществом;

существенное увеличение доли земельных участков, вовлеченных в хозяйственный оборот.

Целью 3 подпрограммы 1 является обеспечение эффективного контроля, учета и мониторинга использования федерального имущества.

Необходимым условием эффективного управления федеральным имуществом является четкая идентификация состава федерального имущества.

Первой задачей в рамках реализации цели 3 подпрограммы 1 является расширение форм контроля и усиление персональной ответственности за управление и использование федерального имущества.

Для решения указанной задачи планируется осуществить следующие мероприятия:

повышение профессионального уровня руководителей компаний с государственным участием и федеральных организаций (в том числе путем усиления квалификационных требований, развития системы предоставляемых гарантий, а также расширения конкурсности и открытости механизмов привлечения);

введение механизмов оценки эффективности деятельности лиц, избранных в органы управления компаний с государственным участием, руководителей федеральных организаций;

построение карты рисков (контрольной среды), разделение функциональных обязанностей между участниками процесса управления, а также внедрение системы автоматического контроля, заложенного в системы процессинга;

формирование и реализация системы внешнего контроля, включая расширение форм и инструментов представления отчетности, усиление взаимодействия с уполномоченными контрольными органами при проведении проверочных мероприятий, а также обеспечение публичного контроля за управлением федеральным имуществом, включая вовлечение объектов в хозяйственный оборот;

контроль ключевых параметров, включая формирование долгосрочного прогноза результатов деятельности, оценка эффективности управления федеральным имуществом, в том числе с учетом основных финансовых результатов, оценка влияния отдельных направлений на совокупный результат деятельности, а также привязка текущих целей к стратегическим ориентирам;

создание системы внутреннего контроля органов, уполномоченных в сфере управления федеральным имуществом (в том числе путем формирования единых принципов осуществления деятельности подразделениями внутреннего контроля, перехода к регулярному получению и анализу данных для осуществления текущего мониторинга деятельности и обеспечения координации взаимодействия с органами внешнего контроля);

регламентация процедур осуществления контрольных мероприятий, определение единых стандартов и оснований оценки эффективности управления федеральным имуществом;

реализация действий, направленных на повышение качества составления прогноза и планирования поступлений в федеральный бюджет от продажи и использования федерального имущества.

Ожидаемыми результатами решения первой задачи в рамках реализации цели 3 подпрограммы 1 являются:

на I этапе:

внедрение системы оценки ключевых показателей эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены полномочия по управлению федеральным имуществом;

повышение ответственности субъектов управления за управление федеральным имуществом, в том числе расширение оснований для привлечения к ответственности;

формирование карты рисков по ключевым процессам отчуждения и управления федеральным имуществом;

на II этапе:

расширение системы публичного контроля за управлением федеральным имуществом и его отчуждением;

расширение ротации аудиторских компаний;

внедрение прозрачной и действенной системы управления рисками, включая мониторинг механизмов внутреннего контроля.

Необходимым условием эффективного управления федеральным имуществом является наличие полных и достоверных сведений о структуре и состоянии федерального имущества.

Создан межведомственный портал по управлению государственной собственностью, являющийся частью официального сайта Федерального агентства по управлению государственным имуществом, содержащий сведения из реестра федерального имущества, сведения о приватизируемом имуществе и об организациях с государственным участием, а также обеспечивающий межведомственное электронное взаимодействие органов государственной власти в сфере управления федеральным имуществом.

Организована работа по переводу услуг в сфере управления федеральным имуществом в электронный вид.

В связи с этим второй задачей в рамках реализации цели 3 подпрограммы 1 является:

повышение эффективности системы учета и мониторинга использования федерального имущества.

Для решения указанной задачи планируется осуществить следующие мероприятия:

проведение комплекса мероприятий по выявлению и учету федерального имущества, формированию в отношении его полных и достоверных сведений в рамках инвентаризации федерального имущества;

увеличение уровня детализации данных по объектам управления в части параметров, требуемых для принятия квалифицированных управленческих решений;

обеспечение полноты учета информации по правообладателям и иным лицам;

учет персонального закрепления ответственных лиц (правообладателей) за объектами управления;

реализация системы сбора, хранения и консолидации информации о текущем состоянии управления федеральным имуществом;

реализация механизма контроля целевых и индикативных показателей эффективности использования федерального имущества для мониторинга финансово-экономической деятельности компаний с государственным участием;

развертывание уполномоченным органом системы пообъектного управления федеральным имуществом;

формирование методологии учета финансовых параметров объектов федерального имущества, а также методики сравнительного анализа эффективности управления объектами;

построение системы объединения (интеграции) данных различных государственных реестров и информационных систем для повышения достоверности и снижения совокупных издержек ведения реестров;

развитие единого общедоступного информационного ресурса по управлению федеральным имуществом, позволяющего осуществлять межведомственное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, на которых возложено управление федеральным имуществом;

увеличение числа государственных услуг, оказываемых в отношении объектов федерального имущества в электронном виде;

отказ от печатных средств массовой информации в качестве обязательных каналов доставки информации о федеральном имуществе при сохранении и развитии в качестве обязательных информационно-телекоммуникационных средств;

формирование широкого экспертного сообщества в области управления федеральным имуществом, в том числе образование общественного совета.

Ожидаемыми результатами решения второй задачи в рамках реализации цели 3 подпрограммы 1 являются:

на I этапе:

проведение инвентаризации федерального имущества;

обеспечение полноты учета и оформления прав в единой системе учета и управления федеральным имуществом;

внедрение системы пообъектного управления федеральным имуществом;

формирование новой методологии учета федерального имущества;

интеграция информационных реестров Федерального агентства по управлению государственным имуществом с реестрами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии;

формирование электронного архива документов в сфере управления федеральным имуществом;

запуск обновленного межведомственного портала по управлению федеральным имуществом;

перевод не менее 10 государственных услуг в электронный вид;

формирование общественного совета по управлению федеральным имуществом;

на II этапе:

внедрение методики сравнительного анализа эффективности управления федеральным имуществом;

внедрение актуализированной системы обновления данных в единой системе учета и управления федеральным имуществом;

внедрение пообъектной системы учета и управления федеральным имуществом во всех федеральных органах исполнительной власти, которым предоставлены полномочия по управлению федеральным имуществом;

реализация автоматической системы статистического мониторинга изменения структуры федерального имущества и динамики экономических показателей деятельности компаний с государственным участием;

перевод информационного сопровождения в сфере управления федеральным имуществом в электронный вид;

формирование сообщества профессиональных директоров и независимых экспертов в сфере управления федеральным имуществом.

Показателями достижения подпрограммы 2 "Управление государственным материальным резервом" (далее - подпрограмма 2) являются:

уровень состояния промышленной безопасности на опасных производственных объектах системы государственного материального резерва;

уровень состояния пожарной безопасности на производственных объектах системы государственного материального резерва;

состояние промышленной безопасности на опасных производственных объектах системы государственного материального резерва;

состояние противопожарной безопасности на производственных объектах системы государственного материального резерва.

Подпрограмма 2 носит межведомственный характер, направлена на решение вопросов национальной безопасности и социально значимых вопросов в части обеспечения мобилизационных потребностей силового блока, поддержания продовольственной, энергетической, техногенной безопасности, ликвидации последствий возможных стихийных бедствий и оказывает косвенное влияние на уровень и качество жизни населения, социальную сферу и общественную безопасность, а также на социально-экономическое развитие приоритетных территорий в ходе создания и использования объектов государственного материального резерва с последующим размещением запасов государственного материального резерва.

Ожидаемыми результатами реализации подпрограммы 2 в плановый период являются:

обеспечение количественной и качественной сохранности материальных ценностей;

обеспечение безаварийной эксплуатации основных фондов.

Участия субъектов Российской Федерации в реализации Программы не предусмотрено.

Сведения о показателях (индикаторах) Программы предусмотрены приложением N 1 к Программе.

Перечень основных мероприятий Программы приводится в приложении N 2.

Сведения об основных планируемых мерах правового регулирования в сфере реализации Программы приведены в приложении N 3.

Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета приводится в приложении N 4.

План реализации Программы на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов приведен в приложении N 5.

Паспорт подпрограммы 2 "Управление государственным материальным резервом" и соответствующие приложения, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, приведены в приложениях N 6 - 11 (секретно).