I. Оценка текущего состояния сферы управления государственными финансами и регулирования финансовых рынков

I. Оценка текущего состояния сферы управления

государственными финансами и регулирования финансовых рынков

Эффективное и прозрачное управление общественными финансами - базовое условие для повышения уровня жизни населения, обеспечения устойчивого экономического роста, содействия инвестиционной активности, поддержания обороноспособности страны, а также достижения иных стратегических целей социально-экономического развития.

Благодаря реализованным за прошедший период мероприятиям государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" (далее - государственная программа) обеспечены условия для устойчивого экономического развития и сохранения макроэкономической стабильности при безусловном исполнении принятых расходных обязательств и реализации ключевых приоритетов социально-экономического развития страны.

В ходе реализации мероприятий государственной программы достигнуты следующие результаты:

законодательно закреплены долгосрочные принципы проведения бюджетной политики в соответствии с новой конструкцией "бюджетных правил", что создало условия для снижения зависимости экономики и государственных финансов от внешней конъюнктуры и обеспечения стабильности и предсказуемости экономических, финансовых и фискальных условий;

подготовлена нормативная база проведения долгосрочного бюджетного планирования, и утвержден бюджетный прогноз на долгосрочный период, позволяющий обеспечить прозрачность и предсказуемость параметров бюджетной системы, базовых принципов и условий реализации бюджетной, налоговой и долговой политики;

реализован ряд мер по повышению стратегической и операционной эффективности, а также по повышению подотчетности (подконтрольности) бюджетных расходов, предусмотренных Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. N 117-р, включая регулярное проведение обзоров бюджетных расходов, систематизацию и оценку налоговых расходов публично-правовых образований;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.12.2022 N 2572, от 26.08.2023 N 1397)

(см. текст в предыдущей редакции)

создана необходимая нормативная правовая и методическая базы для реализации инструмента инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;

индекс открытости бюджета (Open Budget Index), определяемый Международным бюджетным партнерством, составил 73 балла, что позволило Российской Федерации занять 13-е место среди 120 стран-участниц, сохранив достаточный уровень публикации бюджетной информации;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 N 2572)

(см. текст в предыдущей редакции)

разработаны Правила составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 г. N 326 "Об утверждении Правил составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", направленные на повышение качества нормативного регулирования в сфере бюджетного планирования на федеральном уровне;

расширен перечень критериев оценки качества финансового менеджмента главных администраторов средств федерального бюджета для повышения качества управления рисками при исполнении бюджетных полномочий, в том числе в целях эффективного управления активами и осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.08.2023 N 1397)

(см. текст в предыдущей редакции)

сформированы и усовершенствованы нормативная правовая и методическая базы по вопросам формирования и реализации государственных программ, а структура расходов федерального бюджета соответствует структуре государственных программ;

сформирована прозрачная система закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусматривающая единые правила закупок, централизованное размещение в единой информационной системе в сфере закупок всей информации о закупках, открытый доступ к участию в закупках;

разработан и утвержден порядок применения классификации операций сектора государственного управления в соответствии с требованиями международных стандартов по статистике государственных финансов и системы национальных счетов, а также установлены единые требования к применению такого вида классификации для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составлению бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности;

реализована программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов до 2022 года, обеспечено методологическое сопровождение их внедрения;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 N 2572)

нормативно регламентирован переход на электронный документооборот в целях бухгалтерского учета государственных финансов, реализован первый этап по переходу на применение альбома унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 N 2572)

(см. текст в предыдущей редакции)

бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется всеми организациями в электронном виде по принципу "одного окна";

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 N 2572)

(см. текст в предыдущей редакции)

реализованы мероприятия Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3709-р;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26.08.2023 N 1397)

внедрен риск-ориентированный подход во внешнем контроле деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26.08.2023 N 1397)

завершена стандартизация внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, установлены единые принципы, требования, определения, риск-ориентированный подход к планированию контрольных мероприятий;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 N 2572)

(см. текст в предыдущей редакции)

создана нормативная база для обеспечения администрирования доходов бюджетов всех уровней в связи с переходом на систему казначейских платежей;

создана нормативная база для внедрения единой цифровой системы администрирования и прогнозирования доходов, начаты ее реализация в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - система "Электронный бюджет") и апробация на уровне администрирования доходов федерального бюджета;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.08.2023 N 1397)

(см. текст в предыдущей редакции)

проведена комплексная работа по систематизации и оценке налоговых расходов публично-правовых образований;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.12.2022 N 2572, от 26.08.2023 N 1397)

(см. текст в предыдущей редакции)

реализована возможность уплаты плательщиками таможенных пошлин, налогов, денежных средств на единый лицевой счет и его использование при совершении таможенных операций вне зависимости от того, в какой таможенный орган подана декларация на товары;

результативность таможенного контроля по собираемости таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, составила 80,4 процента;

введена в промышленную эксплуатацию модернизированная платформа государственной информационной системы "Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru, обеспечивающая переход на процедуры электронных торгов для реализации государственного и муниципального имущества;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 N 2572)

внедрен новый подход к формированию позиции акционера - Российской Федерации по вопросу выплаты дивидендов, предусматривающий обеспечение направления на выплату дивидендов не менее 50 процентов прибыли акционерных обществ по международным стандартам финансовой отчетности (или по российским стандартам бухгалтерского учета, если отчетность по международным стандартам финансовой отчетности акционерным обществом не составляется) с учетом более широкого круга неденежных корректировок;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 N 2572)

предусмотрена ежегодная актуализация программы приватизации федерального имущества, в том числе в части перечня федерального имущества, подлежащего приватизации в планируемом периоде, и прогноза объемов поступлений в федеральный бюджет.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 N 2572)

Вместе с тем в сфере управления общественными финансами сохраняется ряд следующих нерешенных проблем:

неполный учет и контроль рисков принимаемых решений в части расходных обязательств и изменений налогового законодательства за пределами 3-летнего периода бюджетного планирования;

отсутствие порядка учета и оценки условных и неявных обязательств федерального бюджета;

отсутствие развитой системы комплексного мониторинга показателей государственных финансов для принятия управленческих решений;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 N 2572)

(см. текст в предыдущей редакции)

неполный охват мерами оценки эффективности всех инструментов государственной поддержки (прямых расходов и налоговых расходов);

отсутствие единого механизма управления ресурсами, целями и задачами в научной и научно-технической сфере гражданского назначения;

низкая удовлетворенность граждан услугами в социальной сфере;

негативная оценка общества разрастающемуся бюрократическому аппарату и расходам на его содержание;

непрозрачность и риски субъективизма распределения бюджетных субсидий;

неполное соответствие стимулирующих, социальных и технических налоговых расходов Российской Федерации социально-экономической политике государства;

отсутствие формализованного порядка отбора резидентов и создания территорий с преференциальными режимами;

недостаточный объем внебюджетных источников финансирования для решения задач развития транспортной и коммунальной инфраструктуры для человека и бизнеса;

низкая эффективность координации деятельности международных институтов развития с российским участием для цели продвижения российской повестки;

отсутствие единой и скоординированной долгосрочной политики развития финансового рынка;

отсутствие полноты и достоверности учета федерального имущества в связи с неполной интеграцией федеральной государственной информационно-аналитической системы "Единая система управления государственным имуществом" с государственными информационными системами федеральных органов исполнительной власти;

абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 26.08.2023 N 1397;

(см. текст в предыдущей редакции)

низкая востребованность учетных (отчетных) данных, используемых для целей государственного и муниципального управления;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 N 2572)

(см. текст в предыдущей редакции)

разрозненность и фрагментарность информационных систем, используемых для целей государственного и муниципального управления;

недостаточная прозрачность системы администрирования и прогнозирования доходов бюджетов бюджетной системы;

наличие на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней нелегальной продукции;

наличие нелегального ввоза алкогольной продукции и сырья для ее производства из стран Евразийского экономического союза в связи с большой разницей в ставках акцизов на указанную продукцию;

рост нелегального рынка табачной продукции, что приводит к недополученным доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26.08.2023 N 1397)

Стратегические цели и задачи социально-экономического развития Российской Федерации требуют продолжения и углубления бюджетных реформ с переходом системы управления общественными финансами на качественно новый уровень, в связи с чем в сфере реализации государственной программы сформированы приоритеты государственной политики.