VI. Состав перспективных схем ресурсоснабжения

44. Перспективная схема ресурсоснабжения является техническим обоснованием программы инвестиционных проектов и оценкой требуемых капитальных вложений в соответствующую систему ресурсоснабжения. В состав перспективной схемы ресурсоснабжения рекомендуется включать следующие разделы:

- существующее положение в сфере производства, передачи и потребления электроэнергии, тепла и воды, отведения и очистки сточных вод, сбора и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;

- балансы производства и потребления электроэнергии, тепла и воды, отведения и очистки сточных вод, сбора и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в существующих зонах действия объектов;

- электронная модель перспективной схемы ресурсоснабжения;

- перспективные показатели потребления: электроэнергии, тепла и воды, водоотведения и очистки сточных вод, сбора и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов по разным категориям пользователей;

- предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов, в том числе сетевых;

- перспективные балансы производства и потребления электроэнергии, тепла и воды, отведения и очистки сточных вод, сбора и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;

- предложения по перспективным балансам;

- экологические аспекты мероприятий по строительству и реконструкции объектов инженерной инфраструктуры;

- оценка надежности и безопасности систем ресурсоснабжения;

- оценка капитальных вложений в новое строительство, реконструкцию и модернизацию объектов систем ресурсоснабжения.

45. Разрабатывать перспективные схемы теплоснабжения рекомендуется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении".

46. Состав перспективных схем водоснабжения.

Перспективные схемы водоснабжения поселения рекомендуется разрабатывать с учетом Водного кодекса Российской Федерации, положений СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" (Официальное издание, М.: ФГУП ЦПП, 2004. Дата редакции: 01.01.2004), территориальных строительных нормативов.

В раздел Существующее положение в сфере водоснабжения поселения, городского округа рекомендуется включать:

- анализ структуры системы водоснабжения поселения, городского округа, содержащий описание территориально-институционального деления поселения на зоны действия предприятий, организующих водоснабжение МО;

- анализ состояния и функционирования существующих источников водоснабжения;

- анализ существующих сооружений системы водоснабжения и их зоны действия выполняется отдельно для каждого сооружения;

- анализ состояния и функционирования существующих насосных станций;

- анализ состояния и функционирования водопроводных сетей систем водоснабжения.

Раздел Существующее положение в сфере водоснабжения поселения, городского округа завершается анализом существующих технических и технологических проблем в водоснабжении поселения, городского округа.

В раздел Балансы производительности сооружений системы водоснабжения и потребления воды в зонах действия источников водоснабжения рекомендуется включать:

- водный баланс подачи и реализации воды по зонам действия источников;

- оценку фактических неучтенных расходов и потерь воды при ее транспортировке по зонам действия источников;

- наличие коммерческого приборного учета воды, отпущенной из сетей потребителям, и анализ планов по установке приборов учета;

- анализ резервов и дефицитов производственных мощностей системы водоснабжения поселения в зонах действия источников.

В раздел Электронная модель объектов системы водоснабжения рекомендуется включать описание разработанной в процессе разработки перспективной схемы водоснабжения электронной модели. Для возможности принятия наилучших технических решений в процессе разработки перспективных схем их электронные модели целесообразно увязывать в единой информационной системе поселения с единой топографической основой города, единой адресной базой с разделением доступа пользователей в соответствии с профилем деятельности организации коммунального комплекса. Допускается использование для одного поселения разных электронных моделей для различных систем коммунальной инфраструктуры, а также производных от электронных моделей перспективных схем с различной степенью детализации для решения конкретных задач с применением специализированного программного обеспечения.

Рекомендуется, чтобы электронная модель системы водоснабжения решала следующие задачи:

- графического представления объектов системы водоснабжения с привязкой к топографической основе поселения, городского округа и полным описанием связности объектов;

- паспортизации объектов системы водоснабжения;

- описания единиц административного деления земельных участков в соответствии с электронной моделью системы теплоснабжения;

- гидравлического расчета водопроводных сетей;

- моделирования всех видов переключений, осуществляемых на водопроводных сетях (изменение состояния запорно-регулирующей арматуры, включение/отключение/регулирование групп насосных агрегатов, изменения установок регуляторов), в том числе переключения потребителей между станциями подготовки воды питьевого качества;

- расчета балансов водопотребления (по головным сооружениям водоснабжения, по территориальному признаку):

- расчета нормативных и фактических потерь воды питьевого качества;

- расчета показателей надежности;

- групповых изменений характеристик объектов (участков водопроводных сетей, потребителей) по заданным критериям с целью моделирования различных перспективных вариантов;

- построения графиков для разработки и анализа сценариев перспективного развития.

В раздел Перспективное потребление коммунальных ресурсов в сфере водоснабжения рекомендуется включать:

- сведения о фактическом и ожидаемом потреблении воды (годовое, среднесуточное, максимальное суточное);

- описание структуры потребления воды, которую следует определять по отчетам организаций водоснабжения с территориальной разбивкой по зонам действия источников системы водоснабжения, кадастровым и планировочным кварталам, муниципальным районам, административным округам с последующим суммированием в целом по поселению;

- оценку расходов воды на водоснабжение по типам потребителей в виде прогноза изменения удельных расходов воды питьевого качества, в том числе: на водоснабжение жилых зданий; на водоснабжение объектов общественно-делового назначения; на водоснабжение промышленных объектов;

- сведения о фактических и ожидаемых неучтенных расходах и потерях воды при ее передаче по водопроводным сетям (годовые, среднесуточные значения);

- сведения о фактической и ожидаемой подаче воды головными сооружениями системы водоснабжения в водопроводную сеть (годовой, среднесуточной, максимальной суточной), которые формируются на основании данных о потреблении воды и величине неучтенных расходов и потерь воды при ее транспортировке;

- сведения о максимальном водоразборе локальных систем водоснабжения на базе ведомственных сооружений водоподготовки, установленных по результатам аудита;

- сведения о максимальном водоразборе в расчетных элементах территориального деления при краткосрочном прогнозировании (трех или пятилетний период) определяется:

- для намечаемых к строительству жилых и общественных зданий по проектам зданий (и/или по проектам планировочных кварталов) в разделах проектирования систем холодного и горячего водоснабжения. При отсутствии проектов или при отсутствии организованной системы территориального планирования в поселении допускается определять планируемые к присоединению максимальный расход зданий по заявкам на присоединение, выполнив привязку заявки на присоединение к расчетному элементу территориального деления; для промышленных предприятий по проектному водопотреблению или фактическому водопотреблению аналогичных промышленных потребителей. При отсутствии проектов или при отсутствии организованной системы территориального планирования в поселении допускается определять планируемые к присоединению максимальный расход по заявкам на присоединение, выполнив привязку заявки на присоединение к расчетному элементу территориального деления.

В раздел Предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов систем водоснабжения рекомендуется включать:

- сведения об объектах, предлагаемых к новому строительству для обеспечения перспективной подачи в сутки максимального водопотребления;

- сведения о действующих объектах, предлагаемых к реконструкции (техническому перевооружению) для обеспечения перспективной подачи в сутки максимального водопотребления.

При обосновании предложений по строительству и реконструкции объектов систем водоснабжения в рамках схемы водоснабжения поселения рекомендуется решать следующие задачи:

- обеспечение потребителей водой питьевого качества в необходимом количестве;

- организация централизованного водоснабжения на территориях, где оно отсутствует;

- внедрение безопасных технологий в процессе водоподготовки;

- прекращение сброса промывных вод сооружений без очистки, внедрение систем с оборотным водоснабжением в производстве;

- обеспечение водоснабжением максимального водопотребления в сутки объектов нового строительства и реконструируемых объектов, для которых производительности существующих сооружений недостаточно;

- предварительный выбор местоположения, основных параметров станции по подготовке воды, очередности строительства;

- определение профиля основного оборудования;

- определение перспективных режимов загрузки и работы основного оборудования;

- определение ориентировочного объема инвестиций для строительства, реконструкции и технического перевооружения (модернизации) объектов.

В раздел Предложения по строительству, реконструкции и модернизации линейных объектов систем водоснабжения рекомендуется включать:

- сведения о реконструируемых и предлагаемых к новому строительству магистральных водопроводных сетях, обеспечивающих перераспределение основных потоков из зон с избытком в зоны с дефицитом производительности сооружений (использование существующих резервов для существующих потребителей);

- сведения о реконструируемых и предлагаемых к новому строительству магистральных водопроводных сетях для обеспечения перспективных увеличений объема водоразбора во вновь осваиваемых районах поселения под жилищную, комплексную или производственную застройку (подача воды к объектам новой застройки);

- сведения о реконструируемых участках водопроводной сети, где предусматривается увеличение диаметра трубопроводов для обеспечения перспективного увеличения объема водоразбора (в связи с реконструкцией объектов капитального строительства, уплотненной застройкой поселения);

- сведения о реконструируемых и предлагаемых к новому строительству магистральных водопроводных сетях для перераспределения зон влияния источников воды;

- сведения о реконструируемых и предлагаемых к новому строительству магистральных водопроводных сетях для обеспечения нормативной надежности водоснабжения;

- сведения о реконструируемых участках водопроводной сети, подлежащих замене в связи с исчерпанием эксплуатационного ресурса;

- сведения о новом строительстве и реконструкции насосных станций;

- сведения о новом строительстве и реконструкции резервуаров и водонапорных башен;

- сведения о диспетчеризации, телемеханизации и автоматизированных системах управления режимами водоснабжения;

- сведения о применяемых приборах коммерческого учета водопотребления.

Сведения о линейных объектах систем водоснабжения и сооружениях на них, предлагаемых к новому строительству и/или реконструкции, могут содержать:

- цели и задачи нового строительства/реконструкции объекта;

- описание вариантов маршрутов прохождения линейного объекта по территории поселения (далее - трасса);

- место размещения насосных станций, резервуаров, водонапорных башен;

- сведения о магистральной водопроводной сети с указанием наименования, начальной и конечной точек;

- исходные технические требования к линейной части водопроводных сетей;

- исходные технические требования к арматуре, камерам, насосным станциям, резервуарам и т.д.;

- техническую характеристику объекта (категория, протяженность, диаметр трубопровода; объем резервуара; производительность и выходной напор насосной станции и т.п.);

- расчет гидравлических режимов водопроводной сети.

При обосновании предложений по строительству и реконструкции линейных объектов систем водоснабжения и сооружениях на них (в рамках схемы водоснабжения поселения) рекомендуется решать следующие задачи:

- замена всех стальных трубопроводов без наружной и внутренней изоляции на трубопроводы из некорродирующих материалов;

- сокращение неучтенных расходов и потерь воды при транспортировке;

- сокращение давления в водопроводной сети с организацией внутридомовых насосных станций подкачки;

- зонирование водопроводной сети с целью повышения ее надежности и управляемости;

- обеспечение потребителей водой питьевого качества в необходимом количестве;

- организация централизованного водоснабжения на территориях, где оно отсутствует;

- обеспечение водоснабжением максимального водопотребления в сутки объектов нового строительства и реконструируемых объектов, для которых недостаточно пропускной способности линейных объектов;

- предварительный выбор трасс, очередности строительства;

- определение ориентировочного объема инвестиций для строительства и реконструкции и модернизации линейных объектов.

В раздел Экологические аспекты мероприятий по строительству и реконструкции объектов системы водоснабжения рекомендуется включать:

- оценку воздействия предлагаемых к новому строительству и реконструкции объектов системы водоснабжения на водный бассейн при сбросе (утилизации) промывных вод;

- оценку воздействия на окружающую среду мероприятий по снабжению и хранению химических реагентов, используемых в водоподготовке (хлор и др.).

В раздел Оценка капитальных вложений в новое строительство, реконструкцию и модернизацию объектов систем водоснабжения рекомендуется включать:

- оценку капитальных вложений в новое строительство и реконструкцию объектов систем водоснабжения, выполненную в соответствии с территориальными справочниками на укрупненные приведенные базисные стоимости по видам капитального строительства и видам работ;

- оценку капитальных вложений, выполненную в ценах, установленных территориальными справочниками на момент выполнения программы с последующим их приведением к текущим прогнозным ценам.

47. Состав Перспективных схем водоотведения.

Перспективные схемы водоотведения поселения рекомендуется разрабатывать с учетом положений СНиП 2.04.03-85* "Канализация. Наружные сети и сооружения" (Официальное издание, Минстрой России - М.: ГУП ЦПП, 1996. Дата редакции: 28.05.1986), СНиП 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация зданий" (Официальное издание, М.: ГУП ЦПП, 2003. Дата редакции: 01.01.2003), территориальных строительных нормативов.

В раздел "Существующее положение в сфере водоотведения поселения, городского округа" рекомендуется включать следующие подразделы:

- структура сбора и очистки сточных вод поселения;

- канализационные очистные сооружения и прямые выпуски;

- утилизация осадков сточных вод;

- тоннельные коллекторы;

- сети систем водоотведения и сооружения на них;

- балансы производительности очистных сооружений и притока сточных вод;

- резервы и дефициты системы водоотведения поселения;

- безопасность и надежность систем водоотведения и очистки сточных вод поселения;

- управляемость систем водоотведения поселения;

- воздействие на окружающую среду;

- существующие технические и технологические проблемы в системах водоотведения и очистки сточных вод поселения.

В подраздел Структура сбора и очистки сточных вод поселения рекомендуется включать:

- анализ действующих систем и схем водоотведения поселения (общесплавная, раздельная, полураздельная системы, хозяйственно-бытовая, дождевое, производственное водоотведение, дренажный сток) с указанием зон распространения;

- анализ эксплуатационных зон действия предприятий водоотведения и очистки сточных вод;

- анализ организационно-функциональной структуры предприятий, в том числе анализ совмещения эксплуатационных зон и административного управления предприятием, формирование функций рабочего и инженерного персонала, организация общих территориальных функций (например, организация аварийно-диспетчерской службы, плановой службы, производственно-технического отдела);

- анализ зон действия локальных, ведомственных, производственных канализационных очистных сооружений;

- анализ территорий поселения, неохваченных системой централизованного водоотведения.

В подраздел Канализационные очистные сооружения и прямые выпуски рекомендуется включить анализ основных канализационных очистных сооружений и территорий, сточные воды с которых сбрасываются без очистки, в том числе:

- краткую историческую справку об очистных сооружениях системы водоотведения (срок ввода в эксплуатацию, технологии очистки, проектные зоны обслуживания и режимы работы, проведенные реконструкции и т.д.);

- описание способов утилизации очищенных стоков, водоемов-приемников;

- описание сооружений основной технологической схемы очистки, их основные параметры, эффективность работы (от главной насосной станции до выпуска);

- описание применяемой реагентной обработки воды, способы учета реагентов;

- сведения о применяемых технологиях обеззараживания очищенных стоков;

- обеспеченность внешними ресурсами (электроснабжение, теплоснабжение и т.д.), способы учета ресурсов;

- износ основного оборудования;

- проектную, приведенную производительность очистных сооружений, в том числе с учетом ожидаемого изменения нормативной базы по сбросам сточных вод, состояния водоема-приемника;

- способы учета сточных вод на всех стадиях от приема в сеть водоотведения до выпуска;

- схемы зон (бассейнов) водоотведения очистных сооружений и зон (бассейнов) прямых выпусков;

- характеристику территории поселения, канализуемой на каждые очистные сооружения и прямые выпуски (тип территорий, количество населения, объекты промышленности, основные крупные абоненты);

- организация аварийного обеспечения собственных нужд;

- анализ возможности замещения зоны водоотведения другими сооружениями в случае нештатных ситуаций, аварийного сброса стоков без очистки;

- прочие данные, характеризующие надежность и эффективность очистных сооружений системы водоотведения.

В подраздел Утилизация осадков сточных вод рекомендуется включать:

- описание способов утилизации образующихся осадков сточных вод;

- баланс образующегося осадка и производственных мощностей по его утилизации (площадей полигонов, производительности печей для сжигания и т.п.);

- анализ возможности перераспределения осадка между сооружениями по его утилизации.

В подраздел Тоннельные коллекторы рекомендуется включать:

- описание структуры тоннельных коллекторов;

- карты (схемы) тоннельных коллекторов;

- сводные данные о параметрах тоннельных коллекторов, включая годы строительства, материал, краткую характеристику грунтов, наличие в охранных зонах объектов капитального строительства;

- описание затворов на тоннельных коллекторах;

- описание типов и количества шахт;

- описание гидравлических режимов тоннельных коллекторов;

- статистику отказов тоннельных коллекторов (аварий, инцидентов);

- статистику восстановлений (аварийно-восстановительных ремонтов) тоннельных коллекторов и среднего времени, затраченного на восстановление работоспособности;

- описание процедур диагностики состояния тоннельных коллекторов и планирования капитальных (текущих) ремонтов;

- краткое описание основных наиболее значимых причин отказов тоннельных коллекторов с анализом их потока;

- анализ средств защиты тоннельных коллекторов от коррозии;

- анализ работы диспетчерской службы и используемых для ее организации средств автоматизации, телемеханизации и связи;

- анализ парка строительной техники, используемой для ремонтных и строительных работ.

В подраздел Сети систем водоотведения и сооружения на них рекомендуется включать:

- описание структуры канализационных сетей, от домовых выпусков, выпусков с территорий, дождеприемников, присоединений внутриквартальной сети до приемной камеры канализационных очистных сооружений в зависимости от зоны эксплуатационной ответственности организации, осуществляющей водоотведение в поселении;

- карты (схемы) основных сетей водоотведения;

- сводные данные о параметрах сетей водоотведения, включая годы строительства, материал трубопроводов, тип прокладки, краткую характеристику грунтов;

- описание типов и количества арматуры на сетях водоотведения;

- описание насосных станций на сетях;

- описание типов и количества сооружений на сетях (ливнеспусков, аварийных выпусков, регулирующих резервуаров и т.д.);

- описание гидравлических режимов сетей водоотведения;

- статистику отказов сетей водоотведения (аварий, инцидентов);

- статистику восстановлений (аварийно-восстановительных ремонтов) сетей и среднего времени, затраченного на восстановление работоспособности;

- описание процедур диагностики состояния сетей и планирования капитальных (текущих) ремонтов;

- краткое описание основных наиболее значимых причин отказов сетей с анализом их потока;

- анализ средств защиты сетей от коррозии;

- анализ работы диспетчерской службы и используемых для ее организации средств автоматизации, телемеханизации и связи;

- анализ парка строительной техники, используемой для ремонтных и строительных работ.

В подраздел Балансы производительности очистных сооружений и притока сточных вод в рамках существующих бассейнов водоотведения рекомендуется включать:

- баланс поступления стоков в систему водоотведения и очистки сточных вод на сооружения, с выделением различных систем водоотведения по бассейнам канализования очистных сооружений и прямых выпусков;

- оценку фактического притока неорганизованного стока по бассейнам канализования очистных сооружений и прямых выпусков;

- наличие коммерческого приборного учета принимаемых сточных и анализ планов по установке приборов учета.

В подраздел Резервы и дефициты системы водоотведения поселения рекомендуется включать:

- результаты анализа ретроспективных балансов поступления стоков в систему водоотведения и очистки сточных вод по бассейнам канализования очистных сооружений и прямых выпусков и расчетным элементам территориального деления, с выделением зон дефицитов и резервов в каждой из рассматриваемых территориальных зон (расчетных элементов территориального деления);

- результаты анализа гидравлических режимов и режимов работы элементов системы водоотведения (насосных станций, сетей водоотведения, тоннельных коллекторов) для каждого сооружения, обеспечивающих транспортировку сточных вод от самого удаленного потребителя до очистных сооружений и характеризующих существующие возможности (резервы и дефициты по пропускной способности) передачи стоков на очистку;

- анализ резервов производственных мощностей и возможности расширения зоны действия очистных сооружений с наличием резерва в зонах дефицита.

В подраздел Безопасность и надежность систем водоотведения поселения рекомендуется включать:

- результаты расчетов существующей вероятности безотказной работы системы водоотведения и очистки сточных вод по отношению к самому удаленному потребителю (в каждой зоне очистных сооружений, по отношению к жилым зданиям);

- результатов расчетов готовности системы водоотведения и очистки сточных вод;

- анализа последствий полного прекращения процесса очистки на самых крупных очистных сооружениях поселения, оценка экологического ущерба;

- расчеты анализа живучести систем водоотведения и очистки сточных вод;

- анализ последствий аварийных ситуаций на объектах, использующих в производственном процессе ядовитые вещества;

- сравнение расчетных параметров надежности и безопасности с нормативными значениями.

В подраздел Управляемость систем водоотведения поселения рекомендуется включать:

- результаты анализа ликвидаций самых крупных аварийных событий на системах водоотведения и очистки сточных вод;

- результаты анализа работы аварийно-диспетчерских служб в период диагностирования и ликвидации последствий инцидентов;

- результаты анализа действий постоянного персонала в процессе ликвидации инцидента;

- результаты анализа использования информационно-аналитических систем, компьютерных симуляторов и тренажеров;

- результаты анализа состояния систем телеметрии.

В подраздел Воздействие на окружающую среду рекомендуется включать:

- результат анализа сбросов в водную среду неочищенных сточных вод через прямые выпуски, узлы аварийного перелива;

- анализ шумовых воздействий действующих элементов системы водоотведения и очистки сточных вод, расположенных на границах селитебных зон;

- анализ воздействия на окружающую среду полигонов и хранилищ (отвалов) по складированию осадков сточных вод;

- анализ воздействия на окружающую среду продуктов сгорания при утилизации осадков сточных вод.

В подраздел Существующие технические и технологические проблемы в системах водоотведения и очистки сточных вод поселения рекомендуется включать:

- анализ существующих проблем организации водоотведения и очистки сточных вод (перечень проблем и предложения по их устранению);

- существующие проблемы развития систем водоотведения и очистки сточных вод;

- существующие проблемы воздействия на окружающую среду (перечень причин и предложения по их устранению).

В разделе Электронная модель объектов водоотведения поселения рекомендуется привести описание разработанной в процессе разработки перспективной схемы водоотведения электронной модели. Для возможности принятия наилучших технических решений в процессе разработки перспективных схем их электронные модели целесообразно увязывать в единой информационной системе поселения с единой топографической основой города, единой адресной базой с разделением доступа пользователей в соответствии с профилем деятельности организации коммунального комплекса.

Рекомендуется, чтобы электронная модель системы водоотведения решала следующие задачи:

- графического представления объектов водоотведения с привязкой к топографической основе муниципального образования и полным описанием связности объектов;

- паспортизации объектов системы водоотведения;

- описания единиц административного деления земельных участков с возможностью формирования и генерации пространственных технологических запросов и отчетов по системе водоотведения в административно-территориальных разрезах;

- гидравлического расчета сетей водоотведения (самотечных и напорных);

- моделирования всех видов переключений, осуществляемых на насосных стациях, регулирование групп насосных агрегатов, изменения установок регуляторов;

- расчета балансов водоотведения;

- расчета показателей надежности;

- построения графиков для разработки и анализа сценариев перспективного развития.

В раздел Перспективные расчетные расходы сточных вод рекомендуется включать:

- сведения о фактическом и ожидаемом поступлении в систему водоотведения хозяйственно-бытовых, производственных и дождевых сточных вод (годовое, среднесуточное);

- структуру водоотведения, которая определяется по отчетам организаций водоотведения с территориальной разбивкой по зонам действия очистных сооружений и прямых выпусков, кадастровым и планировочным кварталам, муниципальным районам, административным округам с последующим суммированием в целом по поселению. Анализ структуры водоотведения допускается выполнять с разбивкой на следующие структурные группы: жилищные объекты; нежилые объекты; дождевые воды;

- максимальный расчетный расход сточных вод в расчетном элементе территориального деления при краткосрочном прогнозировании (трех- или пятилетний период) определяется для намечаемых к строительству жилых и общественных зданий по проектам зданий (и/или по проектам планировочных кварталов) в разделах проектирования внутридомовых систем водоотведения. При отсутствии проектов или при отсутствии организованной системы территориального планирования в поселении допускается определять планируемый к присоединению максимальный расход водоотведения зданий по заявкам на присоединение, выполнив привязку заявки на присоединение к расчетному элементу территориального деления; для промышленных предприятий по проектному водопотреблению или фактическому водоотведению аналогичных промышленных потребителей. При отсутствии проектов или при отсутствии организованной системы территориального планирования в поселении допускается определять планируемый к присоединению максимальный расход водоотведения по заявкам на присоединение, выполнив привязку заявки на присоединение к расчетному элементу территориального деления.

В раздел Предложения по строительству, реконструкции и модернизации (техническому перевооружению) объектов систем водоотведения рекомендуется включать:

- сведения об объектах, планируемых к новому строительству для обеспечения транспортировки и очистки перспективного увеличения объема сточных вод;

- сведения о действующих объектах, планируемых к реконструкции для обеспечения транспортировки и очистки перспективного увеличения объема сточных вод.

Рекомендуется, чтобы сведения об объектах, планируемых к новому строительству и/или реконструкции, включали:

- цели и задачи нового строительства или реконструкции головного объекта;

- юридический статус объекта;

- место размещения, включая согласование размещения;

- исходные технические требования к объекту;

- состав основного оборудования;

- оценка стоимости строительства;

- охранные зоны сооружений.

При обосновании предложений по строительству и реконструкции объектов систем водоотведения в рамках схемы водоотведения поселения рекомендуется решать следующие задачи:

- прекращение сброса неочищенных сточных вод;

- внедрение полной биологической очистки сточных вод на первом этапе, доочистки с внедрением системы обеззараживания очищенных стоков на втором и удаления азота и фосфора на третьем;

- обеспечение очистки перспективного увеличения объема сточных вод, не обеспеченного производительностью существующих очистных сооружений;

- строительство централизованной системы водоотведения на территориях, где она отсутствует;

- предварительный выбор местоположения, основных параметров очистных сооружений и очередности строительства;

- определение профиля основного оборудования;

- определение перспективных режимов загрузки и работы основного оборудования;

- определение ориентировочного объема инвестиций для строительства и реконструкции и модернизации объектов.

В раздел Предложения по строительству и реконструкции сетевых объектов систем водоотведения рекомендуется включать:

- сведения о реконструируемых и планируемых к новому строительству канализационных сетях, тоннельных коллекторах и объектах на них, обеспечивающих сбор и транспортировку перспективного увеличения объема сточных вод в существующих районах территории поселения;

- сведения о реконструируемых и планируемых к новому строительству канализационных сетях, тоннельных коллекторах и объектах на них для обеспечения сбора и транспортировки перспективного увеличения объема сточных вод во вновь осваиваемых районах поселения под жилищную, комплексную или производственную застройку;

- сведения о реконструируемых и планируемых к новому строительству канализационных сетях, тоннельных коллекторах и объектах на них для обеспечения переключения прямых выпусков на очистные сооружения;

- сведения о реконструируемых и планируемых к новому строительству канализационных сетях, тоннельных коллекторах и объектах на них для обеспечения нормативной надежности водоотведения;

- сведения о реконструируемых участках канализационной сети, подлежащих замене в связи с исчерпанием эксплуатационного ресурса;

- сведения о новом строительстве и реконструкции насосных станций;

- сведения о новом строительстве и реконструкции регулирующих резервуаров;

- сведения о диспетчеризации, телемеханизации и автоматизированных системах управления режимами водоотведения;

- сведения о применяемых приборах коммерческого учета водоотведения.

Рекомендуется включить в сведения о сетевых объектах систем водоотведения и сооружениях на них, предлагаемых к новому строительству и/или реконструкции:

- цели и задачи нового строительства/реконструкции объекта;

- описание вариантов маршрутов прохождения объекта по территории поселения (далее - трасса), обоснование выбранного варианта трассы;

- место размещения (для канализационных насосных станций, регулирующих резервуаров);

- сведения о тоннельных коллекторах с указанием наименования, начальной и конечной шахт;

- сведения о канализационной сети с указанием наименования, начального и конечного колодца;

- исходные технические требования к линейной части канализационных сетей;

- исходные технические требования к объектам на них;

- расчет гидравлических режимов канализационных сетей;

- диспетчеризация, автоматизация;

- оценка стоимости строительства;

- охранные зоны сетей, тоннельных коллекторов и сооружений.

При обосновании предложений по строительству и реконструкции объектов систем водоотведения и сооружений на них в рамках схемы водоснабжения поселения рекомендуется решать следующие задачи:

- закольцовка тоннельных коллекторов для обеспечения надежности водоотведения и возможности перераспределения объемов сточных вод между очистными сооружениями;

- организация централизованного водоотведения на территориях, где оно отсутствует;

- обеспечение водоотведения объектов нового строительства и реконструируемых объектов, для которых пропускной способности линейных объектов недостаточно;

- предварительный выбор трасс, очередности строительства;

- определение ориентировочного объема инвестиций для строительства и реконструкции и модернизации линейных объектов.

В раздел Экологические аспекты мероприятий по строительству и реконструкции объектов системы водоотведения и очистки сточных вод рекомендуется включать:

- результаты оценки воздействия предлагаемых к новому строительству и реконструкции объектов водоотведения на водный бассейн;

- результаты оценки воздействия предлагаемых к новому строительству сетей водоотведения (в том числе тоннельных коллекторов) на водный бассейн;

- результаты оценки воздействия на окружающую среду мероприятий по хранению (утилизации) осадка сточных вод.

48. Состав Перспективных схем электроснабжения.

Перспективные схемы электроснабжения поселения рекомендуется разрабатывать с учетом требований СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (Официальное издание, М.: Госстрой России, ГУП ЦПП, 2002. Дата редакции: 01.01.2002).

К городским электрическим сетям относятся:

- распределительные сети напряжением 6 - 20 кВ, включая распределительные пункты (далее - РП), трансформаторные подстанции (далее - ТП), линии, соединяющие центры питания (далее - ЦП) с РП и ТП, линии, соединяющие ТП между собой, питающие линии промышленных предприятий, находящихся на территории города;

- распределительные сети напряжением до 1 кВ, кроме сетей промышленных предприятий этого класса напряжения.

Перспективные схемы электроснабжения поселений рекомендуется выполнять комплексно, с увязкой между собой электроснабжающих сетей 35 кВ и выше и распределительных сетей 6 - 20 кВ, с учетом всех потребителей города и прилегающих к нему районов. Электрические сети рекомендуется выполнять с учетом обеспечения наибольшей экономичности, требуемой надежности электроснабжения, соблюдения установленных норм качества электроэнергии. При этом рекомендуется предусматривать совместное использование отдельных элементов системы электроснабжения для питания различных потребителей, независимо от их ведомственной принадлежности.

Рекомендуется предусматривать возможность поэтапного развития системы электроснабжения по мере роста нагрузок в перспективе без коренного переустройства электросетевых сооружений на каждом этапе.

Рекомендуется, чтобы схема электроснабжения поселения выполнялась так, чтобы в нормальном режиме все элементы системы электроснабжения находились под нагрузкой с максимально возможным использованием их нагрузочной способности.

Применение резервных элементов, не несущих нагрузки в нормальном режиме, рекомендуется допускать как исключение при наличии технико-экономических обоснований.

При реконструкции действующих электрических сетей рекомендуется предусматривать максимальное использование существующих электросетевых сооружений. Решение об их ликвидации принимается при соответствующем технико-экономическом обосновании.

Результаты расчета электрических нагрузок сопоставляются со среднегодовыми темпами роста нагрузок характерных районов города, полученными из анализа их изменения за последние 5 - 10 лет и, при необходимости, корректируются.

В перспективной схеме развития системы электроснабжения поселения рекомендуется рассматривать:

- существующее положение в подсистемах системы электроснабжения;

- перспективные электрические нагрузки с районированием их по центрам питания (ЦП) и источники их питания;

- перспективные схемы электроснабжающих сетей районов города с определением количества, мощности, напряжения и мест расположения ЦП с учетом категории электроприемников потребителей;

- схемы распределительных сетей 10 (6) кВ и их параметры, а в необходимых случаях сетей 0,38 кВ, с учетом категорий электроприемников потребителей;

- режим сетей выше 1 до 35 кВ и компенсация токов замыкания на землю;

- токи короткого замыкания;

- потребность в основном оборудовании и материалах;

- стоимость строительства и реконструкции сетей по укрупненным показателям;

- технико-экономические показатели сетей.

В раздел "Существующее положение в сфере электроснабжения поселения" рекомендуется включать:

- анализ существующей структуры электроснабжения напряжением 6 - 20 кВ;

- распределительные пункты (РП);

- трансформаторные подстанции (ТП);

- линии, соединяющие центры питания (ЦП) с РП и ТП;

- линии, соединяющие ТП между собой;

- питающие линии промышленных предприятий, находящихся на территории поселения;

- распределительные сети напряжением до 1 кВ, кроме сетей промышленных предприятий этого класса напряжения;

- резервы и дефициты ЦП и электроприемников потребителей;

- безопасность и надежность систем электроснабжения;

- существующие технические и технологические проблемы в системах электроснабжения выделенного класса напряжения;

- распределительные сети напряжением 6 - 20 кВ, включая распределительные пункты (РП), трансформаторные подстанции (ТП), линии, соединяющие центры питания (ЦП) с РП и ТП, линии, соединяющие ТП между собой, питающие линии промышленных предприятий, находящихся на территории города;

- распределительные сети напряжением до 1 кВ, кроме сетей промышленных предприятий этого класса напряжения.

В разделе Электронная модель электроснабжения поселения рекомендуется представить описание разработанной в процессе разработки перспективной схемы электроснабжения электронной модели. Для возможности принятия наилучших технических решений в процессе разработки перспективных схем их электронные модели целесообразно увязывать в единой информационной системе поселения с единой топографической основой города, единой адресной базой с разделением доступа пользователей в соответствии с профилем деятельности организации коммунального комплекса.

Рекомендуется, чтобы электронная модель системы электроснабжения решала следующие задачи:

- графического представления объектов электроснабжения, с привязкой к топографической основе поселения, городского округа и полным описанием связности объектов;

- паспортизации объектов электроснабжения;

- описания единиц административного деления земельных участков с возможностью формирования и генерации пространственных технологических запросов и отчетов по системе электроснабжения в административно-территориальных разрезах;

- расчетов режима сетей выше 1 до 35 кВ и компенсации токов замыкания на землю;

- расчетов токов короткого замыкания;

- расчета балансов электроснабжения;

- расчета показателей надежности;

- построения графиков для разработки и анализа сценариев перспективного развития.

В раздел "Перспективные электрические нагрузки и потребление электроэнергии в поселении" рекомендуется включать:

- сведения о фактических и перспективных электрических нагрузках потребителей;

- описание структуры электроснабжения, которую следует определять по отчетам организаций электроснабжения с территориальной разбивкой по зонам действия центров питания, кадастровым и планировочным кварталам, муниципальным районам, административным округам с последующим суммированием в целом по поселению. Анализ структуры электропотребления допускается выполнять с разбивкой на следующие структурные группы: жилищные объекты; нежилые объекты; промышленные предприятия;

- максимальные электрические нагрузки (активные и реактивные) в расчетном элементе территориального деления при краткосрочном прогнозировании (трех- или пятилетний период) необходимо определять: для намечаемых к строительству жилых и общественных зданий по проектам зданий (и/или по проектам планировочных кварталов) в разделах проектирования внутридомовых систем электроснабжения и электропотребления. При отсутствии проектов или при отсутствии организованной системы территориального планирования в поселении рекомендуется определять планируемую к присоединению максимальную электрическую мощность по заявкам на присоединение, выполнив привязку заявки на присоединение к расчетному элементу территориального деления; для промышленных предприятий по заявленной электрической мощности или фактическому электропотреблению аналогичных промышленных потребителей.

В раздел Предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов системы электроснабжения рекомендуется включать:

- сведения об объектах (центрах питания), предлагаемых к новому строительству для обеспечения перспективных приростов электрических нагрузок;

- сведения о действующих объектах, предлагаемых к реконструкции для обеспечения перспективных приростов электрических нагрузок.

При обосновании предложений по строительству и реконструкции объектов систем электроснабжения в рамках перспективной схемы электроснабжения поселения рекомендуется решать следующие задачи:

- расчет перспективных электрических нагрузок;

- распределение нагрузок по ЦП;

- закрепление площадок для новых электростанций и подстанций;

- обеспечение перспективного прироста электрических нагрузок, не обеспеченного электрической мощностью существующих сооружений;

- предварительный выбор местоположения, основных параметров сооружений и очередности строительства;

- определение профиля основного оборудования;

- определение перспективных режимов загрузки и работы основного оборудования;

- определение ориентировочного объема инвестиций для строительства и реконструкции и модернизации объектов.

В раздел Предложения по строительству, реконструкции и модернизации сетевых объектов систем электроснабжения рекомендуется включать:

- сведения о реконструируемых и предлагаемых к новому строительству электрических сетях, обеспечивающих перераспределение электрической нагрузки из зон с дефицитом в зоны с избытком электрических мощностей (использование существующих резервов);

- сведения об электрических сетях, предлагаемых к новому строительству для обеспечения перспективных приростов электрической нагрузки во вновь осваиваемых районах поселения под жилищную, комплексную или производственную застройку;

- сведения об электрических сетях, предлагаемых к новому строительству для обеспечения перспективных приростов электрической нагрузки в зонах с дефицитом электрической мощности с перераспределением электрической мощности от действующих объектов системы электроснабжения;

- сведения об электрических сетях, предлагаемых к новому строительству для обеспечения нормативной надежности и безопасности электроснабжения;

- сведения об участках электрических сетей, обеспечивающих вывод электрической мощности от вновь строящихся и реконструируемых объектов системы электроснабжения;

- сведения о реконструируемых участках электрической сети с увеличением ее пропускной способности для обеспечения перспективных приростов электрической нагрузки;

- сведения о реконструируемых участках электрической сети, подлежащих замене в связи с исчерпанием эксплуатационного ресурса (при этом остаточный ресурс требуется определять по текущему состоянию);

- сведения о диспетчеризации, телемеханизации и автоматизированных системах управления режимами электроснабжения;

- сведения об автоматической системе контроля и управления энергоресурсами (АСКУЭ).

Раздел Оценка капитальных вложений в новое строительство, реконструкцию и модернизацию объектов систем электроснабжения рекомендуется разрабатывать с учетом следующих требований:

- оценку капитальных вложений в новое строительство и реконструкцию объектов систем электроснабжения рекомендуется выполнять в соответствии с территориальными справочниками на укрупненные приведенные базисные стоимости по видам капитального строительства и видам работ;

- оценку капитальных вложений следует проводить в ценах, установленных территориальными справочниками на момент выполнения программы с последующим их приведением к текущим прогнозным ценам.

49. Состав Программ (схемы) обращения с отходами.

Перспективные территориальные программы (схемы) обращения с отходами рекомендуется разрабатывать с учетом требований СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".

В состав территориальной программы (схемы) обращения с отходами поселения рекомендуется включать:

- расчет перспективных количеств образующихся отходов;

- расчет систем сбора и транспортировка отходов;

- распределение образующихся отходов по действующим и проектируемым предприятиям по утилизации, обезвреживанию и переработке отходов;

- распределение образующихся отходов по действующим и проектируемым полигонам;

- закрепление площадок под полигоны и предприятия;

- размещение баз предприятий по обеспечению вывоза, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов поселения.

Перспективные территориальные программы (схемы) обращения с отходами поселений рекомендуется выполнять комплексно, с увязкой между собой различных этапов обращения с отходами: сбора, сортировки, транспорта, переработки, утилизации, обезвреживания и захоронения. Предложениями рекомендуется предусматривать возможность поэтапного развития системы обращения с отходами без коренного переустройства сооружений на каждом этапе.

В состав перспективной территориальной программы (схемы) обращения с отходами рекомендуется включать:

- анализ существующего положения территориальных программ (схем) обращения с отходами;

- перспективные количества образующихся отходов;

- предложения по новому строительству и расширению полигонов для хранения и переработки отходов;

- предложения по новому строительству и реконструкции действующих объектов по переработке и утилизации и обезвреживанию отходов;

- потребность в основном оборудовании и материалах;

- стоимость строительства и реконструкции;

- технико-экономические показатели территориальных программ (схем) обращения с отходами.

В раздел Перспективные количества образующихся отходов рекомендуется включать:

- сведения о количествах образующихся ТБО, в том числе: отходы городского населения; отходы сельского населения; отходы сезонного населения;

- сведения о количествах образующихся промышленных отходов, приравниваемых к ТБО;

- сведения о количествах образующихся строительных отходов и отходов ремонта зданий и сооружений;

- сведения о количествах образующихся загрязненных грунтов;

- сведения о количествах образующихся медицинских отходов;

- сведения об объектах размещения отходов, в том числе: действующих полигонах; действующих объектах сортировки и предварительной переработки отходов; закрытых свалках, требующих рекультивации;

- сведения о прочих объектах обращения с отходами (например, комплексах по сортировке отходов производства и потребления);

- сведения о переработчиках отходов.

В раздел Предложения по строительству и расширению (рекультивации) системы обращения с отходами рекомендуется включать:

- сведения об объектах систем обращения с отходами, предлагаемых к новому строительству для обеспечения перспективного увеличения объемов образующихся отходов;

- сведения о действующих объектах, предлагаемых к расширению для обеспечения перспективных приростов образующихся отходов;

- сведения о закрытых полигонах, предлагаемых к рекультивации;

- сведения о запланированных к новому строительству заводов и комплексов по сортировке, подготовке, утилизации, обезвреживанию переработке отходов;

- цели и задачи нового строительства/реконструкции головного объекта;

- юридический статус объекта;

- место размещения;

- исходные технические требования к созданию полигона и/или основному оборудованию заводов и комплексов;

- описание структуры и количества принимаемых отходов;

- обоснование выбора предлагаемой технологии (складирование, захоронение, сортировка, переработка, утилизация, обезвреживание);

- состав основного оборудования;

- обоснование загрузки оборудования;

- оценка воздействия на окружающую среду;

- технико-экономические показатели головного объекта.

В раздел Предложения по созданию и модернизации систем сбора, транспортировки и сортировки отходов рекомендуется включать:

- сведения о предлагаемых к созданию системах сбора, сортировки и транспортировки отходов, обеспечивающих совершенствование систем обращения с отходами;

- цели и задачи создания системы;

- описание вариантов маршрутов сбора отходов;

- исходные технические требования к транспортным и сортирующим системам;

- прогноз прироста образующихся отходов;

- диспетчеризация.

В раздел Оценка воздействия на окружающую среду рекомендуется включать следующие разделы:

- краткая характеристика климатических условий района расположения объекта;

- сведения о составе и количестве выбросов загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от отвалов ТБО;

- расчет выбросов от проектируемого полигона на основе объектов-аналогов;

- обоснование интенсивности горения;

- обоснование учета нестационарности выбросов во времени;

- обоснование исходных данных, принятых для расчета приземных концентраций вредных веществ в атмосфере;

- расчет концентраций загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы;

- предложения по установлению санитарно-защитной зоны;

- воздействие на атмосферный воздух при аварийных ситуациях;

- методы и средства контроля за состоянием воздушного бассейна;

- оценка воздействия на поверхностные и подземные воды;

- защита подземных вод;

- оценка воздействия на растительность и животный мир;

- предложения по комплексному экологическому мониторингу.

Раздел Оценка капитальных вложений в создание и модернизацию системы обращения с отходами поселения рекомендуется разрабатывать с учетом следующих положений:

- оценку капитальных вложений в создание и модернизацию системы обращения с отходами поселения рекомендуется выполнять в соответствии с территориальными справочниками на укрупненные приведенные базисные стоимости по видам капитального строительства и видам работ;

- оценку капитальных вложений следует проводить в ценах, установленных территориальными справочниками на момент выполнения программы с последующим их приведением к текущим прогнозным ценам.