Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая "Инструкция по охране труда для поездного электромеханика в пассажирском хозяйстве ОАО "РЖД" разработана на основе Трудового кодекса Российской Федерации, "Отраслевых правил по охране труда в пассажирском хозяйстве федерального железнодорожного транспорта" ПОТ РО-13153-ЦЛ-923-02 и устанавливает основные требования охраны труда при техническом обслуживании и ремонте оборудования пассажирских вагонов, при обслуживании оборудования в пути следования поезда поездным электромехаником (далее - электромеханик).

1.2. К работе электромеханика допускаются лица, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие обучение и проверку знаний по специальности и охране труда, предварительный (при приеме на работу) медицинский осмотр, вводный и первичный инструктаж на рабочем месте, противопожарный инструктаж, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

1.3. Электромеханик в процессе работы должен проходить:

1.3.1. повторные инструктажи не реже одного раза в три месяца;

1.3.2. целевые инструктажи при выполнении разовых работ;

1.3.3. внеплановые инструктажи:

- при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;

- при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;

- при нарушении работниками требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, отравлению, аварии, пожару, взрыву;

- по требованию органов надзора;

- при перерывах в работе более чем на 30 календарных дней;

- по решению работодателя (или уполномоченного им лица), руководителя подразделения;

- при поступлении из аппарата управления ОАО "РЖД", железной дороги, других филиалов организационно-распорядительных документов о мерах по предупреждению травм, аварий, крушений, взрывов, пожаров, отравлений, происшедших в других подразделениях;

1.3.4. очередную проверку знаний по охране труда не реже 1 раза в 2 года;

1.3.5. внеочередную проверку знаний по охране труда:

- при вводе в эксплуатацию нового оборудования, изменениях в техпроцессах, требующих дополнительных знаний по охране труда, при этом осуществляется проверка знаний по соответствующим изменениям;

- после произошедших аварий или несчастных случаев на производстве, а также при выявлении неоднократных нарушений работниками требований нормативных актов по охране труда;

- при перерывах в работе более одного года;

1.3.6. периодические медицинские осмотры в установленном порядке;

1.3.7. периодическое обучение, не реже одного раза в год, по оказанию первой помощи пострадавшим;

1.3.8. проверку знаний по электробезопасности один раз в год.

1.4. У электромеханика должна быть группа по электробезопасности не ниже IV и допуск к работе с электроустановками с напряжением выше 1000 В.

1.5. В процессе работы на электромеханика могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

- движущийся подвижной состав и другие транспортные средства;

- повышенный уровень шума;

- повышенный уровень вибрации;

- повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

- расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола вагона);

- недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток;

- пониженная или повышенная температура поверхностей оборудования вагона;

- повышенная подвижность воздуха;

- повышенный уровень электромагнитных излучений;

- нервно-психические перегрузки;

- патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы).

1.6. Электромеханик должен знать:

- действие на человека опасных и вредных производственных факторов;

- требования электробезопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и места расположения первичных средств пожаротушения;

- схему формирования состава обслуживаемого поезда;

- устройство и характеристики оборудования вагонов;

- порядок проведения технологических операций при подготовке, экипировке, приемке и сдаче состава;

- способы предупреждения, выявления и устранения неисправностей в работе оборудования вагонов;

- световые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности и порядок ограждения подвижного состава;

- правила оказания первой помощи и места расположения аптечек.

1.7. Электромеханик должен согласно статье 214 Трудового кодекса Российской Федерации:

- соблюдать требования охраны труда;

- правильно и своевременно применять средства индивидуальной защиты (СИЗ), выданные ему в установленном порядке;

- сообщить начальнику поезда о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью пассажиров или членов поездной бригады и оказать пострадавшим первую помощь;

- в случае получения травмы или заболевания прекратить работу, поставить в известность мастера (бригадира), а в пути следования начальника поезда и обратиться за помощью в медпункт или ближайшее медицинское учреждение;

- осуществлять контроль за работоспособностью вагонного оборудования, эксплуатируемого работниками поездной бригады, проводниками вагонов, работниками вагонов-клубов, вагонов технической пропаганды, вагонов с видеосалонами, вагонов с купе-буфетами, вагонов-ресторанов, почтовых и других вагонов, следующих в составе пассажирского поезда;

- содержать в исправном состоянии и чистоте инструмент, приспособления, а также спецодежду, спецобувь и СИЗ;

- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленные режимы труда и отдыха.

1.8. При нахождении на железнодорожных путях электромеханик должен соблюдать следующие требования:

- проходить по территории железнодорожной станции, территориям пункта формирования и оборота поездов, пункта отстоя вагонов по установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход", пешеходным дорожкам, тоннелям, проходам и переходам, быть внимательным в темное время суток, при гололеде и при плохой видимости;

- выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков и надписей, а также показаний ограждающих светофоров и сигналов, подаваемых водителями транспортных средств, машинистами локомотивов, сигналистами и составителями поездов;

- проходить вдоль железнодорожных путей только по обочине или посередине междупутья, обращая внимание на движущиеся по смежным путям вагоны и локомотивы;

- переходить железнодорожные пути только под прямым углом, предварительно посмотреть на пути справа и слева от себя и убедиться, что в этом месте нет движущегося подвижного состава;

- переходить железнодорожный путь, занятый подвижным составом, пользуясь только тамбурами или переходными площадками вагонов, проверив исправность поручней и подножек и при сходе располагаясь лицом к вагону, предварительно осмотрев место схода;

- при сходе с переходной площадки вагона держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, предварительно осмотрев место схода;

- обходить группы вагонов или локомотивов, стоящих на железнодорожном пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;

- проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10 м.

1.9. Не допускается электромеханику при нахождении на железнодорожных путях:

- переходить или перебегать железнодорожные пути перед движущимся подвижным составом и другими транспортными средствами;

- садиться на подножки вагонов или локомотивов и сходить с них во время движения;

- находиться на междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям;

- переходить стрелки, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и поперечных скреплений стрелочных переводов;

- становиться или садиться на рельс;

- становиться между остряком и рамным рельсом или в желоба на стрелочном переводе.

1.10. Выходя на железнодорожный путь из вагонов, помещений, из-за зданий, которые затрудняют видимость железнодорожного пути, необходимо, предварительно осмотрев пути справа и слева от себя, убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава, а в темное время суток, кроме того, подождать, пока глаза не привыкнут к темноте.

1.11. На электрифицированных участках железных дорог электромеханику запрещается приближаться к находящимся под напряжением и не огражденным проводам или частям контактной сети на расстояние менее 2 м, а также прикасаться к оборванным проводам контактной сети независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет.

При обнаружении обрыва проводов или других элементов контактной сети, а также свисающих с них посторонних предметов электромеханик обязан немедленно сообщить об этом начальнику поезда, в ближайший район контактной сети или дежурному по железнодорожной станции, поездному диспетчеру.

До прибытия ремонтной бригады опасное место необходимо оградить любыми подручными средствами и следить, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние менее 8 м.

1.12. Электромеханику запрещается подниматься на крышу вагона на электрифицированных участках железнодорожных путей для производства каких-либо работ. Лестница для подъема на крышу вагона должна быть заперта трехгранным ключом и опломбирована.

1.13. Электромеханик должен выполнять требования пожарной безопасности, установленные Инструкцией по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов, утвержденной МПС России 04.04.1997 N ЦЛ-ЦУО-448, и Правилами пожарной безопасности на железнодорожном транспорте", утвержденными МПС России 11.11.1992 N ЦУО-112, в том числе:

- курить только в отведенных и приспособленных для этих целей местах;

- не применять для освещения открытый огонь;

- не пользоваться электронагревательными приборами в местах, не оборудованных для этих целей;

- в случае обнаружения признаков замораживания трубопроводов производить их отогревание только горячей водой: не допускается производить отогревание трубопроводов факелом, горячим углем, паяльной лампой;

- знать и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения.

1.14. Электромеханик должен обеспечиваться спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ согласно распоряжению ОАО "РЖД" от 28.12.2012 N 2738р "Об утверждении порядка обеспечения работников ОАО "РЖД" средствами индивидуальной защиты" и приказа Минздравсоцразвития России от 22.10.2008 N 582н "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением":

костюм "Механик-Л";

ботинки юфтевые на полиуретановой подошве;

плащ для защиты от воды;

перчатки с полимерным покрытием;

боты диэлектрические дежурные;

перчатки диэлектрические дежурные;

жилет сигнальный 2 класса защиты.

При работе в неотапливаемых помещениях или на наружных работах зимой дополнительно:

костюм для защиты от пониженных температур "Механик" - по поясам;

сапоги юфтевые утепленные на нефтеморозостойкой подошве в I и II поясах;

сапоги кожаные утепленные "СЕВЕР ЖД" в III, IV и особом поясах или

валенки (сапоги валяные) в III, IV и особом поясах;

галоши на валенки (сапоги валяные).

1.15. Электромеханик должен хранить личную одежду и спецодежду отдельно в шкафчиках в раздевалке, а также следить за исправностью спецодежды, своевременно сдавать ее в стирку и ремонт. Шкафчики должны содержаться в чистоте и порядке.

1.16. Электромеханик должен соблюдать правила личной гигиены, следить за чистотой рук, мыть их теплой водой с мылом.

1.17. В пути следования электромеханик должен соблюдать санитарные требования к условиям хранения и приема пищи, питьевой воды.

Воду пить только кипяченую или бутылированную.

1.18. Нарушение электромехаником требований настоящей инструкции влечет за собой, в зависимости от последствий, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.