Введение

Федеральная целевая программа по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на период до 2000 года (далее именуется - Программа) разработана во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 1996 г. N 257 "О неотложных мероприятиях по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1996 - 1997 годы".

Формирование мероприятий Программы осуществлялось на основе концепции федеральной целевой программы по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на период до 2000 года, разработанной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями с учетом положений Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

При разработке проекта Программы учитывались итоги реализации в 1992 - 1995 годах Единой государственной программы по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1992 - 1995 годы и на период до 2000 года (далее именуется - Единая программа) и Неотложных мероприятий по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1996 - 1997 годы.

Комплекс работ по научному обеспечению Единой программы, выполненных в 1992 - 1996 годах, позволил получить необходимую основу для разработки дальнейшей стратегии и тактики планирования мероприятий Единой программы.

На основе объективных научных данных установлено, что на большей части радиоактивно загрязненных территорий отпала необходимость в проведении защитных и восстановительных мероприятий. В то же время выявлены территории и категории граждан, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, требующие повышенного внимания и концентрации финансовых средств для их радиационной, медицинской, социальной защиты и реабилитации.

На всех радиоактивно загрязненных территориях, за исключением ряда районов Брянской и Калужской областей, содержание радионуклидов цезия в продукции сельского и лесного хозяйства, а также в продуктах питания, производимых в личных подсобных хозяйствах, не превышает действующих нормативов.

Продолжает оставаться сложной радиационная обстановка в юго - западных районах Брянской области, а также в ряде районов Калужской, Орловской и Тульской областей, где среднегодовая эффективная доза облучения населения превышает 1 мЗв. В шести населенных пунктах Брянской области, где проживает около 2 тыс. человек, годовая эффективная доза облучения превышает 5 мЗв. На остальных территориях, подвергшихся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, средняя годовая эффективная доза облучения не превышает 1 мЗв. На этих территориях не требуется каких-либо вмешательств, а проживание и хозяйственная деятельность населения по радиационному фактору не ограничиваются. На этих территориях в ближайшие годы должен сохраняться и поддерживаться минимально необходимый объем мониторинга радиационно - экологической обстановки.

Принимая во внимание возможность развития отдаленной радиационно обусловленной патологии, население всех радиоактивно загрязненных территорий должно быть обеспечено необходимым объемом медицинской помощи, в том числе специализированной, при наличии соответствующих медицинских показаний.

По данным Российского государственного медико - дозиметрического регистра лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, отмечается интенсивный рост заболеваемости, инвалидности и смертности среди участников работ по ликвидации последствий чернобыльской аварии (ликвидаторов). Наиболее значительные медицинские последствия наблюдаются у ликвидаторов 1986 - 1987 годов. Показатель инвалидизации выше аналогичного для России в 3,7 раза. Число инвалидов среди ликвидаторов возросло с 1991 года почти в 10 раз. В последние годы выявлена тенденция резкого прироста годовых показателей смертности среди ликвидаторов, которые в среднем выше аналогичных показателей по России в 1,5 раза. Медицинский прогноз для ликвидаторов 1986 года и отчасти 1987 года наиболее неблагоприятный.

Наблюдается рост числа случаев рака щитовидной железы среди населения прежде всего на территориях Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей. В указанных областях также отмечается существенный рост общесоматической заболеваемости с неблагоприятными тенденциями в динамике отдельных классов заболеваний как среди детского, так и взрослого населения, увеличение количества женщин с патологическим течением беременности, повышение нервно - психического напряжения населения, обусловленного хроническим стрессом, вызванным аварийной ситуацией.

Таким образом, к настоящему времени выявлены две основные группы риска: лица, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы, и население, проживающее в 4 наиболее загрязненных областях России.

Анализ медицинских последствий чернобыльской аварии, их динамика и прогноз свидетельствуют о том, что проблема минимизации этих последствий и повышения эффективности медицинской помощи лицам, подвергшимся радиационному воздействию, сохраняет актуальность не только на ближайшие годы, но и на длительную перспективу.

Учеными и специалистами определен ряд проблем, для решения которых необходимы многолетние, в том числе выходящие за пределы 2000 года, планомерные и активные меры, включающие:

оказание медицинской, в том числе специализированной, помощи лицам, подвергшимся воздействию радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС;

создание эффективной системы социальной защиты и социально - психологической реабилитации групп населения, в наибольшей степени затронутых аварией, - ликвидаторов, эвакуированных и переселенных жителей наиболее загрязненных территорий;

обеспечение функционирования созданной системы радиационного контроля, включающей контроль за радиоактивным загрязнением природных сред, контроль за содержанием радиоактивных веществ в продукции сельского и лесного хозяйства, продуктах питания и питьевой воде;

радиационную, экологическую и экономическую реабилитацию территорий, в наибольшей степени подвергшихся радиоактивному загрязнению (Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей);

проведение на наиболее загрязненных территориях Брянской и Калужской областей специальных мероприятий в агропромышленном производстве, направленных на обеспечение получения нормативно чистой продукции.

Опыт проведения работ показывает, что наиболее эффективным способом решения указанных проблем является их взаимоувязка в единую комплексную программу.

Объемы затрат на выполнение мероприятий, предусмотренных в Программе, рассчитаны в ценах 1997 года.

Программой предусматривается предоставление самостоятельности областным администрациям, министерствам и ведомствам в принятии входящих в их компетенцию решений по расходованию средств на преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС в пределах отдельных разделов и статей затрат и повышение ответственности за их выполнение. С учетом этого конкретные объемы работ и необходимых для этого ассигнований будут уточняться при составлении годовых и квартальных прогнозов социального и экономического развития Российской Федерации.

В целях обеспечения возможности контроля за использованием выделяемых средств из федерального бюджета администрациями областей, министерствами и ведомствами, исходя из положений и показателей настоящей Программы, разрабатываются и утверждаются по согласованию с государственным заказчиком Программы конкретные мероприятия и задания по ее реализации на текущий год.