6. ТРАНСПОРТНЫЕ И КОСМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Транспортные системы уже в ближайшем будущем станут основой для развития доступных, дешевых, безопасных, оперативных и предсказуемых транспортных связей как на региональном, так и на международном уровне. Совершенствование транспортных коммуникаций обеспечит эффект "сжатия пространства" - субъективное сокращение расстояний между населенными пунктами и различными территориями для потребителей транспортных услуг. Рост доступности и качества услуг, эффективной скорости и устойчивости транспортного сообщения в условиях напряженного движения в настоящее время является серьезным вызовом, ответ на который возможен только на базе нового поколения транспортных технологий.

Актуальной задачей в этой сфере становится снижение затрат, повышение эффективности строительства и содержания объектов инфраструктуры, рост производительности труда.

Перспективы развития данного приоритетного направления определяют следующие вызовы: повышение требований к экологичности авиационных транспортных систем; к элементной базе систем бортовой электроники, радиотехники, космического приборостроения; усиление экологических требований к системам запуска и приземления космических аппаратов; рост потребности в средствах защиты космических аппаратов и орбитальных группировок от объектов и факторов космического пространства; ужесточение стандартов безопасности транспортных средств и систем.

Развитие отдельных сегментов в рамках данного приоритетного направления в средне- и долгосрочной перспективе определяется следующими окнами возможностей:

транспортные авиационные системы: переход к новым методам управления воздушным движением; к авиационным двигателям нового поколения; к альтернативным экологически чистым видам топлив; переход на новые конструкционные материалы; развитие интеллектуальных систем управления летательными аппаратами; разработка конфигураций роторных и крылатых летательных аппаратов; развитие теории сверхвысотных баллистических ракетопланов; развитие теории управления гидро- и аэродинамическими потоками; разработка схем двигателей, основанных на новых принципах получения тяги;

космические системы: формирование орбитальных спутниковых группировок на основе универсальных аппаратных платформ; ракетно-космические средства, обеспечивающие выведение космических аппаратов на орбиту и доставку на землю грузов; схемы жидкостных ракетных двигателей на экологичных и безопасных компонентах топлива; создание ракетных двигателей с повышенным импульсом тяги; технологии ядерной энергетики для энергетических установок выведения космических аппаратов на рабочие орбиты с их последующим энергоснабжением; интеграция национальных информационных систем в глобальное информационное поле; рост спроса на интеллектуальные бортовые системы; теория новых автономных энергетических систем и ресурсов для сопровождения орбитальных и межпланетных пилотируемых и автоматических полетов; развитие теории тросовых систем; исследование технологий беспроводной передачи энергии; освоение в ближнем космическом пространстве высокотехнологичных производственных циклов в условиях невесомости; совершенствование средств исследования дальнего космоса, межпланетных коммуникаций; развитие космической медицины пилотируемых полетов;

автомобильные транспортные системы: создание эффективных конструкций транспортных средств (ТС) с двигателем внутреннего сгорания; внедрение интеллектуальных транспортных систем; развитие элементов и систем автоматизации управления транспортными средствами; переход к ТС с гибридными двигателями; электромобили с мотор-колесом; формирование сетей зарядных систем; автомобили со специализированным газовым двигателем; формирование систем доставки и заправки ТС компримированным природным газом; логистические системы управления мультимодальными перевозками грузов и пассажиров; технологии строительства и содержания объектов транспортной инфраструктуры; массовое применение легких сплавов и полимеров в конструкциях ТС; эффективные накопители электрической энергии, приспособленные для использования на ТС; энергетические установки для ТС, использующих альтернативные виды топлива; интеллектуальные автоматические "беспилотные" ТС и соответствующая инфраструктура; исследование закономерностей, разработка принципов, подходов и моделей для формирования эффективных транспортных систем.

Угрозы для России в сфере космических систем: малые сроки активного существования космических аппаратов; отставание развития орбитальной группировки; недостаточное количество доступных для использования модулей Международной космической станции; неблагоприятные географические аспекты размещения космодромов (стартовых площадок), требующие разработки ракетных систем с повышенными рабочими характеристиками для гарантированного выхода в космос с территории страны; удаленность производственных предприятий от стартовых комплексов, специальные требования к транспортным процессам; ограничения на закупки космической техники и электронной компонентной базы по экспорту; использование в космических транспортных средствах токсичных компонентов топлива, применение которых может быть запрещено международными соглашениями; специальные требования к количеству и качеству компонентов систем мониторинга и телекоммуникаций в связи с необходимостью покрытия большой площади страны; технологическое отставание научно-экспериментального и промышленного комплекса ракетно-космического производства, наземной инфраструктуры потребления космических услуг и неразвитость сопутствующих секторов приборостроения; дефицит квалифицированных кадров.

Угрозы для России в сфере авиационных транспортных систем: технологическая отсталость и высокая степень износа отечественной сети аэродромов; слабая интегрированность в современные международные логистические цепи; дефицит квалифицированных кадров в сфере авиастроения и эксплуатации авиационной техники; наличие специальных климатических требований к самолетам и наземной инфраструктуре; несоответствие гражданской авиационной техники международным экологическим стандартам и соглашениям по безопасности и шумозащищенности.

Угрозы для России в сфере автомобильных транспортных систем: недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры (в т.ч. в городских агломерациях); необходимость системных решений для развития транспортной инфраструктуры; отставание в развитии высокоскоростных и интеллектуальных транспортных систем; рост негативного воздействия транспорта на окружающую среду; слабая развитость национальных телекоммуникационных и навигационных систем.

Угрозы для России в сфере водных транспортных систем: технологическая отсталость судостроительных компаний; заметное преобладание военных заказов над гражданскими, тогда как на мировом рынке структура спроса прямо обратная; горизонтальная интеграция отрасли, в то время как в мире преобладает вертикальная; низкий уровень развития технологий транспортировки спецгрузов (сжиженного природного газа, опасных, нестабильных, активных веществ и др.); длительные сроки ремонта и сервисного обслуживания транспортных средств; неблагоприятные климатические условия, не допускающие круглогодичной загрузки верфей и обуславливающие высокие энергозатраты; высокая стоимость прототипирования при разработке транспортных средств; слабая развитость логистических технологий, приводящая к возникновению барьеров и разрывов в транспортных цепочках.