Документ утрачивает силу с 1 сентября 2024 года в связи с изданием Приказа Минтруда России от 14.09.2023 N 717н, утвердившего новый профессиональный стандарт.

3.1.1. Трудовая функция

Наименование

Выявление семейного неблагополучия в разных типах семей и семьях с детьми, оценивание рисков, определение причин социального неблагополучия в семье с детьми, фактов внутрисемейного насилия

Код

A/01.6

Уровень квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал X

Заимствовано из оригинала

Код

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Подбор методов и способов проведения обследования различных типов семей

Планирование и проведение обследования условий жизни и воспитания детей в разных типах семей (неблагополучных, замещающих)

Изучение особенностей социально-бытовых и психолого-педагогических условий жизни и воспитания детей в разных типах семей, в том числе в семьях опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных воспитателей (далее - замещающих семей)

Выявление причин неблагополучия, определение признаков пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей

Установление контакта с родителями, лицами, их замещающими

Диагностика отклонений в функционировании различных типов семей с детьми

Изучение особенностей личностного развития и поведения детей, нуждающихся в помощи государства

Определение направлений работы по улучшению взаимоотношений в различных типах семей и их социального окружения

Оценка рисков, ресурсов и потенциала различных типов семей с детьми, а также членов семей в обществе

Систематизация и анализ семейных проблем с детьми в разных типах семей

Определение возможности проведения социально- психологической реабилитации детей и семей

Подбор методов для изучения особенностей развития ребенка в ситуации семейного неблагополучия или проблем в социуме с учетом национально-культурных особенностей и социального положения ребенка

Проведение комплексного изучения ребенка в социуме

Привлечение экспертов для оценки уровня личностного развития детей из неблагополучных семей и определения программ их развития

Выявление причин особого развития и поведения ребенка, нуждающегося в помощи государства, подбор технологий оказания помощи и поддержки, привлечение необходимых специалистов

Выявление фактов злоупотребления алкоголем и прочими психоактивными веществами, асоциального поведения членов семей, их учета в полиции, социальной защите

Определение направлений работы по улучшению взаимоотношений с детьми в разных типах семей и институтами социализации

Ведение документации и служебной переписки в соответствии с требованиями к отчетности, качеству ее предоставления

Разработка рекомендаций по сопровождению различных типов семей

Необходимые умения

Устанавливать контакты с разными типами семей и их социальным окружением

Оценивать риски, ресурсы, потенциал и возможности реабилитации семей с детьми

Проводить разные виды социального консультирования

Обеспечивать эффективное взаимодействие с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Повышать свою профессиональную квалификацию по реализации трудовой функции

Проявлять чуткость, вежливость, доброжелательность, учитывать физическое и психологическое состояние человека

Находить и подбирать эффективные технологии помощи неблагополучным семьям с детьми

Поддерживать социальные контакты с семьей и детьми

Владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.)

Вести документацию и отчетность по характеристикам разных типов семей

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации, международные документы в сфере семейной политики и прав ребенка

Основные направления государственной демографической и семейной политики в Российской Федерации

Государственные стандарты оказания социальных услуг

Национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности семейного воспитания и народных традиций

Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи

Проблемы социализации, социальной адаптации и дезадаптации, характеристик социальной среды

Типологии семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации

Методы диагностики трудной жизненной ситуации, нарушений социализации

Теория, методология и технологии социальной работы применительно к семьям групп социального риска

Конфликтология, возрастная психология, дефектология для определения проблем взаимоотношений

Социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия

Социальная психология (методы, малые группы, психология влияния и т.д.)

Социальная психология личности

Социальная педагогика, социология

Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды

Основы документоведения, современные требования к отчетности и качеству предоставления документации

Требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными

Другие характеристики

Ответственность, исполнительность, позитивный взгляд на перспективу жизнедеятельности семей с детьми

Готовность постоянно совершенствовать свои умения и навыки, направленные на повышение качества и эффективности работы