Вопросы по применению Приложения N 5 к Положению N 254-П

Прил. 5

1.1

В целях применения п. 1.1 Приложения 5 к Положению N 254-П кредитная организация должна сопоставлять объем необеспеченной (частично обеспеченной) ссудной задолженности заемщика - юридического лица с величиной его среднеквартальной выручки за последние 12 календарных месяцев. Просим разъяснить, какой показатель выручки должен использоваться для указанного анализа - с учетом или без учета НДС?

Для целей применения п. 1.1 Приложения 5 к Положению N 254-П кредитная организация должна использовать показатель выручки, указанной в официальной отчетности заемщика (форма N 2 "Отчет о финансовых результатах"), т.е. без НДС.

Прил. 5

1.1

Просьба разъяснить порядок применения пункта 1.1 Приложения 5 к Положению N 254-П, а именно порядок расчета среднеквартальной выручки за предшествующие 12 календарных месяцев, если в указанный период были сданы налоговые декларации только за 3 квартала (I, II, III кварталы), а за IV квартал отчетность не сдана? Данная ситуация может иметь место в I квартале 2014 года. Правомерно ли использовать за IV квартал данные управленческой отчетности? Или необходимо брать выручку за I, II, III кварталы и рассчитывать исходя из этих данных (подтвержденных декларацией по налогу на прибыль)?

При применении п. 1.1 Приложения 5 к Положению N 254-П кредитная организация в целях определения величины среднеквартальной выручки заемщика - юридического лица должна исходить из данных официальной отчетности (форма N 2 "Отчет о финансовых результатах") за четыре последних завершенных квартала до даты оценки кредитного риска по ссудной задолженности.

Прил. 5

1.1

При сопоставлении размера ссуды, предоставленной в рамках синдицированного кредитования, с объемом квартальной выручки необходимо сравнивать долю Банка в синдикате или общую сумму по синдикату?

При сравнении размера ссуды, предоставленной в рамках синдицированного кредитования, с величиной среднеквартальной выручки следует исходить из доли участия кредитной организации в рамках синдицированного кредита.

Прил. 5

1.1

Какой размер необеспеченной ссуды или ссуды, обеспечением по которой не являются обеспечение I категории качества, а также обеспечение II категории качества в виде гарантий (поручительств), залога ценных бумаг, залога недвижимости согласно п. 1.1 Приложения 5 к Положению 254-П необходимо принимать в расчет:

по ссудной задолженности заемщика - юридического лица только в Банке;

по ссудной задолженности заемщика - юридического лица, включая кредитные обязательства в Банке и иных кредитных организациях?

При применении п. 1.1 Приложения 5 к Положению N 254-П кредитной организации при определении размера необеспеченной ссуды или частично обеспеченной ссуды в целях сопоставления с величиной полученной заемщиком среднеквартальной выручки следует принимать в расчет объем ссудной задолженности заемщика в банке-кредиторе.

При этом если ссуда является частично обеспеченной, кредитной организации следует исходить из ее необеспеченной части.

Прил. 5

1.1

Что понимается под выручкой заемщика - юридического лица согласно п. 1.1 Приложения 5 к Положению 254-П:

сумма по строке "Выручка" (код - 2110) "Отчета о финансовых результатах";

сумма по строкам "Выручка" (код - 2110), "Доход от участия в других организациях" (код - 2310), "Проценты к получению" (код - 2320), "Прочие доходы" (код - 2340) "Отчета о финансовых результатах", исходя из экономической сущности деятельности предприятия?

В целях применения п. 1.1 Приложения 5 к Положению N 254-П для расчета показателя выручки кредитной организацией возможно использование поименованных показателей доходов в зависимости от особенностей деятельности заемщика - юридического лица, т.е. не учитывать отсутствие выручки, связанное со спецификой деятельности, а учитывать другие статьи доходов.

Прил. 5

1.1

Согласно п. 1.1 Приложения 5 к Положению N 254-П одним из обстоятельств, свидетельствующих о возможном отсутствии у заемщиков - юридических лиц реальной деятельности или осуществлении ее в незначительных объемах является превышение более чем в 10 раз размера предоставленной заемщику - юридическому лицу необеспеченной ссуды или ссуды, обеспечением по которой не является обеспечение I категории качества, а также обеспечение II категории качества, над величиной полученной им среднеквартальной выручки за последние 12 календарных месяцев до даты оценки ссуды.

В связи с этим просим пояснить:

- должны ли быть включены условные обязательства кредитного характера (гарантии, аккредитивы и т.д.) в состав задолженности перед Банком при расчете показателя сопоставимости размера задолженности размеру выручки;

- следует ли при расчете показателя сопоставимости выручки размеру ссудной задолженности принимать к расчету только ту часть ссуды, которая является необеспеченной, либо обеспечение по которой не является обеспечением I и II категории качества.

В целях применения п. 1.1 Приложения 5 к Положению N 254-П при определении сопоставимости размера ссуды с величиной среднеквартальной выручки за последние 12 календарных месяцев под "ссудой" следует понимать денежные требования и требования, вытекающие из сделок с финансовыми инструментами, перечень которых приведен в Приложении 1 к Положению N 254-П.

При определении размера необеспеченной ссуды или частично обеспеченной ссуды в целях сопоставления с величиной полученной заемщиком среднеквартальной выручки, кредитной организации следует исходить из необеспеченной части ссуды.

При определении стоимости обеспечения кредитной организации необходимо руководствоваться п. 6.4 Положения N 254-П.

Одновременно отмечаем, что п. 1.7 Положения Банка России от 20.03.2006 N 283-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" (далее - Положение N 283-П) определено общее требование о классификации кредитных требований по ссудной задолженности и условных обязательств кредитного характера в отношении одного и того же контрагента в одну категорию качества (за исключением случаев, когда условные обязательства кредитного характера в соответствии с требованиями Положения N 283-П классифицируются в категорию качества более низкую, чем категория качества ссуды, ссудной и приравненной к ней задолженности, определенная в соответствии с требованиями Положения N 254-П).

Прил. 5

1.1

Правильно ли Банк понимает требование пункта 1.1 Приложения 5 к Положению N 254-П о расчете объема среднеквартальной выручки заемщика за последние 12 календарных месяцев до даты оценки ссуды как расчет среднеквартальной выручки, исходя из данных отчетности, составленной за 4 завершенных отчетных квартала, входящих в последние 12 календарных месяцев до даты проведения анализа.

При применении п. 1.1 Приложения 5 к Положению N 254-П кредитная организация в целях определения величины среднеквартальной выручки заемщика - юридического лица должна исходить из данных официальной отчетности (форма N 2 "Отчет о финансовых результатах") за четыре последних завершенных квартала до даты оценки кредитного риска по ссудной задолженности.

Прил. 5

1.1

Принимая во внимание возможность наличия у одного заемщика нескольких ссуд разного объема с разными видами обеспечения и разной степенью обеспеченности ссуд, а также единством оценки иных признаков по Приложению 5 к Положению N 254-П и величины показателя выручки, какой вариант оценки по пункту 1.1 Приложения 5 к Положению N 254-П является правильным:

оценка соотношения среднеквартальной выручки с объемом необеспеченной ссуды по каждой ссуде отдельно и применением требований абзаца 2 пункта 4.1 Положения N 254-П;

оценка соотношения среднеквартальной выручки с совокупным объемом необеспеченных (в т.ч. необеспеченных частей) всех предоставленных Банком ссуд? Как в этом случае должен применяться абзац 2 пункта 4.1 Положения N 254-П, если все ссуды уже учтены в оценке данного пункта?

Кредитной организации при применении п. 1.1 Приложения 5 к Положению N 254-П следует исходить из сопоставления величины среднеквартальной выручки с совокупным объемом всей ссудной задолженности (в т.ч. необеспеченных частей), предоставленной заемщику - юридическому лицу банком-кредитором.

Проводя указанный анализ, кредитная организация выявляет наличие/отсутствие у заемщика обстоятельств, свидетельствующих об осуществлении им реальной деятельности, в целях применения п. 3.12.1 Положения N 254-П и определения размера резерва по ссудам. Абзацем 2 п. 4.1 Положения N 254-П определен порядок расчета размера формируемого резерва на возможные потери по ссудной задолженности заемщика.

Прил. 5

1.1

Пункт 1.1 Приложения 5 к Положению N 254-П распространяется только на необеспеченные ссуды или ссуды, обеспечением по которым не является определенное в главе 6 Положения обеспечение I или II категории качества.

Распространяется ли данное требование на ссуды, обеспечение по которым попадает под критерии I или II категории качества, определенные главой 6 Положения, но которое фактически не отнесено Банком ни в одну из категорий в силу неиспользования данного обеспечения в целях корректировки резерва?

Вправе ли Банк не применять п. 1.1 Приложения 5 к Положению N 254-П на ссуды, обеспеченные залогом недвижимости, срок реализации которой со дня возникновения основания для обращения взыскания превышает 180 дней (при отсутствии иного обеспечения)?

Распространяется ли данное требование на ссуды, обеспечением по которым является залог имущественных прав (требований) на недвижимое имущество, например, право аренды недвижимости, право требования по договору долевого участия в строительстве (не соответствующее 214-ФЗ)?

В целях определения сопоставимости среднеквартальной выручки заемщика - юридического лица с величиной полученной им ссудной задолженности в банке-кредиторе кредитной организации следует исходить из необеспеченной части ссудной задолженности.

При этом ссуда будет считаться обеспеченной (частично обеспеченной) для целей оценки реальности деятельности заемщика - юридического лица, если предоставляемый заемщиком - юридическим лицом предмет залога поименован в п. 1.1 Приложения 5 к Положению N 254-П и соответствует требованиям главы 6 Положения N 254-П.

Залог имущественных прав (требований) на недвижимость, срок реализации которой со дня возникновения основания для обращения взыскания превышает 180 календарных дней, а также права участника долевого строительства и инвестора (соинвестора) на результаты осуществляемых капитальных вложений в строительство недвижимого имущества до приобретения прав собственности и его надлежащей регистрации не соответствуют требованиям главы 6 Положения N 254-П и не могут учитываться для целей Положения N 254-П.

Прил. 5

1.3

В пункте 1.3 приложения 5 к Положению N 254-П в исключение из дебиторской задолженности включена дебиторская задолженность, возникшая по договорам купли-продажи товаров, договорам лизинга и (или) договорам финансирования под уступку денежного требования.

Правомерно ли при оценке доли активов, указанных в пункте 1.3 приложения 5 к Положению N 254-П, исключать дебиторскую задолженность, возникшую по договорам подряда (субподряда) или договорам оказания услуг?

Факт наличия на последнюю отчетную дату у заемщика, не являющегося финансовой организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности от своего имени и за свой счет, более 70% дебиторской задолженности, возникшей по договорам подряда (субподряда) или оказания услуг, необходимо рассматривать в соответствии с п. 1.3 приложения 5 к Положению N 254-П в качестве обстоятельства, подпадающего под обстоятельства, свидетельствующие о возможном отсутствии у заемщика реальной деятельности.

В соответствии с п. 3.12.3 Положения N 254-П уполномоченный орган управления (орган) кредитной организации при наличии обстоятельства, приведенного в п. 1.3 Приложении 5 к Положению N 254-П, вправе принять решение об осуществлении заемщиком реальной деятельности.

При этом полагаем возможным принятие уполномоченным органом управления (органом) кредитной организации "общих" ("генеральных") решений в соответствии с п. 3.12.3 Положения N 254-П по таким ссудам, т.е. не требующим индивидуальных решений.

При этом в профессиональном суждении по конкретной ссуде, предоставленной заемщику, должна содержаться ссылка на общее ("генеральное") решение.

Прил. 5

1.3

В соответствии с п. 1.3 Приложения 5 Положения 254-П одним из обстоятельств, свидетельствующим о возможном отсутствии у заемщика реальной деятельности, является предоставление кредитной организацией ссуды заемщику - юридическому лицу, не являющемуся финансовой организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности от своего имени и за свой счет, более 70 процентов активов которого на последнюю отчетную дату представляют собой дебиторскую задолженность (за исключением дебиторской задолженности, возникшей по договорам купли-продажи товаров, договорам лизинга и (или) договорам финансирования под уступку денежного требования), займы, ценные бумаги, вложения в уставные капиталы других юридических лиц и иные финансовые вложения.

Просьба разъяснить, каким образом производится расчет 70% активов (одна из указанных статей должна отвечать этому критерию, либо расчет осуществляется по совокупности)?

Расчет 70% активов должен производиться кредитной организацией по совокупности указанных в п. 1.3 Приложения 5 к Положению N 254-П статей активов.

Прил. 5

1.3

В соответствии с п. 1.3 Приложения 5 к Положению N 254-П кредитная организация оценивает концентрацию активов на определенные статьи бухгалтерского баланса предприятия, за исключением дебиторской задолженности, возникшей по договорам купли-продажи товаров, договорам лизинга и (или) договорам финансирования под уступку денежного требования. Просьба подтвердить правомерность подхода Банка, в соответствии с которым требования настоящего пункта предполагается не распространять на заемщиков, по которым указанная концентрация активов приходится на нормальную дебиторскую задолженность (например, дебиторская задолженность по договорам оказания услуг, выполнения работ), образовавшуюся в процессе основной хозяйственной деятельности заемщика и не являющуюся по своему характеру какими-либо финансовыми вложениями (например, беспроцентными займами, финансовой помощью и т.д.).

Факт наличия на последнюю отчетную дату у заемщика, не являющегося финансовой организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности от своего имени и за свой счет, более 70% дебиторской задолженности, возникшей по договорам оказания услуг или выполнения работ, необходимо рассматривать в соответствии с п. 1.3 приложения 5 к Положению N 254-П в качестве обстоятельства, подпадающего под обстоятельства, свидетельствующие о возможном отсутствии у заемщика реальной деятельности.

В соответствии с п. 3.12.3 Положения N 254-П уполномоченный орган управления (орган) кредитной организации при наличии обстоятельства, приведенного в п. 1.3 Приложении 5 к Положению N 254-П, вправе принять решение об осуществлении заемщиком реальной деятельности.

При этом полагаем возможным принятие уполномоченным органом управления (органом) кредитной организации "общих" ("генеральных") решений в соответствии с п. 3.12.3 Положения N 254-П по таким ссудам.

Прил. 5

1.3

В организациях, осуществляющих деятельность в сфере производства, лизинга (особенно сложного оборудования), управления недвижимостью (в т.ч. собственной), строительства в составе дебиторской задолженности присутствуют задолженности, по характеру являющиеся требованиями по изготовлению, монтажу, поставке оборудования, договорам подряда/субподряда на выполнение строительно-монтажных, пуско-наладочных и иных работ, связанных со строительством, внедрением, установкой, изготовлением объектов основных средств и доходных вложений в материальные ценности, договорам аренды. Во многих организациях, ведущих активную реальную деятельность, в составе дебиторской задолженности отражаются требования по расчетам с налоговыми органами. Дебиторская задолженность такого характера прямо не обозначена как исключаемая из дебиторской задолженности в пункте 1.3 Приложения 5 к Положению N 254-П.

Вправе ли Банк расширить перечень исключений из дебиторской задолженности по пункту 1.3 Приложения 5 к Положению N 254-П по выше обозначенному характеру дебиторской задолженности во внутреннем нормативном документе, определяющем процедуры и методы определения реальности деятельности заемщиков или отдельными общими решениями уполномоченного органа Банка.

Требования п. 1.3 Приложения 5 к Положению N 254-П содержат исключение только в отношении дебиторской задолженности, возникшей по договорам купли-продажи товаров, договорам лизинга и (или) договорам финансирования под уступку денежного требования.

Исключения в отношении иной дебиторской задолженности заемщика - юридического лица не предусмотрены п. 1.3 Приложения 5 к Положению N 254-П.

Одновременно отмечаем, что в соответствии с п. 3.12.3 Положения N 254-П уполномоченный орган управления (орган) кредитной организации при наличии обстоятельства, приведенного в п. 1.3 Приложении 5 к Положению N 254-П, вправе принять решение об осуществлении заемщиком реальной деятельности.

Прил. 5

1.3

По п. 1.3 Приложения 5 к Положению N 254-П: если более 70% активов заемщика представляет собой дебиторскую задолженность, возникшую по договорам комиссии, по которым заемщик является комитентом, владеющим товаром и передающим его на реализацию по договору комиссии, может ли банк рассматривать такие договоры как договоры купли-продажи?

Факт наличия на последнюю отчетную дату у заемщика, не являющегося финансовой организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности от своего имени и за свой счет, более 70% дебиторской задолженности, возникшей по договорам комиссии, необходимо рассматривать в соответствии с п. 1.3 приложения 5 к Положению N 254-П в качестве обстоятельства, подпадающего под обстоятельства, свидетельствующие о возможном отсутствии у заемщика реальной деятельности.

В соответствии с п. 3.12.3 Положения N 254-П уполномоченный орган управления (орган) кредитной организации при наличии обстоятельства, приведенного в п. 1.3 Приложении 5 к Положению N 254-П, вправе принять решение об осуществлении заемщиком реальной деятельности.

При этом полагаем возможным принятие уполномоченным органом управления (органом) кредитной организации "общих" ("генеральных") решений в соответствии с п. 3.12.3 Положения N 254-П по таким ссудам.

Прил. 5

1.4

В случае если обороты по расчетному счету заемщика, открытому в банке, несопоставимо малы по отношению к предоставленным кредитам и заемщик не предоставляет выписки по счетам, открытым в иных кредитных организациях, но при этом предоставил иную документарно подтвержденную информацию: карточки 51, 52, 57 счетов заемщика, справки из банков, подтверждающих обороты и остатки по счетам, расшифровки основных дебиторов/кредиторов, налоговые декларации. Может ли Банк в этом случае считать, что обстоятельство п. 1.4 Приложения 5 к Положению N 254-П отсутствует?

Возможно ли при рассмотрении обстоятельства, указанного в пункте 1.4 Приложения 5 к Положению 254-П, в качестве иной документарно подтвержденной информации об объемах деятельности и основных контрагентах заемщика рассматривать договоры поставки товаров/оказания услуг, товарно-транспортные накладные, подтверждающие факт поставки товаров, счета-фактуры, акты выполненных работ?

В целях применения п. 1.4 Приложения 5 к Положению N 254-П кредитная организация может не учитывать факт отсутствия выписок по счетам заемщика в иных кредитных организациях в качестве обстоятельства, свидетельствующего о возможном отсутствии у заемщика реальной деятельности, при наличии иной информации, подтверждающей объемы деятельности заемщика и сведения об основных контрагентах заемщика, в т.ч. указанных карточек 51, 52, 57 счетов заемщика, расшифровок основных дебиторов и кредиторов, налоговых деклараций, главную книгу, мемориальные ордера, книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций, оборотно-сальдовую ведомость, ведомость остатков по синтетическим счетам помимо договоров поставки товаров или услуг, товарно-транспортных накладных, подтверждающих факт поставки товаров, счетов-фактур, актов выполненных работ, при условии их достоверности.

Прил. 5

1.4

1.7

В соответствии с пунктом 3.1.1 Положения 254-П профессиональное суждение должно содержать, в том числе обоснование осуществления заемщиком - юридическим лицом реальной деятельности. В соответствии с пунктом 3.1.5 Положения 254-П профессиональное суждение оформляется на момент выдачи ссуды и в дальнейшем составляется по юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, в течение месяца после окончания периода, установленного для представления отчетности (годовой бухгалтерской (финансовой) и налоговой декларации по налогу на прибыль организаций) в налоговые органы по состоянию на квартальную (годовую) отчетную дату.

Таким образом, определение реальности деятельности должно осуществляться на момент выдачи ссуды, а затем проводиться на ежеквартальной основе.

Возможно ли при ежеквартальном определении реальности деятельности, для обстоятельств, указанных в пункте 1.4 и пункте 1.7 Приложения 5 к Положению N 254-П, использовать сведения, полученные на момент выдачи ссуды?

Для целей соблюдения требований п. 3.12.1 Положения N 254-П перечень обстоятельств, поименованных в п. 1.4 Приложения 5 к Положению N 254-П, должен анализироваться кредитной организацией с периодичностью, установленной п. 3.1.5 Положения N 254-П.

В отношении обстоятельства, указанного в п. 1.7 Приложения 5 к Положению N 254-П, полагаем возможным проводить анализ на момент выдачи кредита и в дальнейшем не реже 1 раза в год при отсутствии негативной информации о заемщике.

На момент вступления в силу требований п. 3.12.1 Положения N 254-П информация о подтверждении местонахождения заемщика по указанному в учредительных документах или по заявленному им фактическому адресу должна быть актуальной, т.е. не превышающей 1 год.

При этом профессиональное суждение должно составляться кредитной организацией в соответствии с требованиями п. 3.1.5 Положения N 254-П.

Прил. 5

1.5

Просим конкретизировать понятия "очевидный экономический смысл", "запутанный характер", "необычный характер" операций.

При использовании определений "очевидный экономический смысл операций", "запутанный характер операций", "необычный характер операций" необходимо руководствоваться нормами законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также рекомендациями письма Банка России от 26.12.2005 N 161-Т "Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций".

Прил. 5

1.9

Применение п. 1.9 Приложения N 5 к Положению N 254-П - регистрация заемщика, не являющегося собственником или арендатором помещений сроком свыше 1 года, по адресу, указанному при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами согласно данным, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы.

Если заемщик Банка является арендатором одного и того же помещения более 3 лет, но договоры аренды оформляются сроком действия на 11 (одиннадцать) месяцев, и Банк запрашивает все договоры аренды на протяжении 3 (трех) лет, будет ли заемщик в данной ситуации соответствовать критерию, относящемуся к нереальной деятельности?

В случае если имеющиеся у заемщика - юридического лица краткосрочные договоры аренды (сроком менее 1 года) на один и тот же адрес являются последовательными и в совокупности предоставляют ему право аренды помещения сроком свыше 1 года, данный факт может не учитываться в качестве обстоятельства, свидетельствующего о возможном отсутствии у заемщика реальной деятельности.

Прил. 5

1.9

Для оценки наличия обстоятельства, указанного в пункте 1.9 Приложения 5 к Положению N 254-П, просим ответить на вопрос: можно ли расценивать тот факт, что организация, заключая договор аренды помещения на срок менее 1 года, ежегодно заключает новый (продлевает) договор аренды по тому же адресу и арендует указанное помещение в общей сложности в течение срока, превышающего 1 год?

В случае если имеющиеся у заемщика - юридического лица краткосрочные договоры аренды (сроком менее 1 года) на один и тот же адрес являются последовательными и в совокупности предоставляют ему право аренды помещения сроком свыше 1 года, данный факт может не учитываться в качестве обстоятельства, свидетельствующего о возможном отсутствии у заемщика реальной деятельности.

Прил. 5

1.9

Распространяется ли действие п. 1.9 Приложения 5 на случаи, когда в Банке имеется краткосрочный договор аренды (на срок менее года), в котором есть пункт, предусматривающий автоматическое продление срока аренды на аналогичный срок, или к которому предоставлены дополнительные соглашения о продлении договора аренды на определенный срок?

При наличии договора аренды помещений на срок менее 1 года с автоматической пролонгацией на аналогичный срок или дополнительного соглашения, продлевающего данный срок, полагаем возможным не рассматривать факт регистрации заемщика по адресу, указанному при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами согласно данным, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы, в качестве обстоятельства, свидетельствующего о возможном отсутствии у заемщика реальной деятельности.

Прил. 5

1.9

В Письме ЦБ 43-Т представлен Примерный перечень обстоятельств, которые могут указывать на сомнительный характер деятельности заемщика, в составе которого имеется обстоятельство: "регистрация заемщика по адресу массовой регистрации юридических лиц".

В связи с тем, что в настоящий момент в г. Москве строятся огромные бизнес-центры, целью которых становится сдача в аренду помещений для офисной деятельности, и на территории которых многие коммерческие предприятия арендуют площади для получения юридического адреса и размещения постоянно действующего исполнительного органа. Причем проверки при открытии расчетного счета подтверждают нахождение данного Заемщика на арендуемых площадях в бизнес-центре.

Исходя из вышеизложенного, просим пояснить, при наличии документов, подтверждающих осуществление представителем банка выездной проверки и наличия органа управления клиента по местонахождению офиса, расположенного в бизнес-центре (офисном центре), вправе ли банк не рассматривать факт регистрации клиента по адресу массовой регистрации как сомнительный признак деятельности клиента. А также какое количество зарегистрированных юридических лиц по одному адресу, по мнению Банка России, допустимо считать критерием массовости адреса регистрации юр. лиц в случае если по адресу не расположено офисного или бизнес-центра.

При определении критериев адреса массовой регистрации юридических лиц кредитной организации следует исходить из подходов, предусмотренных п. 1.9 Приложения 5 к Положению N 254-П, а именно, руководствоваться данными, размещенными на официальном сайте Федеральной налоговой службы.

Регистрация заемщика и нахождение его органа управления по адресу, указанному при государственной регистрации в качестве местонахождения несколькими юридическими лицами согласно данным, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы, может не рассматриваться в качестве обстоятельства, свидетельствующего о возможном отсутствии у заемщика реальной деятельности, при наличии иных договоров аренды (собственности), подтверждающих местонахождение и осуществление деятельности иных сотрудников заемщика.

Прил. 5

1.9

Если заемщик имеет юридический (т.е. адрес, по которому он зарегистрирован) и фактический адреса, указанные в списке адресов массовой регистрации (размещенные на официальном сайте ФНС), но при этом он реально находится по фактическому адресу, что было подтверждено Банком путем осуществления проверок с выездом по месту нахождения заемщика, может ли Банк не считать такого заемщика занимающимся нереальной деятельностью по данному критерию?

При регистрации заемщика по адресу, указанному при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами согласно данным, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы, но при этом являющимся собственником или арендатором данного помещения на срок свыше 1 года, полагаем возможным не рассматривать данный факт в качестве обстоятельства, свидетельствующего о возможном отсутствии у заемщика реальной деятельности, при наличии документов, подтверждающих факт аренды или собственности.

Прил. 5

1.10

Какими данными подтверждается "изменение места постановки на налоговый учет более 2 раз за календарный год"? Планирует ли Банк России в этой связи инициировать внесение изменений в законодательную базу РФ, чтобы данная информация была доступна кредитным организациям?

Кредитная организация анализирует финансовое положение заемщика в том числе, на основе отчетности, представляемой им в налоговые органы на ежеквартальной основе (например, налоговая декларация по налогу на прибыль), содержащей отметку (подтверждение в случае представления отчетности в электронном виде) налоговой инспекции о ее приеме, что позволит сделать вывод о месте постановки на налоговый учет (его изменении).

Прил. 5

1.11

Распространяется ли действие п. 1.11 Приложения 5 на случаи, когда генеральный директор заемщика является генеральным директором в другой компании, которая, по информации генерального директора заемщика, в настоящее время не осуществляет деятельности, но при этом еще не исключена из ЕГРЮЛ?

Факт осуществления одним лицом функций генерального директора в двух организациях, одна из которых не осуществляет деятельности, но не исключена из ЕГРЮЛ, должен учитываться в качестве обстоятельства, свидетельствующего о возможном отсутствии у заемщика реальной деятельности.

Прил. 5

1.11

При оценке реальности деятельности заемщика - юридического лица выяснилось, что генеральный директор заемщика также исполняет обязанности генерального директора (единоличного исполнительного органа) в товариществе собственников жилья (ТСЖ) и является индивидуальным предпринимателем. ТСЖ является некоммерческой организацией и не попадает под определение юридического лица, входящих в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", т.е. формально обстоятельство п. 1.11 Приложения 5 присутствует. В то же время наличие данного факта прямо не указывает на то, что заемщик не осуществляет реальной деятельности и не препятствует исполнению обязанностей единоличного исполнительного органа ни в одной из организаций. Может ли Банк в своих внутренних документах прописать, что данное обстоятельство из п. 1.11 Приложения 5 свидетельствует об отсутствии реальной деятельности в случае, если исполнение обязанностей единоличного исполнительного органа осуществляется в более чем 5 организациях, не входящих в группу лиц, либо в более чем 10 организациях, входящих в группу лиц, в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ, и осуществляется преимущественно на основе доверенностей, выданных третьим лицам?

Факт исполнения генеральным директором заемщика обязанностей единоличного исполнительного органа в двух и более организациях, не входящих в группу связанных лиц, должен учитываться кредитной организацией в качестве обстоятельства, свидетельствующего о возможном осуществлении заемщиком нереальной деятельности, в целях применения требований п. 3.12.1 Положения N 254-П.

Внутренние документы кредитной организации должны соответствовать требованиям Положения N 254-П.

Одновременно отмечаем, что в соответствии с п. 3.12.3 Положения N 254-П уполномоченный орган управления (орган) кредитной организации при наличии обстоятельства, приведенного в п. 1.11 Приложении 5 к Положению N 254-П, вправе принять решение об осуществлении заемщиком реальной деятельности.

Прил. 5

2

В соответствии с пунктом 2 Приложения 5 к Положению N 254-П обстоятельства, указанные в подпунктах 1.11 - 1.14 пункта 1 Приложения 5, в соответствии с внутренними документами кредитной организации могут не признаваться обстоятельствами, свидетельствующими о возможном отсутствии реальной деятельности или осуществлении ее в незначительных объемах, в отношении субъектов малого предпринимательства, являющихся таковыми согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". В соответствии с законом N 209-ФЗ к субъектам малого предпринимательства могут быть отнесены предприятия, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает 100 человек, и выручка за предшествующий год не превышает 400 миллионов рублей. Может ли банк в целях применения пункта 2 Приложения 5 к Положению 254-П самостоятельно определить, относится ли предприятие к субъектам малого предпринимательства, на основании представленной клиентом информации о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, а также на основании данных отчетности заемщика об объемах выручки, либо требуется предоставление заемщиком каких-либо других документов, подтверждающих отнесение его к субъекту малого предпринимательства?

В соответствии с ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" кредитной организации следует определять принадлежность заемщика к категории субъектов малого или среднего предпринимательства на основании выписок из единого государственного реестра юридических лиц (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, при соблюдении установленных данной статьей ограничений.

Прил. 5

1.11

1.14

Вправе ли Банк признать деятельность Заемщика реальной в следующей ситуации: имеется ряд обстоятельств, указанных в Приложении N 5 к Положению N 254-П, которые формально свидетельствуют о возможном отсутствии у заемщика реальной деятельности, например, исполнение руководителем Заемщика обязанностей единоличного исполнительного органа в нескольких компаниях, официальные выплаты сотрудникам ниже прожиточного минимума, и т.п. В то же время наличие заключенных договоров, движение денежных средств по расчетному счету и (или) фактическая проверка Банком деятельности Заемщика по месту его нахождения свидетельствуют о востребованности результатов деятельности Заемщика на рынке. Следует ли при наличии одного или нескольких обстоятельств, указанных в Приложении N 5 к Положению N 254-П, приоритет при определении реальности деятельности отдавать подтвержденной востребованности результатов деятельности Заемщика на рынке?

В рассматриваемом случае в соответствии с п. 3.12.3 Положения N 254-П уполномоченный орган управления (орган) кредитной организации вправе принять решение об осуществлении заемщиком реальной деятельности при наличии соответствующего обоснования.

Кроме того, пунктом 2 Приложения 5 к Положению N 254-П предусмотрено право кредитной организации не признавать обстоятельства, указанные в п. 1.11 - 1.14 данного Приложения, в качестве обстоятельств, свидетельствующих о возможном отсутствии реальной деятельности или осуществлении ее в незначительных объемах, в отношении субъектов малого предпринимательства.

Прил. 5

Вправе ли уполномоченный орган Банка принять общее решение о признании в отдельных случаях, оговоренных данным решением и объединенных единым подходом, признаков, входящих в Приложение 5 к Положению N 254-П, свидетельствующими (не свидетельствующими) об отсутствии реальной деятельности, с обязательным отражением данного решения в оценке реальности деятельности заемщика?

Полагаем возможным принятие уполномоченным органом управления (органом) кредитной организации в соответствии с п. 3.12.3 Положения N 254-П "общих" ("генеральных") решений об осуществлении заемщиком реальной деятельности, в отношении которого выявлены поименованные в Приложении 5 к Положению N 254-П обстоятельства, при указании конкретных обстоятельств, условий и случаев их применения.