Упорядочение структуры государственного сектора экономики
Важнейшим мероприятием, проводимым в рамках упорядочения структуры государственного сектора экономики (далее - государственный сектор), в том числе сектора государственного управления, является законодательное урегулирование вопроса об отнесении институциональных единиц к определенным секторам экономики.
В частности, организации, созданные публично-правовыми образованиями и получающие финансовые средства из бюджетов публично-правовых образований, в том числе в форме субсидий, могут быть отнесены к различным секторам экономики, как к сектору нефинансовых корпоративных предприятий или сектору финансовых учреждений, так и к государственному сектору, включающему в себя сектор государственного управления.
Результаты анализа деятельности институциональных единиц свидетельствуют о целесообразности отнесения к единицам государственного сектора следующих единиц:
бюджетных и автономных учреждений;
ряда государственных корпораций;
иных институциональных единиц, в которых объединены финансовые и нефинансовые активы, принадлежащие публично-правовым образованиям или контролируемые ими.
В 2014 - 2016 годах необходимо на нормативном правовом уровне определить институциональный охват государственного сектора, комплексно рассмотрев в соответствии с международными критериями существующие организационно-правовые формы юридических лиц, включая государственные внебюджетные фонды, государственные академии наук, государственные корпорации, государственные компании, имеющие специфические функции и особый правовой статус. При этом в рамках государственного сектора важнейшей задачей стоит определение границ сектора государственного управления. Указанный подход, с одной стороны, позволит формировать данные не только по сектору государственного управления, но и определит показатели, отражающие финансы государственного сектора в целом, а с другой, сохранит особенности, присущие сектору государственного управления:
специфические методы финансирования затрат;
объединение институциональных единиц, основным видом деятельности которых является выполнение государственных функций.
Бюджетные, автономные учреждения и государственные корпорации, а также государственные (муниципальные) унитарные предприятия в гражданских правоотношениях действуют от собственного имени, без субсидиарной ответственности публично-правового образования по их обязательствам.
В связи с этим предстоит уточнить правовые нормы:
в отношении учреждений, осуществляющих полномочия главного распорядителя бюджетных средств с осуществлением поэтапной передачи федеральных бюджетных и автономных учреждений, созданных при Правительстве Российской Федерации, в ведение соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, исходя из отраслевой принадлежности данных учреждений;
в части вопроса о соучередительстве государственных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных учреждений), поскольку на основании положений Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) полномочия учредителя могут осуществляться несколькими органами только в отношении федеральных учреждений.
В этой связи необходимо внести поправки в Федеральный закон N 7-ФЗ и Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", предусматривающие возможность осуществления в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, полномочий учредителя бюджетных и автономных учреждений не одним органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В отношении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности государственных (муниципальных) учреждений и предприятий следует отметить, что в 2014 году вступает в силу Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части бюджетных инвестиций", устанавливающий в Бюджетном кодексе новый порядок финансового обеспечения капитальных вложений в объекты недвижимого имущества публично-правовых образований.
Согласно новому порядку указанные вложения могут осуществляться:
путем заключения и исполнения государственных (муниципальных) контрактов органами власти (органами местного самоуправления), либо бюджетными и автономными учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями в рамках переданных им указанными органами на основании соглашений полномочий государственного (муниципального) заказчика;
за счет субсидий бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям.
В отношении функционирования государственных (муниципальных) унитарных предприятий необходимо отметить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации государственное (муниципальное) унитарное предприятие создается для производства определенной продукции, выполнения определенного вида работ или оказания услуг в случае отсутствия или ограниченности соответствующих предложений на рынках.
Однако в настоящее время деятельность большей части существующих унитарных предприятий не связана или косвенно связана с работой по указанным направлениям.
В целях повышения эффективности управления государственной (муниципальной) собственностью и общественными финансами, государственные и муниципальные унитарные предприятия, деятельность которых не соответствует функциям соответствующего органа государственной власти (органа местного самоуправления), должны быть реорганизованы или ликвидированы. Для этого потребуется выработать критерии принятия решений о сохранении, преобразовании, акционировании или ликвидации унитарных предприятий.
Для консолидации данных обо всех участниках и неучастниках бюджетного процесса Федеральным казначейством будет сформирован единый справочник участников и неучастников бюджетного процесса.
При этом информационным базисом для формирования единого справочника будет являться база данных Единого государственного реестра юридических лиц ФНС России.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей