II. Основные методологические принципы определения индекса изменения тарифов, сборов и платы на грузовые перевозки

II. Основные методологические принципы определения индекса

изменения тарифов, сборов и платы на грузовые перевозки

4. Индексы изменения тарифов определяются на очередной финансовый год и на каждый последующий год долгосрочного периода регулирования продолжительностью не менее 5 лет в виде индексов к действующему в предшествующем финансовом году уровню тарифов, сборов и платы на грузовые перевозки исходя из размера необходимой валовой выручки, проектируемой на долгосрочный период регулирования в порядке, установленном настоящими Методическими указаниями с учетом решений Правительства Российской Федерации по допустимому уровню индексации тарифов на данные услуги на соответствующий период регулирования.

5. В целях определения индекса изменения тарифов на грузовые перевозки производится расчет необходимой валовой выручки, в состав которой включаются:

- экономически обоснованные затраты по операционной деятельности субъекта регулирования, определяемые с учетом индексов инфляции, индексов цен производителей на внутреннем рынке, прогнозируемого изменения объемов работ (услуг) и степени влияния изменения объемов работ (услуг) на динамику изменения расходов, условий заключенных субъектом регулирования или планируемых к заключению договоров со сторонними организациями по предоставлению услуг, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, требований законодательства Российской Федерации;

- возврат капитала по объектам основных средств субъекта регулирования, за исключением объектов, созданных за счет выпуска облигаций, размещаемых в целях привлечения средств федерального бюджета на условиях возвратности (далее - облигации), рассчитываемый на основе линейного способа начисления исходя из установленных настоящими Методическими указаниями сроков использования соответствующих объектов основных средств;

- возврат капитала, рассчитываемый в части инвестиций, финансируемых за счет выпуска облигаций, с привлечением средств федерального бюджета на условиях возвратности;

- нормативная чистая прибыль (доход на капитал), определяемая исходя из стоимости основных средств и нематериальных активов субъекта регулирования, созданных до перехода к долгосрочной модели тарифного регулирования методом доходности инвестированного капитала, планируемых в течение долгосрочного периода регулирования объемов ввода в эксплуатацию объектов основных средств, используемых при осуществлении грузовых железнодорожных перевозок, планируемого объема инвестиций, финансируемых за счет средств Федерального бюджета Российской Федерации, внебюджетных фондов и иных государственных средств, привлекаемых на возмездной основе, структуры источников финансирования инвестиций, направленных на развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта в части грузовых перевозок, доходности на капитал, рассчитываемой дифференцированно по капиталу, сформированному до перехода к долгосрочной модели тарифного регулирования методом доходности инвестированного капитала, и капиталу, формируемому в течение долгосрочного периода регулирования;

- сальдо прочих доходов (с учетом бюджетных ассигнований, направляемых на компенсацию выпадающих доходов по грузовым перевозкам) и расходов, за исключением расходов, связанных с выплатой процентов по кредитам и займам и выплатами купонного дохода по облигациям, учет которых предусмотрен при определении дохода на капитал;

- расходы, включающие налоговые платежи, в том числе налог на прибыль, определяемые исходя из установленных налоговым законодательством Российской Федерации налоговых ставок с учетом планируемых на долгосрочный период регулирования постоянных налоговых активов и налоговых обязательств субъекта регулирования.

6. Расчет размера экономически обоснованных затрат осуществляется отдельно на каждый финансовый год долгосрочного периода регулирования.

Указанный расчет производится в текущем финансовом году t, предшествующем первому году долгосрочного периода регулирования t+1 на базе отчетных данных о расходах за финансовый год t-1, предшествующий текущему году, по видам деятельности "грузовые перевозки" и "предоставление услуг инфраструктуры в части грузовых перевозок", сформированных в соответствии с приказом Минтранса России от 31.12.2010 N 311 "Об утверждении порядка ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (зарегистрирован Минюстом России 12 апреля 2011 года, регистрационный N 20470), с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 26.12.2011 N 330 (зарегистрирован Минюстом России 30 декабря 2011 года, регистрационный N 22834). Расчет осуществляется путем поэлементного проектирования затрат на каждый финансовый год долгосрочного периода регулирования с учетом ежегодной экономии подконтрольных субъекту регулирования расходов в размере от 1 до 2%.

Расчет экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного индекса изменения тарифов, сборов и платы на грузовые перевозки, производится без учета расходов по перевозке грузов, следующих транзитом по территории Российской Федерации по тарифам, установленным в соответствии с международными отраслевыми соглашениями.

7. Нормативная прибыль определяется методом доходности инвестированного капитала на основе раздельного учета базового и инвестированного капитала, а также капитала, сформированного за счет выпуска облигаций, в рамках которого:

- базовый капитал определяется исходя из стоимости основных средств и нематериальных активов, сформированных до начала долгосрочного периода регулирования, и на каждый год долгосрочного периода регулирования корректируется с учетом величины накопленного возврата капитала по соответствующим активам;

- инвестированный капитал определяется на основе планируемых в течение долгосрочного периода регулирования объемов ввода в эксплуатацию объектов основных средств нематериальных активов как суммарная остаточная стоимость фактически введенных в эксплуатацию в период регулирования объектов в рамках реализации инвестиционных проектов субъекта регулирования. При этом в структуре инвестированного капитала отдельно учитываются бюджетные инвестиции в виде субсидий и взносов в уставный капитал субъекта регулирования, а также бюджетные средства, привлекаемые на возвратной основе (средства федерального бюджета на условиях возвратности);

- капитал, сформированный за счет выпуска облигаций, определяется как суммарный объемов инвестиционных средств, привлеченных по результатам их эмиссии.

При отклонении расчетного индекса тарифов от индекса, определенного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации более чем на 3 процентных пункта, формирование инвестированного капитала осуществляется без учета переоценки соответствующих активов.

Расчет нормативной прибыли методом доходности инвестированного капитала осуществляется при наличии согласованной и утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы субъекта регулирования с указанием направлений использования инвестиционных ресурсов и источников финансирования инвестиций, формируемой с учетом сроков действия долгосрочного периода регулирования (на период продолжительностью не менее 5 лет), а также при наличии раздельного учета базового и инвестированного капитала субъекта регулирования ведется отдельно от бухгалтерского и налогового учета.

8. Возврат капитала рассчитывается с учетом средних сроков полезного использования объектов основных средств, введенных в эксплуатацию до начала долгосрочного периода регулирования и в течение долгосрочного периода регулирования, которые составляют:

- для базового капитала - 15 лет;

- для инвестированного капитала - 40 лет.

Возврат капитала, сформированного за счет выпуска облигаций, определяется исходя из условий и сроков погашения облигаций соответствующего вида.

9. Доходная база, учитываемая при определении индексов изменения тарифов, формируется исходя из условия тарификации грузовых железнодорожных перевозок по всей номенклатуре перевозимых грузов на уровне базовых величин тарифов, установленных регулирующим органом, без учета изменения доходов, связанных с реализацией субъектом регулирования права по изменению уровня тарифов в установленных ценовых пределах (за исключением изменения доходов от реализации тарифных решений в рамках установленных ценовых пределов, принятых в целях выполнения общегосударственных задач по поддержке российской транспортной системы и отдельных отраслей экономики).

При формировании доходной базы субъекта регулирования не учитываются финансовые результаты (дополнительные доходы и потери), связанные с изменением субъектом регулирования тарифов в пределах установленного ценового коридора, в связи с чем индексы изменения тарифов определяются без учета финансовых рисков от реализации данных тарифных решений.

10. Индексы изменения тарифов, установленные на долгосрочный период регулирования, подлежат корректировке в случае отклонения фактических параметров их расчета от прогнозных. При этом в целях недопущения в течение долгосрочного периода регулирования значительных колебаний параметров индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки корректировка индексов изменения тарифов осуществляется в пределах, предусмотренных пунктом 48 настоящих Методических указаний.

11. В целях защиты грузоотправителей от резкого роста тарифной нагрузки при реализации долгосрочной модели тарифного регулирования методом доходности инвестированного капитала регулирующим органом осуществляется перераспределение необходимой валовой выручки в пределах одного долгосрочного периода регулирования.

12. Определенные в соответствии с настоящими Методическими указаниями индексы применяются к действующим в предшествующем финансовом году:

- ставкам тарифов, сборов и платы, определяемым по правилам разделов 2 и 4 части I Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", утвержденного постановлением ФЭК России от 17 июня 2003 года N 47-т/5 (зарегистрировано Минюстом России 9 июля 2003 года, регистрационный N 4882), с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением ФЭК России от 21 октября 2003 года N 85-т/1 (зарегистрировано Минюстом России 31 декабря 2003 года, регистрационный N 5374); приказами ФСТ России от 14 сентября 2004 года N 71-т/1 (зарегистрирован Минюстом России 20 октября 2004 года, регистрационный N 6075); от 26 октября 2004 года N 140-т/1 (зарегистрирован Минюстом России 2 декабря 2004 года, регистрационный N 6163); от 26 октября 2004 года N 141-т/2 (зарегистрирован Минюстом России 7 декабря 2004 года, регистрационный N 6174); от 16 декабря 2004 года N 295-т/4 (зарегистрирован Минюстом России 17 декабря 2004 года, регистрационный N 6202); от 29 декабря 2004 года N 422-т/2 (зарегистрирован Минюстом России 18 января 2005 года, регистрационный N 6273); от 17 мая 2005 года N 204-т/5 (зарегистрирован Минюстом России 6 июня 2005 года, регистрационный N 6685); от 13 декабря 2005 года N 617-т/5 (зарегистрирован Минюстом России 20 декабря 2005 года, регистрационный N 7287); от 18 апреля 2006 года N 79-т/2 (зарегистрирован Минюстом России 18 мая 2006 года, регистрационный N 7851); от 25 апреля 2006 года N 83-т/2 (зарегистрирован Минюстом России 19 мая 2006 года, регистрационный N 7858); от 25 апреля 2006 года N 84-т/3 (зарегистрирован Минюстом России 19 мая 2006 года, регистрационный N 7867); от 19 июня 2006 года N 129-т/2 (зарегистрирован Минюстом России 17 июля 2006 года, регистрационный N 8080); от 19 июня 2006 года N 133-т/6 (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2006 года, регистрационный N 7936); от 9 декабря 2006 года N 355-т/6 (зарегистрирован Минюстом России 18 декабря 2006 года, регистрационный N 8627); от 4 декабря 2007 года N 410-т/6 (зарегистрирован Минюстом России 14 декабря 2007 года, регистрационный N 10721); от 25 апреля 2008 года N 83-т/1 (зарегистрирован Минюстом России 6 мая 2008 года, регистрационный N 11627); от 24 декабря 2008 года N 462-т/3 (зарегистрирован Минюстом России 29 декабря 2008 года, регистрационный N 13028); от 30 декабря 2008 года N 474-т/1 (зарегистрирован Минюстом России 30 декабря 2008 года, регистрационный N 13053); от 14 августа 2009 года N 188-т/1 (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2009 года, регистрационный N 15080); от 24 декабря 2009 года N 497-т/1 (зарегистрирован Минюстом России 13 января 2010 года, регистрационный N 15954); от 27 февраля 2010 года N 28-т/1 (зарегистрирован Минюстом России 24 марта 2010 года, регистрационный N 16710); от 7 декабря 2010 года N 388-т/3 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2010 года, регистрационный N 19203); от 20 мая 2011 года N 104-т/1 (зарегистрирован Минюстом России 28 июня 2011 года, регистрационный N 21205); от 29 июля 2011 года N 182-т/1 (зарегистрирован Минюстом России 3 октября 2011 года, регистрационный N 21961); от 6 декабря 2011 года N 318-т/3 (зарегистрирован Минюстом России 14 декабря 2011 года, регистрационный N 22607); от 4 мая 2012 года N 78-т/1 (зарегистрирован Минюстом России 4 июля 2012 года, регистрационный N 24789); от 27 ноября 2012 года N 303-т/3 (зарегистрирован Минюстом России 10 декабря 2012 года, регистрационный N 26052); от 18 декабря 2012 года N 396-т/1 (зарегистрирован Минюстом России 29 декабря 2012 года, регистрационный N 26459); от 9 апреля 2013 года N 61-т/1 (зарегистрирован Минюстом России 18 апреля 2013 года, регистрационный N 28176); от 5 июня 2013 года N 105-т/1 (зарегистрирован Минюстом России 15 июля 2013 года, регистрационный N 29069), от 17 июля 2013 года N 140-т/6 (зарегистрирован Минюстом России 14 августа 2013 года, регистрационный N 29393);

- ставкам Тарифного руководства N 2 "Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта", утвержденным постановлением ФЭК России от 19 июня 2002 года N 35/12 (зарегистрировано Минюстом России 8 августа 2002 года, регистрационный N 3678), с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением ФЭК России от 7 октября 2003 года N 82-т/3 (зарегистрировано Минюстом России 15 октября 2003 года, регистрационный N 5175), приказами ФСТ России от 19 июня 2006 года N 131-т/4 (зарегистрирован Минюстом России 17 июля 2006 года, регистрационный N 8072), от 10 июня 2009 года N 119-т/4 (зарегистрирован Минюстом России 16 июня 2009 года, регистрационный N 14092);

- ставкам сборов Тарифного руководства N 3 "Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте", утвержденным постановлением ФЭК России от 19 июня 2002 года N 35/15 (зарегистрировано Минюстом России 12 августа 2002 года, регистрационный N 3681), с изменениями и дополнениями, внесенными приказом ФСТ России от 10 июня 2009 года N 120-т/5 (зарегистрирован Минюстом России 16 июня 2009 года, регистрационный N 14091);

- ставкам тарифов, сборов и платы, определяемым в соответствии с приложением к приказу ФСТ России от 23 октября 2007 г. N 263-т/1 "Об утверждении тарифов, сборов и платы за услуги, связанные с перевозкой грузов и предоставлением услуг инфраструктуры, выполняемые ОАО "АК "Железные дороги Якутии", и правил их применения (Тарифное руководство)" (зарегистрирован Минюстом России 7 декабря 2007 года, регистрационный N 10657), с изменениями и дополнениями, внесенными приказом ФСТ России от 6 декабря 2011 года, N 322-т/7 (зарегистрирован Минюстом России 14 декабря 2011 года, регистрационный N 22612).