IV. Основные направления оптимизации источников финансирования дефицита региональных бюджетов, управление государственным долгом субъекта Российской Федерации

IV. Основные направления оптимизации источников

финансирования дефицита региональных бюджетов, управление

государственным долгом субъекта Российской Федерации

Рекомендуется осуществлять управление государственным долгом субъекта Российской Федерации с учетом следующих подходов:

1. проведение ежегодного анализа объема и состава задолженности, в том числе с точки зрения сроков погашения, стоимости обслуживания заимствований, влияния на общую платежеспособность, разработка и применение механизма оценки эффективности заимствований;

2. сокращение объема привлечения краткосрочных заемных средств на срок менее одного года (оптимальный уровень - не более 15% объема заимствований), их привлечение только для поддержки текущей ликвидности (рекомендуется не использовать краткосрочные заимствования для финансирования долгосрочных инвестиционных проектов);

3. привлечение долгосрочных заемных средств (более пяти лет) для финансирования инвестиций в общественную инфраструктуру, долгосрочных и среднесрочных (более одного года до пяти лет) - на рефинансирование имеющегося долга с целью оптимизации структуры заимствований;

4. активнее использовать государственные ценные бумаги как источники долгосрочного финансирования дефицита бюджета, которые обладают рядом преимуществ, не характерных для кредитов коммерческих банков: возможность привлечения более "длинных" денег, отсутствие зависимости от одного кредитора, займы с погашением частями в течение срока обращения, а не единовременно в дату погашения, также позволяют формировать более гибкие графики погашения обязательств и являются дополнительным инструментом регулирования объема расходов на обслуживание долга;

5. добиваться равномерности выплат по обслуживанию и погашению долга (наличие "пиков" выплат по долговым обязательствам негативно сказывается на текущей ликвидности и требует заблаговременного создания крупных резервов; равномерный график погашения и обслуживания долговых обязательств позволяет повысить финансовую стабильность и эффективность использования финансовых ресурсов при неизменном уровне долговой нагрузки), оптимальный уровень годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга субъекта Российской Федерации - не более 13% годового объема налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета;

6. предпринимать меры к сохранению уровня государственного долга субъекта Российской Федерации и расходов на его обслуживание на безопасном уровне, при условии, что объем государственного долга субъекта Российской Федерации к общему объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений не превышает 50%, а доля расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации, в общем объеме расходов бюджета, не превышает 5%.

Субъектам Российской Федерации также рекомендуется при проведении долговой политики учитывать возможное резкое снижение доступности кредитных ресурсов коммерческих банков, в том числе в связи с ростом ставок при привлечении кредитов. При прогнозировании привлечения кредитных ресурсов целесообразно рассчитывать на объем, не превышающий потребность средств на погашение ранее осуществленных заимствований.

При этом субъектам Российской Федерации, проводящим активную долговую политику, рекомендуется принять законодательство, устанавливающее более жесткие требования к предельному объему государственного долга, чем установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Отдельные регионы планируют получение значительных объемов бюджетных кредитов из федерального бюджета при формировании проекта бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период. Планирование привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета в региональный бюджет до принятия соответствующего решения на федеральном уровне является недопустимым.

Рекомендуется также ограничить объем предоставляемых государственных гарантий. Инструмент бюджетных гарантий в условиях ухудшения экономической конъюнктуры представляется достаточно рискованным и непрозрачным. В этой связи субъектам Российской Федерации рекомендуется:

1. воздержаться от дальнейшего наращивания объема государственных гарантий;

2. предоставлять бюджетные гарантии только при наличии соответствующего обеспечения;

3. утверждение формализованной процедуры отбора претендентов на получение гарантии;

4. усилить контроль за финансовым состоянием принципала при предоставлении государственной гарантии.