Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

<Письмо> ГТК РФ от 14.07.1997 N 01-15/13368 "О применении положений Таможенного кодекса Российской Федерации при несоблюдении требований таможенного режима экспорта при совершении внешнеторговых бартерных сделок"

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 июля 1997 г. N 01-15/13368

О ПРИМЕНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ НЕСОБЛЮДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ

ТАМОЖЕННОГО РЕЖИМА ЭКСПОРТА ПРИ СОВЕРШЕНИИ

ВНЕШНЕТОРГОВЫХ БАРТЕРНЫХ СДЕЛОК

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок" (далее - Указ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1996 г. N 1300 "О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок" (далее - Постановление) на таможенные органы Российской Федерации возложено осуществление контроля за исполнением российскими лицами, совершающими или от имени которых совершаются внешнеторговые бартерные сделки, требований законодательства Российской Федерации в целях обеспечения ввоза товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортируемым товарам.

I. Должностным лицам таможенных органов Российской Федерации при оценке полученных при проведении такого контроля сведений о нарушении предприятиями, учреждениями, организациями, а также лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, положений указанных актов законодательства Российской Федерации необходимо исходить из следующего.

1. Согласно пункту 1 Указа под внешнеторговыми бартерными сделками понимаются совершаемые при осуществлении внешнеторговой деятельности сделки, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности. При этом следует учитывать, что к внешнеторговым бартерным сделкам, на которые распространяется действие Указа, не относятся сделки, предусматривающие обмен товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности в рамках смешанных договоров (т.е. предусматривающих, помимо обмена товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, проведение расчетов с использованием денежных или иных платежных (чеки, векселя, аккредитивы и др.) средств).

2. Пунктом 3 Указа определено, что российские лица, заключившие или от имени которых заключены бартерные сделки, обязаны в сроки, установленные законодательством Российской Федерации для исполнения текущих валютных операций, исчисляемые с даты выпуска экспортируемых товаров таможенными органами Российской Федерации, обеспечить ввоз на таможенную территорию Российской Федерации эквивалентных по стоимости товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности с подтверждением факта ввоза соответствующими документами. Превышение указанных сроков и выполнение иностранным лицом встречного обязательства способом, не предусматривающим ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, допускаются лишь при условии получения разрешения, выдаваемого Министерством внешних экономических связей и торговли Российской Федерации (пункт 3 Указа).

3. В соответствии с Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) (статья 1.9) текущие валютные операции осуществляются в сроки, не превышающие 180 дней.

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральным законом от 29.12.1998 N 192-ФЗ изменены сроки текущих валютных операций.

При исчислении сроков исполнения внешнеторговых бартерных сделок в целях контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации исходить из того, что днем ввоза импортируемых товаров на таможенную территорию Российской Федерации является дата пересечения соответствующей партией товаров таможенной границы Российской Федерации, подтверждаемая таможенными органами Российской Федерации или определяемая по товаросопроводительным и иным документам, заверенным таможенными органами Российской Федерации в установленном порядке.

4. При изменении условий договора, устанавливающих обмен товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, на условия, предусматривающие осуществление расчетов в денежных или иных платежных средствах, российские лица обязаны обеспечить возврат этих средств в сумме, эквивалентной стоимости экспортированных товаров, на свои счета в уполномоченных банках с соблюдением требований валютного регулирования и валютного контроля (пункт 4 Указа).

5. Требованием таможенного режима экспорта товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации по внешнеторговым сделкам, является обязательный ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированным товарам, либо зачисление на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров в установленном порядке (если иное не предусмотрено Указом и иными актами законодательства Российской Федерации) (часть 1 пункта 7 Указа).

При этом следует учитывать, что соблюдение установленного порядка зачисления валютной выручки от экспорта товаров включает одновременное выполнение следующих условий (если иное не установлено Центральным банком Российской Федерации):

КонсультантПлюс: примечание.

С 1 января 2000 года Инструкция Банка России N 19 и ГТК России N 01-20/10283 от 12.10.1993 утратила силу (Положение о применении Инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13 октября 1999 года N 86-И и N 01-23/26541 (соответственно)).

а) зачисление данной выручки на счет экспортера в уполномоченном банке, в котором оформлен паспорт экспортной сделки на контракт, в соответствии с которым товары вывезены с таможенной территории Российской Федерации. Данное требование установлено Законом (ст. 5.1), Указом Президента Российской Федерации от 21.11.95 N 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации" (п. 1), Инструкцией "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров", утвержденной 12.10.93 Банком России N 19 и ГТК России N 01-20/10283 (п. п. 3.1, 3.2);

б) зачисление данной выручки в сроки исполнения текущих валютных операций либо в сроки, установленные Банком России. Такое зачисление - либо текущая валютная операция (если соблюдены сроки исполнения текущих валютных операций), либо в соответствии со ст. 1.10 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" валютная операция, связанная с движением капитала. В соответствии со ст. 6.2 Закона валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, установленном Банком России. Положением Банка России "Об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций" от 24.04.96 N 39 (п. 4) установлено, что такие операции осуществляются резидентами на основании разрешений, выдаваемых Банком России в каждом отдельном случае. Таким образом, зачисление валютной выручки от экспорта товаров в сроки, превышающие сроки исполнения текущих валютных операций без разрешения, выданного Банком России на осуществление данной валютной операции, следует рассматривать как зачисление, совершенное с нарушением установленного порядка.

6. В дополнение к определенным нормой статьи 98 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК России) требованиям при экспорте товаров пунктом 3 Постановления установлено, что при осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации по внешнеторговым сделкам, действие таможенного режима экспорта товаров завершается предъявлением товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, к таможенному оформлению (с их помещением под любой запрашиваемый таможенный режим), либо подтверждением ввоза работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированным товарам, либо зачислением в установленном порядке на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров, если иное не предусмотрено Указом и иными актами законодательства Российской Федерации.

Таким образом, деяния российских лиц, не исполнивших требования законодательства Российской Федерации:

а) по обеспечению ввоза в сроки исполнения текущих валютных операций либо в сроки, установленные МВЭС России, на таможенную территорию Российской Федерации товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированным товарам (если иное не разрешено МВЭС России), при совершении внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации,

б) по зачислению в установленном порядке на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров (если иное не разрешено Банком России) при изменении условий договора на предусматривающие расчеты за экспортируемые товары в валюте, отличной от валюты Российской Федерации,

содержат признаки нарушения таможенных правил, выразившегося в несоблюдении требований таможенного режима экспорта товаров, ответственность за которое предусмотрена статьей 273 ТК России.

При этом для квалификации указанного правонарушения по статье 273 ТК России факт предоставления при таможенном оформлении товаров паспорта сделки практического значения не имеет.

7. Контроль за исполнением установленных Указом требований в части совершения бартерных сделок, предусматривающих полное или хотя бы частичное выполнение обязательств резидента перед нерезидентом поставками экспортируемых товаров, относится к компетенции таможенных органов Российской Федерации (часть 2 пункта 7 Указа).

II. Действия должностных лиц таможенных органов при несоблюдении лицами требований таможенного режима экспорта.

1. При непосредственном обнаружении признаков нарушения таможенных правил или получении материалов, в которых имеются достаточные данные, указывающие на такие признаки, протокол о НТП оформляется немедленно. В неординарных ситуациях составлению протокола может предшествовать оперативная консультация со структурным подразделением таможенного органа, осуществляющим таможенные расследования.

2. В иных случаях, требующих предварительной проверки поступившей информации, полученные в результате таможенного контроля сведения об отсутствии подтверждения о выполнении российскими лицами требований таможенного режима экспорта являются основанием для организации проверки указанных сведений в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 294 ТК России.

При получении по результатам указанной проверки материалов, в которых имеются достаточные данные, указывающие на признаки нарушения таможенных правил, должностным лицом, проводившим проверку, немедленно оформляется протокол о нарушении таможенных правил по форме, установленной Приказом ГТК России от 9 августа 1993 г. N 313 "Об утверждении новых форм протокола и постановления по делу о НТП".

Днем обнаружения нарушения таможенных правил в указанном случае является дата наличия в таможенном органе материалов, содержащих достаточные данные, указывающие на признаки таможенного правонарушения (например, дата составления акта проверки).

3. Составившее протокол о НТП должностное лицо таможенного органа представляет его для регистрации в отдел таможенных расследований данного таможенного органа.

Учет и регистрация дел о нарушении таможенных правил, заведенных должностными лицами специализированных подразделений таможенных органов, производится отделами таможенных расследований соответствующих таможенных органов в порядке, определенном Положением о порядке учета и регистрации дел о нарушении таможенных правил в таможенных органах Российской Федерации, утвержденным Приказом ГТК России от 20 января 1995 г. N 33.

4. Копия протокола составившим его должностным лицом вручается под расписку или высылается лицу, привлекаемому к ответственности за нарушение таможенных правил.

5. Дела о нарушении таможенных правил, заведенные сотрудниками специализированных подразделений таможенных органов, как правило, передаются по письменному решению начальника соответствующего таможенного органа или его заместителя для производства в отдел таможенных расследований данного таможенного органа.

6. Сотрудники специализированных подразделений таможенных органов на последующих после такой передачи стадиях производства и рассмотрения могут привлекаться соответствующим должностным лицом таможни к участию в проведении конкретных процессуальных действий.

III. При производстве по этой категории дел о нарушении таможенных правил и их рассмотрении необходимо учитывать следующее.

1. Хотя новые законодательные акты в отношении требований к бартерным сделкам подчеркнуто предметны и практически не предусматривают вне рамок ТК России альтернативного реагирования на факты их несоблюдения, непременным условием производства по такого рода нарушениям, с учетом серьезности санкций ст. 273 ТК России, должны быть законность, обоснованность и справедливость принимаемого решения. Последнее особенно касается случаев нарушения сроков исполнения требований законодательства Российской Федерации при совершении внешнеторговых бартерных сделок.

Однако сам факт исполнения требований таможенного режима экспорта об обязательном ввозе товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированным товарам, либо о зачислении на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров установленном порядке (если иное не предусмотрено Указом и иными актами законодательства Российской Федерации), если такое исполнение произошло с нарушением установленных сроков, не должно служить основанием для освобождения от ответственности за нарушение таможенных правил, предусмотренное ст. 273 ТК России. Представляется обоснованным применение ст. 240 ТК России лишь в случаях, когда нарушение указанных сроков не превысило одного месяца, и, вместе с тем, в деле о НТП имеются сведения о других обстоятельствах, которые в соответствии со ст. 236 ТК России могут быть признаны существенно смягчающими ответственность лица при его привлечении к ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 273 ТК России.

2. Поскольку родовым объектом правонарушения в рассматриваемой ситуации является законодательно установленный порядок завершения определенного таможенного режима, производство по делу о нарушении таможенных правил не должно сводиться к формализации фактов отсутствия подтверждения ввоза товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности на таможенную территорию Российской Федерации в сроки исполнения текущих валютных операций либо в сроки, установленные МВЭС России, а также отсутствия разрешения МВЭС России на заключение внешнеторговой бартерной сделки на условиях выполнения иностранным лицом встречного обязательства способом, не предусматривающим ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, работ, результатов интеллектуальной деятельности. Доказательную базу необходимо формировать через сопоставление существующих нормативных предписаний с фактическими действиями (бездействием) российского лица, выступающего в бартерной сделке в качестве экспортера.

При этом отсутствие у должностных лиц привлекаемых к административной ответственности предприятий, учреждений и организаций, а также у лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, вины в форме неосторожности или умысла имеет значение лишь при решении вопросов об их привлечении к административной (по ст. 288 ТК России) или уголовной ответственности.

3. Не могут быть признаны нарушениями таможенных правил факты неввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированным товарам, связанные:

- с зачислением (при изменении условий контракта) в установленном порядке валютной выручки от экспорта товара на счет экспортера в уполномоченном банке, в котором оформлен паспорт экспортной сделки на контракт, в соответствии с которым товары вывезены с таможенной территории Российской Федерации;

- с возвратом товара в Российскую Федерацию в сроки исполнения текущих валютных операций, ранее вывезенного в таможенном режиме экспорта, - при условии подтверждения факта ввоза таможенными органами;

- с уменьшением стоимости товара из-за несоответствия его качества условиям контракта - при наличии письменного подтверждения МВЭС России или уполномоченных МВЭС России органов (далее - уполномоченные органы). При этом, если качество товара ухудшилось при транспортировке, то уменьшение цены товара может быть признано только в том случае, если риск повреждения товара в соответствии с условиями контракта нес резидент;

- с несоответствием количества товара, указанного в ГТД, количеству, указанному в товаросопроводительных документах и подтверждаемому коммерческими актами транспортных организаций. Если потери товара предусматриваются условиями транспортировки (выветривание, усушка и т.д.), то размеры данных потерь не должны превышать объема убыли, определяемого действующими в Российской Федерации нормами (ГОСТами, стандартами, ТУ и т.д.) для соответствующего товара;

- с несоответствием стоимости, указанной в ГТД, контрактной цене товара из-за изменения котировок товара на международных биржах после его таможенного оформления, если такое изменение предусматривалось условиями контракта;

- с невывозом экспортируемого товара или его части с таможенной территории Российской Федерации после завершения таможенного оформления (в ГТД отметка "выпуск разрешен") - при подтверждении данного факта таможенными органами;

- с изменением цены товара после завершения таможенного оформления, вызванным оплатой нерезидентом транспортных (при изменении базисных условий поставки) и иных расходов, непосредственно связанных с данной внешнеэкономической операцией, - при наличии дополнения к контракту и документов, подтверждающих стоимость этих расходов и их оплату нерезидентом;

- с иными случаями, если это прямо вытекает из законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров, участником которых является Российская Федерация.

Обязательным условием признания перечисленных случаев обстоятельствами, исключающими производство по делу о нарушении таможенных правил, является их документальное подтверждение, а также возможность проверки таможенными органами достоверности представленных документов.

4. Доказательственная значимость заключения, выданного уполномоченными органами по заявлению заинтересованного лица, о признании обоснованным неполучения или задержки поступления импортируемых товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированным товарам, оценивается наряду с иными доказательствами по делу о нарушении таможенных правил.

5. Непосредственным объектом нарушения таможенных правил является вывезенный с таможенной территории Российской Федерации по внешнеторговой сделке товар (или его часть), помещенный под таможенный режим экспорта с условием исполнения экспортером требований этого режима об обязательном ввозе на таможенную территории Российской Федерации товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированному товару, либо о зачислении в установленном порядке на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров, в отношении которого указанные требования не соблюдены.

6. При наложении взысканий по данной категории дел в виде штрафа, исчисляемого исходя из стоимости товаров, а также взыскания стоимости товаров, являющихся непосредственным объектом нарушения таможенных правил, следует руководствоваться требованиями ч. 2 ст. 243 и ст. 245 ТК России о том, что под стоимостью таких товаров принимается их свободная (рыночная) цена на день обнаружения правонарушения.

Заместитель Председателя

Комитета

В.А.МАКСИМЦЕВ