См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

Развитие конкуренции

В целях реализации поставленной задачи в рамках национальной предпринимательской инициативы, повышения эффективности реализации конкурентной политики в Российской Федерации, в том числе в отдельных отраслях Правительством Российской Федерации принят и реализуется план мероприятий ("дорожная карта") "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2579-р.

В рамках реализации системных мер дорожной карты предусмотрено: определение приоритета деятельности органов исполнительной власти по развитию конкуренции, снижение доли государственного сектора в экономике, внедрение лучших практик развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, развитие конкуренции в инфраструктурных отраслях, включая сферы естественных монополий, развитие конкуренции при осуществлении закупок, упрощение деятельности предпринимателей в рамках антимонопольного регулирования и повышение уровня защиты прав потребителей.

Первоочередные отраслевые мероприятия, определенные в дорожной карте, охватывают рынки лекарственных препаратов, медицинских услуг, авиаперевозок, услуг связи, дошкольного образования, а также рынок нефтепродуктов.

При этом в дорожную карту заложен так называемый "револьверный принцип", основывающийся на динамичном, этапном подходе к проведению работ по развитию конкуренции, формировании перечня приоритетных отраслей и системных мероприятий на регулярной основе. Предусмотрены конкретные показатели, достижение (недостижение) которых позволит оценить эффективность реализации как системных мер по развитию (интегральные показатели), так и мероприятий по развитию конкуренции в отдельных отраслях (показатели отраслевых мер).

Важным институциональным изменением, которое оказывает непосредственное влияние на развитие конкуренции, является определение единого официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее - официальный сайт, Интернет-портал, сайт торгов).

Интернет-портал www.torgi.gov.ru предназначен для размещения информации о торгах в отношении государственного и муниципального имущества и ограниченных ресурсов. Официальный сайт заменил многочисленные региональные и муниципальные источники информации о таких торгах в сети Интернет, а также печатные СМИ. Создание интернет-портала позволяет в значительной степени снизить необоснованные административные барьеры для желающих приобрести государственное или муниципальное имущество, делает процедуры торгов более прозрачными, упрощает возможность сбора статистической информации по торгам.

С 1 января 2011 г. на сайте торгов размещается информация о проведении торгов по передаче прав владения и пользования (аренда) в отношении недвижимого государственного и муниципального имущества (постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. N 767).

С 1 января 2012 г. функционал официального сайта www.torgi.gov.ru существенно расширился. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 3 августа 2011 г. N 650 с 1 января 2012 г. обязательному размещению на Интернет-портале подлежит информация о проведении торгов в отношении земельных и лесных участков, лесных насаждений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, о проведении аукционов на право заключения договоров о развитии застроенной территории и охотхозяйственных соглашений, а также в отношении участков недр.

За время функционирования на официальном сайте размещено извещений о проведении торгов в отношении государственных и муниципальных объектов и прав по более чем 260 тыс. лотов.

Кроме того, следует отметить постоянно растущий интерес к Интернет-порталу со стороны пользователей. На 70% (с 1107 тыс. посещений в 2011 г. до 1895 тыс. посещений в 2012 г.) увеличилась посещаемость сайта торгов. При этом на 76% увеличилось количество уникальных посетителей, выросли показатели количества страниц, просмотренных за посещение (на 11,3%), и средняя продолжительность пребывания на сайте (на 14%). Одновременно на 12,7% снизился показатель отказов, то есть количество случаев, когда пользователь уходил с Интернет-портала сразу после просмотра первой страницы <1>.

--------------------------------

<1> Статистика о количестве посещений сайта www.torgi.gov.ru представлена согласно данным Google Analytics.

Важным стало принятие в 2012 году постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. N 909, предусматривающего расширение видов торгов, информация о проведении которых размещается на официальном сайте с 2013 года.

К таким торгам относятся торги по продаже и приватизации государственного и муниципального имущества, торги на право заключения договора водопользования, о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов и о предоставлении рыбопромысловых участков, торги по продаже имущества должников, об отборе управляющей компании для управления многоквартирным домом.

В соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2014 г. на Интернет-портале будет размещаться информация о проведении открытых конкурсов на право заключения концессионных соглашений. Кроме того, с 1 января 2014 г. предусматривается публикация информации о проведении открытых аукционов на право заключить договор о создании искусственного земельного участка (Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2013 г. N 1012-р принят план мероприятий ("дорожная карта") "Создание международного финансового центра и улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации", который призван повысить конкурентоспособность российского финансового рынка путем формирования устойчивой, но гибкой регулятивной среды, стимулирующей возникновение и развитие современных финансовых продуктов (услуг) для российских и зарубежных участников финансового рынка, а также установления высокого уровня корпоративного управления, обеспечивающего защиту права собственности и интересов инвесторов.

В 2013 - 2015 гг. одной из приоритетных задач является дальнейшее совершенствование законодательства в области оценочной деятельности.

В рамках национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата Российской Федерации на 2012 - 2013 годы автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" подготовлен и направлен на согласование в Минэкономразвития России план мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование оценочной деятельности" (далее - проект дорожной карты).

Проектом дорожной карты предусмотрены мероприятия, направленные на внесение изменений в федеральные стандарты оценки с учетом международных стандартов оценки; повышение прозрачности оценки, в том числе путем развития баз данных, содержащих сведения о характеристиках объектов оценки, уточнения порядка применения имущественной ответственности юридических лиц, заключивших договор на проведение оценки, дисциплинарной ответственности оценщиков, а также установление ее в отношении экспертов саморегулируемых организаций оценщиков (далее - СРОО); повышение требований к членству в СРОО, в том числе в части квалификации и опыта работы в области оценочной деятельности; совершенствование процедур проведения государственной кадастровой оценки и порядка оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, установление дополнительных требований к исполнителям работ по определению кадастровой стоимости; уточнение полномочий органов государственного и негосударственного регулирования оценочной деятельности, в том числе в части проведения единого квалификационного экзамена для претендентов на членство в экспертных советах СРОО, а также порядка создания и функционирования Национального совета по оценочной деятельности.

Совершенствование банковской системы и банковского надзора будет осуществляться в соответствии со Стратегией развития банковского сектора на период до 2015 года по следующим направлениям:

улучшение правовой среды, включая развитие законодательства Российской Федерации и создание иных условий, обеспечивающих возможности рационального ведения бизнеса, более эффективную защиту частной собственности и развитие конкуренции на всех сегментах финансового рынка;

формирование инфраструктуры, отвечающей современным требованиям и базирующейся на использовании передовых банковских технологий, развитии системы регистрации залогов, бюро кредитных историй, платежной и расчетной систем, института центрального контрагента и иных инфраструктурных институтов и условий, включая мероприятия по созданию международного финансового центра в Российской Федерации;

повышение качества корпоративного управления и управления рисками в кредитных организациях;

совершенствование банковского регулирования и банковского надзора, прежде всего путем развития в них содержательной составляющей и приведения правовых условий и практики их осуществления в соответствие международным стандартам. Такая работа должна дополняться формированием системы регулирования и надзора (контроля) за деятельностью всех организаций, оказывающих финансовые услуги, исходя из принципа пропорциональности предъявляемых требований системной значимости организаций и уровню принимаемых ими рисков.

В рамках развития страхового сектора будет организована работа по совершенствованию подходов к регулированию отношений в сфере добровольного и обязательного страхования; отчетности, процедур страхового надзора, определению механизмов взаимодействия государства и страховых организаций в целях возмещения ущерба; защите прав потребителей страховых услуг.

В последние годы процессы управления федеральным имуществом носят разнонаправленный характер. Сегодня стоит задача обновления и модернизации экономики, важное значение приобретают повышение эффективности управления государственным имуществом и оптимизация его состава.

Для решения имеющихся системных проблем в сфере управления федеральным имуществом и приватизации Минэкономразвития России совместно с Росимуществом во исполнение поручения Президента Российской Федерации разработан программный документ по реализации государственной политики в области имущественных отношений и управления федеральной собственностью на среднесрочную перспективу - государственная программа "Управление федеральным имуществом" (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 г. N 191-р). При подготовке проекта госпрограммы проводилось широкое обсуждение как с экспертным и бизнес-сообществом, так и с органами государственной власти, проект госпрограммы обсуждался на Открытом правительстве.

Одним из ключевых направлений в рамках реализации госпрограммы является определение и закрепление целевой функции за каждым объектом федерального имущества с презумпцией безусловного отчуждения имущества, если целевая функция не определена. Это значит, что все государственное имущество должно использоваться для целей, определенных государством в стратегических отраслевых документах, либо для целей осуществления органами власти своих непосредственных функций.

Приватизация является одним из важнейших инструментов проведения структурных преобразований, направленных на достижение целей перехода к инновационному социально ориентированному развитию экономики.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" (подпункт "в" пункта 2) предусматривается необходимость завершения до 2016 года выхода государства из капитала компаний "несырьевого сектора", не относящихся к субъектам естественных монополий и организациям оборонного комплекса.

Распоряжением от 1 июля 2013 г. N 1111-р Правительством Российской Федерации утверждены прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2014 - 2016 годы, которыми предусмотрена приватизация находящихся в федеральной собственности акций 440 акционерных обществ, 514 федеральных государственных унитарных предприятий, а также 94 объектов имущества государственной казны Российской Федерации.

Более 80% включенных в программу пакетов акций - это 100%, либо контрольные пакеты.

Включенные в программу приватизации хозяйственные общества имеют разнообразную отраслевую принадлежность: это организации, действующие в сфере оказания услуг населению, организации торговли и финансов (29%); промышленные предприятия (22%); предприятия транспорта и связи (21%); сельскохозяйственные организации (8%) и другие.

В программе приватизации также отражены планы Правительства Российской Федерации по приватизации в 2014 - 2016 гг. акций ряда крупнейших российских акционерных обществ, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях экономики (Шереметьево, Аэрофлот, Совкомфлот, РЖД, Транснефть и др.).

В рамках модернизации корпоративного законодательства и совершенствования системы корпоративного управления в 2014 - 2016 гг. будет продолжена работа по следующим направлениям:

совершенствование системы корпоративного управления, включая повышение эффективности структуры и организации органов управления компании;

повышение прозрачности деятельности публичных компаний для акционеров и инвесторов с одновременной либерализацией регулирования закрытых корпоративных форм;

минимизация конфликта интересов в деятельности органов управления компаний, в том числе при одобрении крупных сделок и сделок с заинтересованностью;

упрощение создания юридических лиц, включая снижение фактических сроков регистрации и сокращение количества процедур.

В рамках совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве) необходимо отметить следующее.

Разработан Федеральный закон Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 189-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", положения которого направлены на обеспечение возможности передачи в ходе дела о банкротстве застройщика объекта незавершенного строительства или жилых помещений в многоквартирном доме, строительство которого завершено, участникам строительства. Федеральным законом уточняется порядок и правила осуществления расчетов в целях погашения третьим лицом текущих платежей и требований кредиторов первой и второй очереди к застройщику. Кроме того, устанавливаются требования о включении арбитражными управляющими в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о результатах процедур, применяемых в деле о банкротстве, а также о представлении оператором указанного реестра в уполномоченные органы сводной информации. Соответствующие положения направлены на обеспечение информационной открытости процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Для повышения эффективности организационно-правовых форм юридических лиц в деятельности юридических лиц в 2014 - 2016 гг. предполагается обеспечить применение принципов дифференцированного подхода к составлению финансовой отчетности публичными и непубличными компаниями, расширение практики представления нефинансовых отчетов, а также совершенствование системы внутреннего аудита в публичных компаниях.

В целях создания условий для улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации, привлечения иностранных инвесторов и сопровождения инвестиций в экономику страны деятельность Правительства Российской Федерации будет сосредоточена в том числе на расширении практики применения международных стандартов финансовой и нефинансовой отчетности публичных компаний, международных стандартов аудита и оценочной деятельности.

В 2014 - 2016 гг. деятельность по охране окружающей природной среды будет направлена на формирование институциональных, правовых и экономических условий для снижения негативного воздействия на окружающую среду и соблюдения нормативов качества окружающей среды в Российской Федерации. При этом реформирование и совершенствование законодательного регулирования в сфере охраны окружающей среды будет осуществляться в том числе на основе плана действий по имплементации в российское законодательство решений и рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), включающего разработку и принятие ряда нормативных правовых актов, предусматривающих следующие изменения.

Проектом федерального закона N 584587-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий" предусмотрено:

государственное регулирование и государственный контроль, включая переход к выдаче комплексных разрешений для крупных предприятий и переход к декларированию для субъектов, оказывающих незначительное воздействие;

совершенствование экономических механизмов охраны окружающей среды, включая систему освобождения природопользователей от платы за негативное воздействие в случае достижения ими технологических нормативов, соответствующих наилучшим доступным технологиям;

совершенствование системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду.

Проектом федерального закона N 584399-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами предусматривается формирование правовых условий для повышения степени утилизации отходов, создания современной перерабатывающей отрасли в сфере обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами.

Проектом федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования вопросов возмещения (ликвидации) вреда окружающей среде, в том числе связанного с прошлой хозяйственной деятельностью) предусматривается совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду и возмещения ущерба окружающей среде, нанесенного и накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности.

Также будут внесены изменения в природоохранное законодательство в части:

совершенствования государственного регулирования в области обеспечения экологической безопасности ядерных объектов и радиационных источников;

защиты морской среды от загрязнений нефтью при освоении месторождений углеводородного сырья на континентальном шельфе, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;

совершенствования механизмов управления и финансирования особо охраняемых территорий;

использования дополнительных стимулирующих мер, включая добровольные механизмы экологической ответственности и включение экологических требований в политику государственных закупок;

усиления ответственности за экологические преступления и правонарушения.

В целях снижения совокупных издержек, связанных с реализацией мероприятий по сокращению выбросов парниковых газов, будут разрабатываться рыночные механизмы регулирования, включая систему переуступки прав на эмиссию выбросов парниковых газов предприятиями.