Таблица 2. Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Структура программы подготовки квалифицированных

рабочих, служащих

Таблица 2

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)

В т.ч. часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"

864

576

ОП.00

Общепрофессиональный учебный цикл

347

238

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

читать рабочие и сборочные чертежи и схемы;

выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов;

знать:

виды нормативно-технической и производственной документации;

правила чтения технической документации;

способы графического представления объектов, пространственных образов и схем;

требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации и Единой системы технологической документации;

правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов

ОП.01. Основы инженерной графики

ОК 1 - 7

ПК 1.2 - 1.3

ПК 2.1 - 2.4

ПК 3.1 - 3.5

уметь:

анализировать условия работы деталей машин и механизмов; оценивать их работоспособность;

соединять разъемные соединения;

читать кинематические схемы;

знать:

классификацию механизмов и машин;

звенья механизмов;

кинематику механизмов (механизм и машина, кинематические пары и цепи, типы кинематических пар);

классификацию, назначение деталей и сборочных единиц и требования к ним; виды соединения деталей (разъемные и неразъемные соединения);

назначение, характеристики механизмов и устройств передач вращательного движения;

виды передач вращательного движения (механические, ременные, фрикционные, зубчатые, цепочные, червячные) и их обозначение, кинематические схемы, определение передаточного числа;

основные сведения по сопротивлению материалов;

основные виды деформации и распределение напряжения при них;

внешние силы и их виды, внутренние силы упругости и напряжения, действительные, предельно опасные и предельно допустимые напряжения;

основные понятия гидростатики и гидродинамики

ОП.02. Основы механики

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.3

ПК 2.1 - 2.4

ПК 3.1 - 3.5

уметь:

читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;

рассчитывать параметры электрических схем;

собирать электрические схемы;

пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;

проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;

знать:

электротехническую терминологию;

основные законы электротехники;

типы электрических схем;

правила выполнения электрических схем;

методы расчета электрических цепей;

основные элементы электрических сетей;

принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты;

схемы электроснабжения;

основные правила эксплуатации электрооборудования;

способы экономии электроэнергии;

основные электротехнические материалы;

правила сращивания, спайки и изоляции проводов;

принципы работы типовых электронных устройств

ОП.03. Основы электротехники и электроники

ОК 1 - 7

ПК 2.1 - 2.4

ПК 3.5

уметь:

выбирать основные конструкционные и эксплуатационные материалы;

проводить первичную обработку материалов с разными свойствами;

пользоваться стандартами и другой нормативной документацией;

определять правильность работы контрольно-измерительных приборов, пользоваться ими;

анализировать условия работы, оценивать работоспособность деталей машин и механизмов;

использовать механическое оборудование судовой мастерской, ручные инструменты, измерительное и испытательное оборудование при эксплуатации и ремонте судовых технических средств;

обеспечивать качество слесарных работ при обслуживании и ремонте судовых механизмов и устройств;

знать:

основные свойства конструкционных и эксплуатационных материалов, применяемых при ремонте, эксплуатации и техническом обслуживании;

основные технологические процессы обработки материалов с разными свойствами;

основы стандартизации, погрешности при изготовлении деталей и сборке машин, номинальный и предельные размеры, действительный размер, допуск размера, поле допуска, посадки, их виды и назначение, точность обработки, системы допусков и посадок;

основы метрологии: понятие, термины, показатели измерительных приборов;

назначение, характеристики, устройство и порядок использования универсальных средств измерения;

виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте судовых механизмов и устройств;

оборудование, инструменты и контрольно-измерительные приборы, применяемые при выполнении слесарных работ

ОП.04. Основы материаловедения и технология общеслесарных работ

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.3

ПК 2.1 - 2.5

ПК 3.3 - 3.5

уметь:

определять типы судов;

ориентироваться в расположении судовых помещений;

знать:

основные положения классификации судов и обозначения на судах (раздельно морских, речных судов и судов смешанного плавания) по правилам Российского морского регистра судоходства и Российского Речного Регистра соответственно;

основные сведения о мореходных качествах судов (плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, управляемость) и технико-эксплуатационных характеристиках судов, главных размерениях, водоизмещении, грузоподъемности;

архитектурный тип судна, конструкцию корпуса, судостроительные материалы;

конструкцию надстроек и оборудование судовых помещений;

конструкцию грузовых люков;

конструкции отдельных узлов судна;

оборудование и снабжение судна;

спасательные средства;

конструктивную противопожарную защиту;

судовые устройства (за исключением специальных);

назначение и классификацию судовых систем;

назначение, состав, функционирование системы предупреждения загрязнения воды

ОП.05. Теория и устройство судна

ОК 1 - 7

ПК 1.2 - 1.3

ПК 2.1 - 2.4

ПК 3.1 - 3.5

уметь:

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

32

ОП.06. Безопасность жизнедеятельности

ОК 1 - 7

ПК 1.2 - 1.3

ПК 2.1 - 2.4

ПК 3.1 - 3.5

П.00

Профессиональный учебный цикл

437

298

ПМ.00

Профессиональные модули

437

298

ПМ.01

Аварийно-спасательные и специальные водолазные работы

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

выполнения водолазных работ в воздушно-баллонном снаряжении автономного типа на глубинах до 30 метров;

устранения мелких неисправностей используемого водолазного снаряжения;

проведения дезинфекции водолазного снаряжения и средств обеспечения водолазных спусков;

уметь:

готовить водолазное снаряжение водолазное оборудование к проведению спусков под воду и использовать его;

готовить к водолазным работам средства обеспечения водолазных спусков, за исключением средств, обслуживаемых мотористами и электриками;

устранять основные неисправности и проводить планово-предупредительный ремонт водолазного снаряжения и оборудования;

вести водолазную документацию;

проводить дезинфекцию водолазного снаряжения и средств обеспечения водолазных спусков;

выполнять спасательные и аварийно-спасательные водолазные работы;

оказывать первую помощь людям, терпящим бедствие на воде;

обследовать и проводить очистку акваторий, предназначенных для массового отдыха;

проводить обследование подводной части гидротехнических сооружений и затонувших объектов;

выполнять и обслуживать научно-исследовательские подводные работы;

выполнять водолазные работы на объектах марикультуры;

проводить несложные водолазные работы с применением ручного инструмента;

выполнять такелажные работы и подъем на поверхность объектов с помощью мягких понтонов;

проводить подводную фото- и видеосъемку;

обслуживать специальные (за исключением стационарных судовых) мото- и электрокомпрессоры, предназначенные для подачи воздуха водолазам;

знать:

нормативные документы по водолазному делу;

правила организации и выполнения водолазных спусков в воздушном автономном снаряжении с открытым циклом дыхания на глубинах до 30 метров;

приемы спасания людей, терпящих бедствие на воде, способы оказания первой помощи;

физические и физиологические особенности водолазных спусков, основы водолазной медицины;

способы и технологию обследования акваторий, подводных продуктопроводов и кабелей;

технологию поиска и подъема предметов, находящихся под водой;

правила составления схем, эскизов и актов по результатам обследования;

способы добычи морепродуктов водолазным способом;

технологию проведения наблюдений за орудиями промышленного рыболовства;

виды опасных морских животных и средства защиты от их нападения;

способы выявления неисправностей и приемы проведения предупредительного ремонта

водолазного снаряжения и средств обеспечения водолазных спусков;

правила зарядки баллонов дыхательных аппаратов сжатым воздухом;

основы морской и речной гидрологии;

устройство и правила эксплуатации специальных мото- и электрокомпрессоров, предназначенных для подачи воздуха водолазам.

МДК.01.01. Единые базовые требования к водолазам всех специализаций

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.3

МДК.01.02. Технология выполнения спасательных, судовых, аварийно-спасательных и специальных водолазных работ

ПМ.02

Аварийные, судоподъемные и подводно-технические работы

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт:

выполнения водолазных работ в воздушном автономном и шланговом снаряжении на глубинах до 50 метров;

устранения мелких неисправностей используемого водолазного снаряжения;

проведения дезинфекции водолазного снаряжения и средств обеспечения водолазных спусков;

уметь:

выполнять эксплуатационное обслуживание подводных частей гидротехнических сооружений, водных путей и каналов;

проводить техническое обслуживание подводных трубопроводов и кабелей;

проводить детальное обследование подводных частей гидротехнических сооружений, уложенных в траншеи трубопроводов и кабелей;

осуществлять поиск трубопроводов и кабелей с помощью трассоискателей и определять глубину их залегания;

выполнять осмотр каменных откосов каналов, шлюзов, платин, дамб, опорных частей причальных сооружений, обстановки пути и средств навигационного оборудования;

разрабатывать подводный грунт с помощью гидроразмывочных средств с целью углубления и очистки дна;

выполнять грубое равнение подводных каменно-щебеночных и песчаных постелей под основания гидротехнических соединений или подводных объектов;

выполнять бурение шпуров под водой, перепиливание деревянных конструкций, устройство шипов на сваях, проводить постановку деревянных пробок в отверстия и прокладок в зазоры конструкций;

проводить установку оголовков и массивов массой до 20 т;

укладывать бетонную смесь под водой;

осуществлять строповку и расстроповку предметов под водой;

проводить профилактический осмотр корпуса судна, выполнять очистку подводной части корпуса, гребных винтов, подводных путей слипов и эллингов от обрастаний и засорений;

выполнять под водой простые монтажные, слесарные, плотничные и такелажные работы;

выполнять выгрузку из корпуса затонувшего судна груза, не требующего балансировки;

удалять наносы из корпуса затонувшего судна;

проводить аварийно-спасательные работы в сложных условиях;

выполнять аварийные работы по устранению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

выполнять термическую резку элементов подводных конструкций;

обслуживать водолазные барокамеры;

знать:

правила организации и выполнения водолазных спусков в автономном и шланговом снаряжении на глубинах до 50 метров;

устройство и правила эксплуатации водолазных барокамер;

приемы и способы разработки подводного грунта, подсыпки и равнения подводных постелей, выправки и подбивки рельсовых путей судоподъемных сооружений;

правила установки и стыковки водозаборных и водовыпускных оголовков;

правила установки блоков и массивов;

технологию выполнения работ по подводному строительству;

правила работы с гидромонитором и эжектором;

способы работы с пневматическим и гидравлическим инструментом;

приемы производства слесарных, плотничных и такелажных работ;

приемы укладки бетона под водой;

технологию проведения термической резки под водой;

способы выявления неисправностей и примы проведения предупредительного ремонта водолазного снаряжения и средств обеспечения водолазных спусков;

устройство контрольно-измерительных приборов и инструментов, применяемых при работе под водой.

МДК.02.01. Технология выполнения аварийных, подводно-технических и судоподъемных водолазных работ

ОК 1 - 7

ПК 2.1 - 2.5

ПМ.03

Обеспечение безопасности жизнедеятельности на судне и других плавсредствах

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт;

действий при пожарах на судне;

действий при аварии на судне;

действий при оставлении судна;

подбора людей, плавающих на воде в коллективное спасательное средство;

использования спасательных шлюпок, спасательных плотов и иных спасательных средств и их снабжения;

действий при оказании первой помощи спасаемым;

уметь:

действовать в пределах своих обязанностей при авариях на судне;

применять средства и системы пожаротушения;

пользоваться противопожарным оборудованием и снабжением;

осуществлять временную заделку повреждений корпуса судна, подкрепления переборок, люков, горловин;

использовать индивидуальные и коллективные спасательные средства;

действовать при оставлении судна;

действовать по тревоге "человек за бортом";

правильно надевать спасательный жилет, гидротермокостюм, прыгать в воду с высоты; подниматься в спасательном жилете на коллективное спасательное средство из воды;

возвратить перевернутый спасательный плот в нормальное положение;

понимать маркировку на спасательных шлюпках и плотах относительно расчетного количества людей;

правильно подавать команды по спуску и занятию мест в спасательных шлюпках и плотах, отходу от судна, их управлению и оставлению;

подготовить и благополучно спустить на воду спасательную шлюпку или плот и быстро отойти от борта судна;

оказать помощь получившим телесное повреждение во время и после оставления судна;

грести и управлять спасательными шлюпками и плотами;

пользоваться сигнальной техникой, включая пиротехнические средства;

пользоваться переносной радиоаппаратурой для спасательных шлюпок и плотов;

применять способы выживания на воде;

предпринимать все возможные меры предосторожности для предотвращения загрязнения водной среды, особенно в тех случаях, где это предусмотрено соответствующими международными и портовыми правилами;

знать:

свои обязанности в аварийной обстановке;

основные принципы пожаротушения;

приемы оказания первой помощи,

правила обращения с индивидуальными спасательными средствами;

типы возможных аварийных ситуаций:

столкновение, пожар, посадка на мель, кораблекрушение;

принципы выживания, включая: значение подготовки и учений; необходимость быть в состоянии готовности к любой аварийной ситуации; действия при вывозе к месту нахождения спасательных шлюпок и плотов; действия по команде "оставить судно"; действия при нахождении в воде; действия на борту спасательной шлюпки и плота; основные опасности, угрожающие оставшимся в живых;

обязанности по тревогам, включая знание различия сигналов шлюпочной и пожарной тревоги;

типы судового штатного спасательного снабжения;

конструкцию и оборудование спасательных шлюпок и плотов и предметы их снабжения;

характеристики и приспособления спасательных шлюпок и плотов;

приемы спуска спасательных шлюпок и плотов при волнении;

действия после оставления судна;

управление спасательными шлюпками и плотами в свежую погоду;

использование фалиня, морского плавучего якоря и прочих предметов снабжения;

рационы пищи и питьевой воды в спасательных шлюпках и плотах;

приемы спасания при помощи вертолетов;

применение аптечки первой помощи;

радиоаппаратуру спасательных шлюпок и плотов, включая аварийные радиобуи;

эффект переохлаждения и средства его предупреждения, использование защитных одеял и одежды;

использование аварийных шлюпок и моторных спасательных шлюпок для сбора спасательных плотов и спасания людей, оставшихся в живых или оказавшихся за бортом;

приемы выбрасывания спасательных шлюпок и плотов на берег;

основные положения по охране человеческой жизни, безопасности судна, груза и порта, а также защите водной среды

МДК.02.01. Безопасность жизнедеятельности на судне и других плавсредствах

ОК 1 - 7

ПК 3.1 - 3.5

ФК.00

Физическая культура

В результате освоения раздела обучающийся должен:

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни

80

40

ОК 2

ОК 3

ОК 6

ОК 7

Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией)

216

144

Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС

1080

720

УП.00

Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

19 нед./39 нед.

684/1404

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.3

ПК 2.1 - 2.4

ПК 3.1 - 3.5

ПП.00

Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 391)

(см. текст в предыдущей редакции)

ПА.00

Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

1 нед./2 нед.

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 391)

(см. текст в предыдущей редакции)

ГИА.00

Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

1 нед./2 нед.

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 391)

(см. текст в предыдущей редакции)