4.2. Классификатор объектов социальной инфраструктуры по уровню доступности для инвалидов: технология комплексной оценки и определения необходимых мероприятий по адаптации

Анализ действующих документов в проектировании и строительстве (Приложение Е) и их актуализированных версий (проектов документов, разработанных с учетом требований международных стандартов и требований Конвенции "О правах инвалидов"), а также российского и зарубежного опыта по оценке состояния доступности объектов и услуг явился основой для разработки технологии оценки состояния доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) и предоставляемых им услуг, а также направлений и видов работ по адаптации ОСИ с учетом потребностей инвалидов.

В основу сводной оценки положены параметры доступности основных структурно-функциональных зон и планировочных элементов этих зон в соответствии с требованиями нормативных документов в строительстве (с учетом основных критериев для различных категорий инвалидов: с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе при передвижении на кресле-коляске; с нарушениями зрения; нарушениями слуха; нарушениями умственного развития).

При оценке параметров доступности учитываются в первую очередь требования СНиП 35-01-2001, согласно которому "проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать:

- досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;

- безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда;

- своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе;

- удобство и комфорт среды жизнедеятельности".

Необходимость безусловного исполнения требований досягаемости и безопасности, как подчеркивалось выше, указана в ст. 30 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Более подробные характеристики каждого из описанных критериев доступности представлены в пункте 1.7 СП 35-101-2001:

"Повышение качества архитектурной среды достигается при соблюдении доступности, безопасности, удобства и информативности зданий для нужд инвалидов и других МГН без ущемления соответствующих прав и возможностей других людей, находящихся в этих зданиях.

По степени значимости перечисленные критерии имеют следующий порядок приоритетов:

1) доступность; 2) безопасность; 3) информативность; 4) комфортность (удобство).

1. Критерий доступности содержит требования:

- беспрепятственного движения по коммуникационным путям, помещениям и пространствам;

- достижения места целевого назначения или обслуживания и пользования предоставленными возможностями;

- возможности воспользоваться местами отдыха, ожидания и сопутствующего обслуживания.

2. Под безопасностью понимается создание условий проживания, посещения места обслуживания или труда без риска быть травмированным каким-либо образом или причинить вред своему имуществу, а также нанести вред другим людям, зданию или оборудованию.

Основными требованиями критерия безопасности являются:

- возможность избежать травм, ранений, увечий, излишней усталости и т.п. из-за свойств архитектурной среды зданий (в том числе используемых отделочных материалов);

- возможность своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска;

- отсутствие плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения;

- предупреждение потребителей о зонах, представляющих потенциальную опасность;

- пожарная безопасность.

3. Информативность обеспечивает разностороннюю возможность своевременного получения, осознания информации и соответствующего реагирования на нее.

Требования критерия информативности включают в себя:

- использование средств информирования, соответствующих особенностям различных групп потребителей;

- своевременное распознавание ориентиров в архитектурной среде общественных зданий;

- точную идентификацию своего места нахождения и мест, являющихся целью посещения;

- возможность эффективной ориентации - как в светлое, так и в темное время суток;

- возможность иметь непрерывную информационную поддержку на всем пути следования по зданию.

Размещение и характер исполнения элементов информационного обеспечения должны учитывать:

- расстояние, с которого сообщение может быть эффективно воспринято;

- углы поля наблюдения, удобные для восприятия зрительной информации;

- ясное начертание и контрастность, а при необходимости - рельефность изображения;

- соответствие применяемых символов или пластических приемов общепринятому значению;

- исключение помех восприятию информационных средств (бликование указателей, слепящее освещение, совмещение зон действия различных акустических источников, акустическая тень).

4. Уровень комфортности архитектурной среды в проекте оценивается как с физической, так и с психологической позиций.

Критерий комфортности (удобства) содержит следующие основные требования:

- создание условий для минимальных затрат и усилий МГН на удовлетворение своих нужд;

- обеспечение своевременной возможности отдыха, ожидания и дополнительного обслуживания, обеспечение условий для компенсации усилий, затраченных на движение и получение услуги;

- сокращение времени и усилий на получение необходимой информации.

Нижним пределом комфортности (удобства) следует считать уровень условий, при которых получение или предоставление необходимой информации не может быть признано дискомфортным (неудобным).

Повышение комфортности рекомендуется осуществлять путем: сокращения необходимого пути и времени для получения на одном месте нескольких услуг, увеличения числа мест отдыха, получения заблаговременно нужной информации, применения необходимого и эргономичного оборудования и др.".

Указанные критерии должны учитываться не только при вынесении решения о состоянии доступности, но и при разработке проектов решений по адаптации объектов. Подтверждением этому тезису является тот факт, что в СП 31-102-99 (актуализированном в 2009 году) критерии досягаемости, безопасности, информативности и комфортности (удобства) описаны в разделе (5) "Направления адаптации".

В разделе 3 Методики описана организация, порядок работы по паспортизации ОСИ и ее документационное оформление (Приложение А). Формируемые на этапах работы по паспортизации ОСИ и услуг документы фактически содержат технологию оценки состояния доступности ОСИ, а также технологию выработки решения по его адаптации.

В данном случае применен организационно-технологический прием последовательного сбора и наполнения информации об ОСИ: от получения сведений путем анкетирования (сбора информации об ОСИ) от руководителя организации, расположенной на объекте, до последующей объективизации этой информации в процессе обследования ОСИ рабочей группой - с оценкой состояния доступности основных структурно-функциональных зон и функционально-планировочных элементов объекта и разработкой проекта решения по его адаптации (при необходимости - организация согласования этого проекта решения). Итоговая информация о каждом объекте размещается в Паспорте доступности ОСИ; сводные данные ложатся в основу разработки проекта управленческого решения - проекта Адресной программы (плана) мероприятий по адаптации. Конкретные виды работы, отраженные в указанной программе (плане), соответствуют решениям, отраженным в разделе 4 "Управленческое решение (проект)" в Акте обследования ОСИ, а также в аналогичных разделах Паспорта доступности ОСИ и Реестра ОСИ.

В каждом из заполняемых в процессе паспортизации ОСИ документов, представленных в Приложении А: Паспорте доступности ОСИ (Приложение А.2), Анкете (информации об ОСИ) к паспорту доступности ОСИ (Приложение А.3) и Акте обследования объекта ОСИ к паспорту доступности ОСИ (Приложение А.4) - представлен раздел 3 "Состояние доступности объекта". В нем последовательно заполняются пункты и подпункты:

3.1. Путь следования к объекту пассажирским транспортом (описывается маршрут движения с использованием пассажирского транспорта); наличие адаптированного пассажирского транспорта к объекту;

3.2. Путь к объекту от ближайшей остановки пассажирского транспорта:

3.2.1. Расстояние до объекта от остановки транспорта (м);

3.2.2. Время движения (пешком) в минутах;

3.2.3. Наличие выделенного от проезжей части пешеходного пути (да, нет);

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

3.2.5. Наличие перекрестков: нерегулируемых; регулируемых, со звуковой сигнализацией, таймером;

3.2.6. Наличие информации на пути следования к объекту (акустической, тактильной, визуальной);

3.2.7. Наличие перепадов высоты на пути движения; описание их обустройства для инвалидов на коляске.

Затем проводится оценка варианта организации доступности (формы обслуживания) на объекте, результаты которой заносятся в пункт 3.3 Акта обследования ОСИ, который представлен в таблице 6. В таблице сопоставляются два основных параметра:

- вариант организации доступности объекта (форма обслуживания);

- категория инвалидов (по основным видам нарушений).

Варианты организации доступности оцениваются с учетом требований СП 35-101-2001 и СП 31-102-99 следующим образом:

- вариант "А" - доступность всех зон и помещений (универсальная);

- вариант "Б" - выделены для обслуживания инвалидов специальные участки и помещения;

- вариант "ДУ" - обеспечена условная доступность: помощь сотрудника организации на объекте либо услуги представляются на дому или дистанционно;

- "ВНД" - временно недоступно: доступность не организована.