Документ не применяется. Подробнее см. Справку

5. Заключительные положения

В целях обсуждения с субъектами предпринимательской и иной деятельности проект настоящего заключения был направлен письмом Минэкономразвития России от 4 апреля 2013 г. N Д26и-351 в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Общероссийскую общественную организацию "Российский союз промышленников и предпринимателей", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия", Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Консультативный совет по иностранным инвестициям, Российско-Германскую внешнеторговую палату. Поступившие в Министерство экономического развития Российской Федерации в срок отзывы, замечания и предложения в отношении настоящего проекта заключения были рассмотрены и учтены при доработке проекта заключения.

По результатам проведенной экспертизы нормативного акта Минэкономразвития России пришло к выводу о наличии в Положениях, утвержденных нормативным актом, норм, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.

В соответствии с пунктом 3 Постановления N 633 Минэкономразвития России считает необходимым внести в Министерство юстиции Российской Федерации предложения о рассмотрении необходимости внесения следующих изменений в редакции Положений, утвержденных нормативным актом.

Предложения о внесении изменения в Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору:

а) привести положения нормативного акта в соответствие с полномочиями Ростехнадзора, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 г. N 303 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации" в части распространения его норм исключительно на проведение аттестации специалистов поднадзорных Ростехнадзору организаций в области обеспечения химической безопасности. Положение-2 исключить из редакции нормативного акта;

б) исключить пункт 21 из редакции Положения-1 с одновременной доработкой указанного Положения-1 в части установления требования о прохождении аттестации руководителями организаций и их заместителями, в должностные обязанности которых входят вопросы обеспечения безопасности работ, членами аттестационных комиссий организаций в ТАК (вне зависимости от количества работников организации, поднадзорной Ростехнадзору) либо в ЦАК (по решению Председателя ЦАК или его заместителя на основании обращения поднадзорной организации). При этом представляется целесообразным дополнить редакцию Положения нормой, согласно которой аттестация вышеуказанных лиц может производиться в ТАК по месту нахождения организации или по месту эксплуатации опасных производственных объектов на усмотрение организации;

в) доработать пункт 22 Положения-1 в части установления конкретного срока рассмотрения аттестационными комиссиями Ростехнадзора обращений о проведении аттестации работников поднадзорных организаций;

г) установить в Положении-1 четкое определение понятия "организация" для целей применения нормативного акта. Помимо непосредственно юридических лиц в качестве организаций, для целей применения нормативного акта представляется целесообразным рассматривать также филиалы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В качестве альтернативного варианта решения возникшей проблемы рассмотреть возможность закрепления в пункте 18 Положения-1 норм, предусматривающих возможность создания в организации нескольких аттестационных комиссий, возглавляемых руководителями организации, под которыми для целей применения нормативного акта понимаются, в том числе, руководители филиалов;

д) доработать нормативный акт с целью включения положений, устанавливающих, что члены аттестационных комиссий организаций, которые уже прошли аттестацию в территориальных аттестационных комиссиях Ростехнадзора до даты вступления в силу приказа N 714, не подлежат внеочередной аттестации;

е) доработать пункт 20 Положения-1 в части исключения нормы об аттестации в аттестационных комиссиях Ростехнадзор "иных лиц по решению председателя ЦАК или его заместителя" или в части установления закрытого перечня лиц, подлежащих аттестации, критериев принятия решения председателя ЦАК или его заместителя по определению таких лиц и необходимости их аттестации, а также в части подтверждения права специалистов поднадзорных организаций (не имеющих собственных аттестационных комиссий), не упомянутых в пунктах 20 и 21 Положения-1, проходить аттестацию в ТАК;

ж) доработать пункт 12 Положения-1 в части установления обоснованного перечня случаев проведения первичной аттестации специалистов. При этом целесообразно в качестве основания для проведения первичной аттестации установить не изменение должностных обязанностей, а изменение областей (объемов) аттестации, определенных должностными обязанностями;

з) установить единый срок для прохождения периодической аттестации один раз в пять лет;

и) доработать пункт 15 Положения-1 в части определения условий для назначения внеочередной аттестации руководителей и/или лиц, на которых возложена ответственность за безопасное ведение работ на объекте, на котором произошли авария или несчастный случай со смертельным исходом. Определить необходимость внеочередной аттестации в ЦАК при выявлении нарушений установленных требований безопасности (входящих в компетенцию Ростехнадзора), допущенных указанными лицами и подтвержденных актами расследования аварии или несчастного случая;

к) уточнить, являются ли идентичными понятия "проверка знаний" и "аттестация" (пункты 14, 15, 24 Положения-1), дать определение понятиям "область аттестации", "отдельный экзамен" (пункт 4 Положения-1);

л) исключить последний абзац пункта 2 Положения-1 как создающий избыточные обязанности и выходящий за рамки регулирования нормативного акта, а в отдельных случаях за пределы компетенции Ростехнадзора;

м) исключить пункт 14 Положения-1, предусматривающий проведение внеочередной проверки знаний всех действующих нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, устанавливающих требования безопасности, после ввода в действие новых нормативных правовых актов и нормативно-технических документов.

Кроме того, разработчику нормативного акта необходимо учесть предложения субъектов предпринимательской деятельности, представленные в настоящем заключении. Дополнительно отмечаем, что разработчику нормативного акта следует проанализировать отзывы субъектов предпринимательского сообщества, способствующие улучшению отдельных положений нормативного акта, представленные в Сводной таблице замечаний и предложений субъектов предпринимательской деятельности в отношении нормативного акта, приведенной в Справке о результатах публичных консультаций (Приложение N 2) и не учтенные в настоящем заключении.

О.В.ФОМИЧЕВ