3. Соотношение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 или 2 статьи 14.43 КоАП и частью 1 статьи 14.8 КоАП или статьей 14.5 КоАП

Анализ судебной практики свидетельствует, что суды, как правило, применяют статью 14.43 КоАП при квалификации административных правонарушений в том случае, если обязательные требования к информации для потребителя изложены в техническом регламенте, полагая, что статья 14.43 КоАП является специальной по отношению к части 1 статьи 14.8 и статье 14.5 КоАП. Большинство судов таким же образом квалифицируют административные правонарушения, если обязательные требования к информации о продукции изложены в санитарных правилах и ГОСТах в их взаимосвязи с санитарными правилами, при этом обоснованно полагая, что указанные нормативные правовые акты, принятые федеральными органами исполнительной власти, действуют до вступления в силу соответствующего технического регламента.

Проблема с квалификацией административных правонарушений возникает в том случае, если на продукцию отсутствует технический регламент или санитарно-эпидемиологические требования, изложенные в санитарных правилах, либо на момент выявления административного правонарушения у Роспотребнадзора отсутствовали полномочия по осуществлению государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза. Имеется несколько судебных актов об отказе в привлечении субъектов к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП в связи с неправильной, по мнению суда, квалификацией административного правонарушения.

Так, Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2012 отменено решение Арбитражного суда Иркутской области от 10.10.2012 по делу N А19-15781/2012 о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП. Существо правонарушения заключалось в реализации индивидуальным предпринимателем населению обуви при отсутствии информации, необходимость наличия которой предусмотрена статьей 9 Технического регламента Таможенного союза 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 876; пунктами 11, 12, 19 и 46 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила продажи отдельных видов товаров); статьей 10 Закона о защите прав потребителей; ГОСТ 7296-81 "Обувь. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение"; ГОСТ 26167-2005 "Обувь повседневная из синтетических и искусственных кож. Технические условия".

Обстоятельствами, послужившими основанием для отмены решения суда первой инстанции, явились следующие факты:

- в момент выявления административного правонарушения у Роспотребнадзора отсутствовали полномочия по осуществлению государственного надзора за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза, нарушение которого вменяется в вину индивидуальному предпринимателю, следовательно, факт нарушения этого технического регламента не доказан;

- требования ГОСТ с момента вступления в силу соответствующего технического регламента Таможенного союза подлежат исполнению исключительно на добровольной основе, следовательно, на субъекта недопустимо возлагать ответственность за их нарушение;

- нарушения статьи 10 Закона о защите прав потребителей и пунктов 11, 12, 19 и 46 Правил продажи отдельных видов товаров образуют составы административных правонарушений, предусмотренных другими нормами КоАП, рассмотрение которых не подведомственно арбитражному суду. В данном случае суд имел в виду часть 1 статьи 14.8 и статью 14.5 КоАП.

Близкое к этому суждение изложено и в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 05.02.2013 по делу N А46-26115/2012, которым отменены решение Арбитражного суда Омской области от 27.08.2012 о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП и Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2012, оставившее решение суда первой инстанции без изменения.

В данном деле существо правонарушения заключалось в продаже индивидуальным предпринимателем населению детской одежды без маркировочных ярлыков или при отсутствии на маркировочных ярлыках информации об изготовителе, его адресе и дате выработки изделия, что является нарушением статьи 10 Закона о защите прав потребителей; пункта 1.3 ГОСТ 10581-91 "Изделия швейные. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение"; статьи 9 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности" ТР ТС 017/2011.

Отменяя судебные акты, суд кассационной инстанции помимо оснований, описанных в предыдущем примере, указал на то обстоятельство, что к моменту совершения индивидуальным предпринимателем правонарушения, то есть 17.07.2012, уже вступил в силу специальный технический регламент Таможенного союза ТР ТС 007/2011 "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков", который распространяется в том числе на одежду и изделия из текстильных материалов и кожи, на изделия трикотажные, предназначенные для детей. В соответствии с этим техническим регламентом маркировка продукции с информацией о наименовании, месте нахождения изготовителя и дате изготовления может быть нанесена как на ярлык, так и на само изделие, на этикетку, прикрепляемую к изделию, или упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.

Следует отметить, что выводы судов об отсутствии у Роспотребнадзора полномочий по осуществлению государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и в связи с этим недоказанности факта нарушения индивидуальными предпринимателями требований технических регламентов в части информации для потребителей, являются, по мнению Роспотребнадзора, необоснованными.

Позиция Роспотребнадзора по рассматриваемому вопросу заключается в следующем.

В силу части 2 статьи 40 Закона о защите прав потребителей федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и включает в себя, в числе прочих направлений:

- организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей;

- организацию и проведение проверок соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, установленным в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства от 02.05.2012 N 412 утверждено Положение о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей (далее - Положение).

В силу пунктов 3, 4 Положения федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а должностными лицами органа государственного надзора, уполномоченными осуществлять федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, являются, в том числе, руководитель территориального органа, его заместители; руководители структурных подразделений территориального органа, их заместители, иные государственные гражданские служащие, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

В соответствии с пунктами 7 Положения при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, в числе прочих мероприятий, проводится оценка соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей.

В силу пункта 9 Положения при выявлении нарушений законодательства в области защиты прав потребителей орган государственного надзора принимает меры, предусмотренные Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", Федеральным законом "О техническом регулировании", Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, Правительство Российской федерации еще в мае 2012 года наделило Роспотребнадзор и, соответственно, должностных лиц его территориальных органов полномочиями по организации и проведению проверок соответствия товаров обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей. Такие проверки являются составной частью федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.