4. Сценарии развития энергетического машиностроения

Сценарии развития российского энергетического машиностроения зависят от наличия, уровня и методов поддержки отрасли государством. Анализ перспектив развития отрасли показал наличие трех вариантов.

В настоящее время в энергетическом машиностроении действуют следующие факторы:

- рост внутреннего спроса на продукцию энергетического машиностроения опережающими темпами по сравнению с возможностями промышленного производства;

- неудовлетворительное состояние и технологический уровень основных производственных фондов предприятий энергетического машиностроения, прежде всего по обеспечению заготовками и поковками, оказывающий непосредственное влияние на качество и себестоимость выпускаемой продукции;

- техническое отставание продукции энергетического машиностроения, вызванное недостаточными инвестициями в НИОКР по разработке перспективной высокопроизводительной продукции и ключевых комплектующих;

- недостаток квалифицированных кадров, способных обеспечить инновационное развитие энергетического машиностроения.

В качестве возможных вариантов решения проблем в энергетическом машиностроении предлагаются следующие:

- эволюционный вариант, при реализации которого осуществляется прямое инвестирование финансовых ресурсов в энергетическое машиностроение при сохранении существующих механизмов формирования и внедрения новейших технологий. Данный вариант характеризуется процессом проведения исследований и последующей реализации различных вариаций технико-экономического развития энергетического машиностроения, конкурентный отбор одной технологии из нескольких альтернативных и самоорганизация отрасли для развития уже отобранной технологии. Преимуществами данного варианта являются отработанность сложившейся системы управления, снижение издержек управления, возможный эффект в среднесрочной перспективе, а рисками - недостаточность бюджетных средств для решения поставленных задач, длительный срок отбора и освоения инновационных технологий, падающая эффективность при росте сложности поставленных задач, формализация инновационного процесса, сужение базы для долгосрочного развития;

- инвестиционный вариант, при реализации которого осуществляется формирование в компаниях, разрабатывающих и производящих оборудование энергетического машиностроения, четко определенных центров компетенции и развитие их научно-технологической базы за счет инвестиций. Данный вариант характеризуется процессом образования на базе ведущих отраслевых предприятий-разработчиков и производителей отраслевых институтов (центров компетенции) по направлениям технологий энергетического машиностроения, задача которых состоит в разработке высокоэффективной конкурентоспособной продукции и последующей передаче технической документации на дружественные предприятия-производители для освоения серийного производства и внедрения на предприятиях электроэнергетики. Инвестирование средств в создание высокоэффективного и конкурентоспособного оборудования энергетического машиностроения осуществляется путем научно-технического развития отраслевых институтов (центров компетенции) по направлениям технологий, разработки на их базе инновационного оборудования энергетического машиностроения, внедрения головных (пилотных) образцов на предприятиях электроэнергетики и серийного производства созданного оборудования на дружественных предприятиях-производителях. Преимуществами данного варианта являются отсутствие размытости научно-технологического потенциала отдельных предприятий, разрабатывающих и производящих оборудование энергетического машиностроения, для долгосрочного развития, возможность реализации отдельных прорывных направлений научно-технического развития, а рисками - некорректность выбора направлений инвестиций, отказ предприятий электроэнергетики от покупки результатов реализации инвестиционных проектов, несоответствие выбранных решений государственным задачам, неэффективность использования предприятиями электроэнергетики нового оборудования энергетического машиностроения;

- партнерский вариант, при реализации которого осуществляется развитие механизмов государственно-частного партнерства в части разработки и передачи инновационных технологий энергомашиностроения в электроэнергетику, привлечение электроэнергетических компаний, а также новых инвесторов, частного бизнеса к участию в реализации инвестиционных проектов в сочетании с усилением их роли в выработке и принятии решений. Данный вариант характеризуется процессом формирования и развития организационных структур государственно-частного партнерства (консорциумов), которые обеспечивают реализацию инвестиционных проектов на протяжении всего периода от создания до внедрения оборудования энергетического машиностроения, при этом государство в организационных структурах партнерства имеет определяющую и направляющую роль, осуществляемую путем управления интеллектуальной собственностью, создаваемой за счет средств федерального бюджета, а также применением мер государственного регулирования и государственной поддержки, при этом предприятия электроэнергетики в свою очередь принимают на себя обязательства (опционы) внедрения головных (пилотных) образцов оборудования энергетического машиностроения. Преимуществами данного варианта являются расширение круга инновационно-активных предприятий электроэнергетической отрасли, рост внебюджетного софинансирования, усиление координации проводимых разработок и, как следствие, сокращение сроков разработки нового оборудования, повышение вероятности успешного внедрения инвестиционных проектов, рациональность выбора направлений разработок, а рисками - длительное время, необходимое для отработки новых механизмов, усложнение системы управления и контроля мероприятий, направленных на реализацию Стратегии, рост издержек управления инвестиционными проектами по развитию энергетического машиностроения.

При реализации данной Стратегии отдается предпочтение партнерскому варианту.

В рамках реализации партнерского сценария предусматривается опережающий рост затрат на НИОКР за счет средств федерального бюджета, обусловленный необходимостью первоочередной разработки бизнес-планов и технических проектов на технологии и технические средства, создаваемые в рамках инвестиционных проектов по созданию высокотехнологичного конкурентоспособного оборудования энергетического машиностроения.

В дальнейшем вариант эволюционного развития рассматриваться не будет как неприемлемый в условиях отсутствия необходимого объема бюджетных средств и дефицита времени на его реализацию.