Цель Стратегии

Цель Стратегии:

- определение приоритетных направлений развития энергетического машиностроения на среднесрочную и долгосрочную перспективу и путей их реализации;

- выработка согласованных действий органов государственной власти различных уровней и бизнеса по ключевым направлениям развития энергетического машиностроения в среднесрочной и долгосрочной перспективе;

- определение перспективных направлений по разработке и корректировке законодательной и нормативной правовой базы развития энергетического машиностроения;

- разработка комплекса мер, направленных на создание и внедрение на предприятиях электроэнергетики новых образцов конкурентоспособного унифицированного инновационного оборудования энергетического машиностроения, которое по своим техническим и эксплуатационным характеристикам обеспечит конкурентоспособность на мировом рынке оборудования энергетического машиностроения, импортозамещение и повышение энергетической безопасности и эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и функционирования электроэнергетического комплекса России.

В рамках реализации настоящей Стратегии должны быть решены следующие задачи:

1. Создание системы инновационного развития электроэнергетики на основе научно-технического и инновационного потенциала отечественного энергетического машиностроения и применения механизмов государственно-частного партнерства.

2. Создание конкурентоспособной новой техники и технологий для решения стратегических задач развития электроэнергетики, обеспечивающих безопасную и надежную работу ЕЭС России.

3. Преодоление технологического отставания российского энергетического машиностроения от ведущих мировых производителей на основе освоения инновационных разработок высокотехнологичного энергоэффективного оборудования и модернизации предприятий энергетического машиностроения.

4. Создание организационной и технологической инфраструктуры, способствующей эффективному созданию и внедрению новой техники и технологий для решения стратегических задач развития электроэнергетики.

5. Создание и развитие сети инжиниринговых центров энергетического машиностроения для обеспечения комплексного подхода в процессе создания и внедрения высокотехнологичного оборудования для электроэнергетики в рамках инвестиционных проектов.

6. Максимальная локализация на отечественных предприятиях производства оборудования энергетического машиностроения, выпускаемого по лицензиям иностранных производителей или в рамках совместных предприятий с иностранным участием.

7. Создание оборудования для новых высокоэффективных экологически чистых технологий для производства электрической и тепловой энергии.

8. Повышение надежности, живучести, управляемости и эффективности электроэнергетики, в т.ч. создание высокотехнологичного оборудования и программно-аппаратных средств для современных интеллектуальных электроэнергетических систем.

9. Создание техники и технологий для осуществления эффективных энергосберегающих мероприятий, снижения потерь электроэнергии в электрических и тепла в тепловых сетях.

10. Развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры энергетического машиностроения в целях ускорения процесса разработки и внедрения новых образцов оборудования.

11. Создание и внедрение современных систем диагностики и мониторинга технологического оборудования на объектах электроэнергетики.

12. Внедрение системы подготовки и повышения квалификации кадров для предприятий энергетического машиностроения.

13. Реализация приоритетных направлений научно-технического прогресса в энергетическом машиностроении, определенных в Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2030 года и Генсхеме.

14. Совершенствование нормативной правовой базы в области энергетического машиностроения.

15. Развитие системы технического регулирования в энергетическом машиностроении.

Для выполнения указанных задач в рамках реализации Стратегии должны быть осуществлены следующие меры:

- повышение эффективности таможенного администрирования и оперативности применения мер таможенно-тарифного регулирования, включая корректировку ввозных пошлин на технику и оборудование энергетического машиностроения, аналоги которой производятся в России;

- создание условий для увеличения объемов долгосрочного кредитования российских предприятий энергетического машиностроения;

- совершенствование действующей системы лизинга технологического оборудования для технического перевооружения предприятий энергетического машиностроения;

- расширение практики кредитования финансовыми институтами развития инвестиционных проектов развития новых производств на предприятиях энергетического машиностроения;

- создание условий для роста инвестиций в обновление основных фондов и технологическую модернизацию предприятий энергетического машиностроения за счет совершенствования амортизационной политики, включая внедрение механизмов ускоренной амортизации;

- использование механизмов налогового стимулирования в рамках реализации приоритетных направлений промышленной политики в области энергетического машиностроения;

- стимулирование реализации проектов, связанных с внедрением инновационных разработок, ресурсо- и энергосберегающих технологий, техническим и технологическим перевооружением предприятий энергетического машиностроения;

- содействие разработке новой конкурентоспособной продукции энергетического машиностроения в рамках решения задачи по повышению энергоэффективности российской экономики;

- государственная поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке базовых и прорывных технологий энергетического машиностроения, соответствующих требованиям рынка и стратегиям развития электроэнергетики;

- развитие механизмов государственно-частного партнерства, включая разработку и реализацию важнейших инновационных проектов в области энергетического машиностроения;

- обеспечение поддержки российского экспорта промышленной продукции энергетического машиностроения, в том числе путем субсидирования процентных ставок по кредитам.

Реализация Стратегии будет осуществлена в три этапа:

I этап (2010 - 2016 годы) - формирование системы инновационного развития электроэнергетики на основе научно-технического и инновационного потенциала отечественного энергетического машиностроения, техническое перевооружение предприятий энергетического машиностроения для выпуска конкурентоспособной на внутреннем рынке унифицированной энергомашиностроительной продукции.

II этап (2017 - 2020 годы) - освоение серийного выпуска конкурентоспособной на мировом рынке энергомашиностроительной продукции.

III этап (2021 - 2030 годы) - удовлетворение внутренних потребностей рынка в энергомашиностроительной продукции, завоевание 15% мирового рынка энергомашиностроительной продукции.

Целевые индикаторы и показатели реализации Стратегии приведены в Приложении N 1.

В результате реализации Стратегии будут достигнуты следующие показатели:

1. Доля проектов энергоблоков с использованием зарубежного основного энергетического оборудования должна составить: к 2015 году - не более 40%, к 2020 году - не более 30%, к 2025 году - не более 10% с учетом необходимости проведения технического перевооружения предприятий энергетического машиностроения под выпуск конкурентоспособной продукции.

В дальнейшей перспективе до 2030 года доля энергоблоков, строящихся с использованием высокотехнологичного зарубежного оборудования, должна поддерживаться на уровне 10 - 15%.

2. Объем экспорта энергетического оборудования российского производства в натуральном выражении должен составить (в пересчете на мощность) к 2012 году - не менее 3 ГВт в год, к 2015 году - не менее 4,5 ГВт в год, к 2020 году - не менее 10 ГВт в год.

По мере возвращения утраченных рынков, традиционных для советского периода, российские энергомашиностроительные компании будут наращивать свое присутствие и на новых рынках. В совокупности с общей тенденцией к увеличению мощности мировых энергетических систем объемы экспорта в 2030 году должны достигнуть уровня 15% мирового рынка энергомашиностроительной продукции.

3. Российское энергетическое машиностроение должно достигнуть следующих показателей:

3.1. К 2016 году:

- перейти на преимущественную поставку отечественных материалов и заготовок для нужд энергомашиностроения;

- промышленное освоение, включая полномасштабные испытания и доработку на собственных испытательных стендах, усовершенствованных газотурбинных установок (ГТУ) мощностью 65 - 110 - 270 - 350 МВТ и парогазовых установок (ПГУ) на природном газе с повышением их коэффициента полезного действия (КПД) до 60 %;

- разработка и освоение модульных одновальных ПГУ-ТЭЦ мощностью 40 - 100 - 170 МВт и удельной выработкой на тепловом потреблении 1200 - 1500 кВтч/Гкал с коэффициентом использования топлива 85 - 86%;

- промышленное освоение передовых технологий производства котлов-утилизаторов для ПГУ;

- промышленное освоение производства котлов с циркулирующим кипящим слоем мощностью до 330 МВт;

- продление межремонтного ресурса "горячих" деталей ГТУ до 30 тыс. ч для повышения готовности и снижения затрат на капитальный ремонт;

- промышленное применение ПГУ с внутрицикловой газификацией угля и КПД нетто на уровне 50%;

- освоение производства гидроэнергоагрегатов с расширенными диапазонами регулирования частоты вращения;

- освоение серийного строительства АЭС типа ВВЭР-1200;

- освоение производства тихоходных турбин для АЭС;

- разработка и освоение тепловых насосов и типовых технических решений по использованию возобновляемых источников низкопотенциального тепла с коэффициентом преобразования 4-5 в системах теплоснабжения.

3.2. К 2020 году:

- промышленное освоение паросиловых угольных энергоблоков на параметры пара 30 МПа, 600 - 620 °С. Освоение первых паросиловых угольных энергоблоков на параметры пара 35 МПа, 700 - 720 °С;

- освоение демонстрационной гибридной установки малой мощности с ГТУ и высокотемпературными топливными элементами, с КПД при работе на природном газе 65 - 70%;

- освоение производства коммерческих быстрых реакторов типа БН.

В целом за период до 2030 года, в соответствии с "Основными положениями (Концепцией) технической политики в электроэнергетике России на период до 2030 г.", разработанными РАО "ЕЭС России" совместно с РАН и профильными НИИ в 2008 году, следует достигнуть следующих ориентиров:

- опытно-промышленное освоение гибридных установок с ГТУ и высокотемпературными топливными элементами, с КПД при работе на природном газе 70 - 75% и на угле (после газификации) 60 - 65%;

- опытно-промышленное освоение энергетических установок, реализующих различные технологии вывода из их циклов CO2;

- промышленное освоение ПГУ с комбинированным производством электроэнергии и водорода из угля;

- энерготехнологические установки с получением искусственного жидкого топлива.

4. Снижение уровня износа основных фондов в отрасли: к 2012 году - не более 50%, к 2015 году - не более 45%, к 2020 году - не более 40%.

Столь интенсивное снижение среднего уровня износа основных фондов связано с необходимостью коренного технического перевооружения отрасли. В дальнейшем темпы обновления основных фондов целесообразно снизить с тем, чтобы к 2030 году обеспечить и далее поддерживать износ основных производственных фондов на среднем уровне - около 50%.

5. В энергетическом машиностроении будет создана система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для обеспечения процесса разработки, производства и сервисного обслуживания высокотехнологичного оборудования. Всего в период 2010 - 2020 гг. должно быть подготовлено не менее 500 специалистов в области энергетического машиностроения, не менее 1600 специалистов должны пройти переподготовку и курсы повышения квалификации кадров для обеспечения создания высокотехнологичного инновационного оборудования энергетического машиностроения.

6. Будет обеспечено взаимодействие энергетических, энергомашиностроительных, инжиниринговых и научных организаций для решения вопросов типизации (повышения унификации), комплектной поставки оборудования блоками заводского изготовления, перехода на новые современные методы обслуживания и ремонта, автоматизации технологических процессов при эксплуатации оборудования. Всего в период 2010 - 2020 гг. на базе предприятий-разработчиков, изготовителей, предприятий электроэнергетики-потребителей продукции энергетического машиностроения и инвесторов должно быть создано не менее 5 консорциумов, целью которых является комплексное решение всех организационных, технических и финансовых вопросов реализации инвестиционных проектов по приоритетным направлениям развития энергетического машиностроения.

Решение указанных задач будет свидетельствовать о том, что созданы необходимые и достаточные условия для обеспечения предприятий электроэнергетики высокотехнологичным, надежным и энергоэффективным оборудованием, отвечающим требованиям энергобезопасности отечественной электроэнергетики, современным техническим, экономическим, экологическим и иным требованиям российских предприятий электроэнергетики, а также целям развития экспортного потенциала энергетического машиностроения.