Модель перспективной функционально-планировочной организации территории

Принципиальный (теоретический) характер функционально-планировочной модели. Последовательное (поэтапное) формирование планировочной структуры и отдельных функциональных зон. Размещение отдельных функциональных зон в зависимости от конкретной ситуации.

Планировочный каркас: магистральные линейные элементы транспорта и (в меньшей степени) элементы инженерной инфраструктуры, природные планировочные оси (в основном, важнейшие реки региона, другие протяженные водные объекты территории субъекта Российской Федерации). Планировочные центры - наиболее крупные города, поселки, организационно-хозяйственные центры других типов, формирующиеся в местах пересечения основных планировочных осей.

Формирование планировочной структуры - развитие транспортной инфраструктуры, крупных инфраструктурных объектов, инвестиционно привлекательных зон и инновационных производств, способных стать "точками роста" развития территории.

Планировочные оси I, II и III ранга:

I ранга - планировочная ось, имеющая важное значение для всей или большей части территории субъекта Российской Федерации, формируется вдоль транспортного коридора (железная дорога, магистральная автомобильная дорога межрегионального значения, а также параллельно идущие инженерные сети регионального значения).

II ранга - планировочная ось, имеющая важное значение для значительной по площади части территории субъекта Российской Федерации и формируемая каким-то одним-двумя видами транспортной инфраструктуры, в основном, автодорогами регионального или межмуниципального значения или водным путем.

III ранга - оси, имеющие межрайонное значение для отдельных частей территории субъекта Российской Федерации и формируемые: автодорогами межрайонного значения, периферийно расположенным водным объектом.

Планировочные центры I, II и III рангов. Административный центр субъекта Российской Федерации (как правило) - планировочный центр I ранга. Планировочные центры II ранга - наиболее крупные города, центры экономических районов, формируемые как межрайонные центры для обслуживания части территории субъекта Российской Федерации. Планировочные центры III ранга - центры муниципальных районов <1>.

--------------------------------

<1> В Костромской области, взятой для примерной Схемы, в перспективе усилится роль г. Шарьи, который будет выполнять роль планировочного подцентра всей восточной части области, подцентра областной системы расселения и социального обслуживания, в котором планируется направленно размещать объекты капитального строительства регионального значения в области социальной инфраструктуры, а также создавать новые объекты отдыха и рекреации.

Усилится также роль г. Мантурово, близко расположенного от г. Шарьи, который входит в сферу непосредственного влияния формирующегося областного подцентра и фактически может стать его частью.

Зонирование территории по приоритетным направлениям ее использования с учетом принципа устойчивого развития территории, сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов.

Зоны интенсивного использования - в виде значительных по площади ареалов, примыкающих к основным планировочным осям I, II и III ранга:

- многоэтажное жилищное строительство;

- малоэтажное (коттеджное) строительство;

- производственные базы стройиндустрии;

- промышленное строительство;

- сельское хозяйство пригородного типа.

Зоны экстенсивного использования - где размещены отдельные объекты капитального строительства точечного типа:

- объекты рекреационной инфраструктуры;

- инфраструктурные объекты агропромышленного комплекса;

- связанные с разработкой месторождений полезных ископаемых;

- сельскохозяйственные и лесозаготовительные предприятия.

Зоны ограниченного градостроительного освоения - с приоритетом экологических и природоохранных функций:

- природоохранная и туристско-рекреационная деятельность, лесное хозяйство.