I. Введение

1. В марте 1996 г. Правительство Российской Федерации приняло среднесрочную экономическую Программу на 1996 - 1998 годы, направленную на ускорение перехода российской экономики на путь устойчивого неинфляционного роста на основе рыночных принципов. Для решения этой задачи была разработана макроэкономическая политика, нацеленная на снижение общего дефицита бюджета (расширенного и федерального правительства) с уровня, составляющего примерно 5 процентов ВВП в 1995 году до 4 процентов ВВП в 1996 году и до 2 процентов ВВП к 1998 году. Указанная корректировка бюджетных показателей базировалась на увеличении доходов бюджета в среднесрочной перспективе на 4 - 5 процентных пунктов ВВП для поддержания необходимого уровня расходов. Одновременно было предусмотрено проведение полномасштабных структурных реформ в целях создания институциональной и правовой основы функционирования рыночной экономики.

2. Главным достижением экономической политики в 1996 году явилось успешное обеспечение финансовой стабилизации. Благодаря проведению сдержанной кредитной политики инфляция в месячном выражении снизилась до 1 - 2 процентов; при этом обменный курс рубля удалось удерживать в границах валютного коридора, установленного на 1996 г., несмотря на политическую неопределенность, связанную с выборами Президента Российской Федерации.

3. Успехи, достигнутые в обеспечении стабилизации, оставались, однако, неустойчивыми из-за трудностей, возникших в налогово - бюджетной сфере. В первом полугодии 1996 года неопределенность, существовавшая в предвыборный период, оказала негативное воздействие на рынок государственных ценных бумаг и вызвала увеличение расходов федерального бюджета на обслуживание государственного долга по сравнению с показателями, предусмотренными в Программе. Давление на бюджет еще более усилилось в результате резкого падения налоговых поступлений, что привело к значительному отклонению налогово - бюджетной политики от курса, определенного в Программе. Правительство Российской Федерации попыталось исправить положение с помощью нескольких пакетов мер, нацеленных на мобилизацию доходов бюджета. Однако выполнение мер по улучшению сбора налогов оказалось успешным лишь отчасти, поскольку необходимы коренные изменения как в культуре уплаты налогов, так и в налоговой администрации. Таким образом, на протяжении 1996 года ситуация с доходами бюджета оставалась напряженной, и в силу необходимости избежать резкого сокращения расходов, не связанных с обслуживанием государственного долга, в 1996 году Правительство пошло на увеличение дефицита федерального бюджета и бюджета расширенного правительства до 6,3 и 6,6 процента ВВП соответственно. Однако, несмотря на рост расходов на обслуживание государственного долга, первичный дефицит которого не превышал 2 процентов ВВП, в 1996 году остался на уровне 1995 года и был всего на 0,5 процента ВВП выше, чем предусматривалось в первоначальном варианте Программы.

4. Развитие ситуации в области структурной политики нельзя оценивать однозначно. Заметные успехи достигнуты в реформировании банковского сектора, однако реформы в других областях проводились со значительным отставанием, особенно в таких сферах, как приватизация, естественные монополии, бюджетная система и бюджетный процесс, социальное обеспечение. Столь неудовлетворительный ход реформ отчасти был обусловлен тем фактом, что в первую очередь пришлось сосредоточить внимание на исправлении положения в налогово - бюджетной сфере. Кроме того, в течение года появилось осознание того, что широкий круг запланированных в программе реформ значительно превышает реальные возможности их осуществления.

5. В 1997 г. Правительство Российской Федерации намерено ускорить процесс укрепления бюджета на основе значительного улучшения ситуации с поступлениями бюджетных доходов. Одновременно Правительство Российской Федерации будет решительно проводить структурные реформы, поскольку без них невозможен устойчивый экономический рост. С учетом возникших в 1996 году проблем в 1997 году предстоит выполнить напряженную целостную Программу структурных реформ.