Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1.1. Подготовка населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, своевременное оповещение и оперативное информирование граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций

1.1. Подготовка населения в области гражданской

обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения

пожарной безопасности и охраны общественного порядка,

своевременное оповещение и оперативное информирование

граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе

террористических акций

Для дальнейшего совершенствования системы обучения населения и подготовки руководящего состава в области гражданской обороны необходимо: разработать и осуществить комплекс мероприятий по доведению до граждан Российской Федерации социально-экономической и гуманитарной значимости мероприятий гражданской обороны, разъяснению государственной политики в области гражданской обороны, привлечению внимания общественности к эффективному решению проблем гражданской обороны, формированию правильного и сознательного их понимания; разработать и внедрить новые технологии обучения населения, основанные на широком использовании компьютерных программ, компьютерных игр и тренажеров по совершенствованию навыков поведения и действий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; осуществить комплекс мер по реконструкции существующей учебно-материальной базы гражданской обороны; повысить качество и эффективность командно-штабных и комплексных учений гражданской обороны, штабных и объектовых тренировок, а также тактико-специальных учений с формированиями гражданской обороны.

Основное мероприятие предусматривает расходы средств федерального бюджета по следующим направлениям:

- проведение мероприятий по подготовке населения и территорий к действиям в чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время;

- обеспечение готовности к применению защитных сооружений;

- закупку и содержание средств индивидуальной защиты;

- создание, модернизацию и содержание систем оповещения;

- оплату научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области гражданской обороны;

- мероприятия по обучению населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время.

Важным аспектом реализации основного мероприятия является проведение организационно-воспитательной работы с молодежью, на что также предусмотрены соответсвующие расходы федерального бюджета.

Решение задачи по подготовке всех категорий населения (руководящий состав и должностные лица, работающее население и обучающиеся в учебных заведениях) в области гражданской обороны потребует разработать и применить новые подходы к организации и осуществлению защиты населения от военных опасностей, в том числе новых видов оружия, распределить и оптимизировать необходимые усилия и затраты государства в мирное и военное время исходя из принципов адекватности существующим угрозам, разумной достаточности и необходимости защиты всего населения страны, и является одним из приоритетов государственной политики в данной области. Реализация мероприятий по решению данной задачи позволит:

- развить теоретические и практические навыки населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- обеспечить гарантирование и своевременное информирование населения об угрозе и возникновении кризисных ситуаций;

- оптимизировать усилия по подготовке и ведению гражданской обороны путем планирования и осуществления необходимых мероприятий с учетом экономических, природных и иных характеристик и особенностей территорий и степени реальной опасности;

- обеспечить повышение профессиональной подготовки кадров для укомплектования спасательных воинских формирований, ФПС и аварийно-спасательных формирований.

Для подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также оперативного информирования и своевременного оповещения граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций используются следующие технические средства информации:

- наружные (располагаемые вне помещений) наземные отдельно стоящие светодиодные панели на собственной опоре (Г-образной или П-образной формы) размером экрана от 12 до 60 кв. м и энергопотреблением до 30 кВт.;

- наружные (располагаемые вне помещений), размещаемые на зданиях и сооружениях светодиодные панели размером экрана до 12 кв. м;

- внутренние (располагаемые внутри помещений) навесные телевизионные плазменные панели (далее - плазменные панели);

- внутренние (располагаемые внутри помещений) телевизионные проекционные экраны (далее - проекционные экраны);

- радиотрансляционные сети пассажирского транспорта;

- информационные плакаты на ограждениях объектов строительства, транспортных средствах наземного пассажирского транспорта и остановочных павильонах;

- уличные информационные таблички, стенды, вывески, плакаты, перетяжки, щитовые и крышные установки и др.;

- иные современные технические средства.

В качестве важного структурного элемента РСЧС создана и продолжает развиваться общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН).

Создание и введение ОКСИОН в эксплуатацию осуществлено в три этапа:

1 этап - города, в которых размещены региональные центры МЧС России;

2 этап - промышленные центры, обеспечивающие функционирование базовых секторов экономики и транспортных коммуникаций;

3 этап - города и другие населенные пункты, расположенные в зонах с высоким уровнем природных и техногенных рисков.

Являясь элементом РСЧС, ОКСИОН имеет четыре уровня. Информационные центры в соответствии с иерархической структурой ОКСИОН подразделяются на:

- федеральный информационный центр;

- межрегиональный информационный центр;

- региональный информационный центр;

- муниципальный информационный центр.

В состав комплекса технических средств ОКСИОН кроме информационных центров входят стационарные и мобильные терминальные комплексы.

Стационарные терминальные комплексы (СТК) представлены пунктами уличного информирования и оповещения населения (ПУОН) и пунктами информирования и оповещения в зданиях с массовым пребыванием людей (ПИОН).

- ПУОН располагаются вне зданий в местах массового пребывания людей;

- ПИОН располагаются в зданиях с массовым пребыванием людей, например, в зале торгового центра.

По состоянию на 31 декабря 2010 г.:

- создано 37 ИЦ ОКСИОН, в том числе 4 ИЦ принято в эксплуатацию в 2010 г. (города Архангельск, Вологда, Ханты-Мансийск, Кострома);

- в оперативном управлении МЧС России находится 596 СТК ОКСИОН, в том числе 84 ПУОН и 436 ПИОН. В 2010 г. принято в эксплуатацию 76 СТК, в том числе 10 ПУОН и 66 ПИОН.

Кроме этого, в 2010 г. введен в эксплуатацию опытный участок ОКСИОН на станции "Белорусская-кольцевая" Московского метрополитена.

Мобильные терминальные комплексы в настоящий момент представлены мобильными комплексами информирования и оповещения населения (МКИОН).

МКИОН представляют собой мобильную версию ПУОН и способны выполнять свои задачи в любой точке Российской Федерации как автономно, так и в составе мобильных группировок. Мобильность обеспечивается за счет размещения оборудования МКИОН на шасси автомобиля либо другого транспортного средства.

Основное мероприятие предусматривает завершение формирования ОКСИОН, и обеспечение ее дальнейшего эффективного функционирования.

Введение ОКСИОН в полном объеме позволит обеспечить гарантированное информирование и оповещение более 90 млн. чел., сократить сроки доведения до населения необходимой информации в 1,6 раза и уменьшить затраты федерального бюджета на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий террористических акций ориентировочно в 3,4 раза.

Также основное мероприятие подразумевает организацию и ресурсное обеспечение формирования и функционирования сегментов Системы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте (СЗИОНТ).