Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Приоритеты государственной политики в области обеспечения защиты населения и территорий и безопасности людей на водных объектах

Приоритеты государственной политики в области

обеспечения защиты населения и территорий и безопасности

людей на водных объектах

Приоритетами государственной политики в области обеспечения защиты населения и территорий от угроз различного характера являются:

снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера, а также сохранение здоровья людей, предотвращение ущерба материальных потерь путем заблаговременного проведения предупредительных мер;

развитие системы оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации;

смягчение долговременных последствий радиационных аварий и катастроф;

обеспечение безопасности людей на водных объектах;

использование резервного фонда Правительства Российской Федерации на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

Основным показателем результативности деятельности координационных органов (комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности различных уровней, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах) и органов управления РСЧС в области защиты населения и территорий от ЧС природного, техногенного и биолого-социального характера, пожаров и происшествий на водных объектах является уровень потенциальной опасности для жизнедеятельности населения. Для его определения в регионах формируются количественные показатели потенциальных опасностей, позволяющие выполнить сравнительный анализ состояния защиты населения в субъектах Российской Федерации и оценить эффективность реализации комплекса мер, осуществляемых в рамках РСЧС.

С целью организации контроля за уровнями потенциальных опасностей для жизнедеятельности населения осуществляется мониторинг и прогнозирование ЧС.

Важность этого направления в области защиты населения и территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций нашла свое отражение в распоряжении Президента Российской Федерации от 23 марта 2000 года N 86-рп, определившем необходимость и порядок создания в стране системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций является функциональной информационно-аналитической подсистемой РСЧС. Она объединяет усилия функциональных и территориальных подсистем РСЧС в части вопросов мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий.

Основными направлениями деятельности в части снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера, а также сохранения здоровья людей, предотвращения ущерба материальных потерь путем заблаговременного проведения предупредительных мер являются:

сбор, анализ и представление в соответствующие органы государственной власти информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций и причинах их возникновения в регионе, на территории;

прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их масштабов;

организация проведения и проведение контрольных лабораторных анализов химико-радиологического и микробиологического состояния объектов окружающей среды, продуктов питания, пищевого, фуражного сырья и воды, представляющих потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций;

создание и развитие банка данных о чрезвычайных ситуациях, на базе геоинформационных систем;

организация информационного обмена, координация деятельности и контроль функционирования территориальных центров мониторинга;

представление населению достоверной информации об опасностях и угрозах, характерных для мест проживания, и выдача ему достоверных краткосрочных прогнозов развития опасных явлений в природе и техносфере.

Техническую основу мониторинга составляют наземные и авиационно-космические средства соответствующих федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов власти и организаций (предприятий) в соответствии со сферами их ответственности.

В целом результаты мониторинга и прогнозирования являются исходной основой для реализации такой важной функции, как разработка долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целевых программ, планов, а также обоснование соответствующих решений по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Основными направлениями деятельности в части развития системы оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации являются:

создание в регионах крупных мобильных поисково-спасательных отрядов, способных оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации, выполнять весь комплекс аварийно-спасательных и других неотложных работ, действовать при чрезвычайных ситуациях регионального и федерального уровня;

создание условий для эффективного применения авиации как средства доставки сил и средства ведения аварийно-спасательных работ путем определения мест базирования формирований в непосредственной близости от авиапредприятий, используемых на арендной основе, а также использования авиационных подразделений МЧС России;

повышение доли специалистов-спасателей в формированиях за счет оптимизации организационно-штатной структуры и численности, высвобождаемой при сокращении общего количества органов управления;

оснащение формирований современными техническими средствами, освоение и внедрение высоких спасательных технологий, в том числе зарубежных;

развитие единых дежурно-диспетчерских служб для повышения оперативности реагирования на чрезвычайные ситуации;

организация взаимодействия с международными организациями, выступающими в роли координаторов национальных усилий в спасательной и гуманитарной деятельности;

развитие международной правовой базы сотрудничества в контексте коренных интересов России в международных делах;

развитие современной договорно-правовой базы, заключение межправительственных, межведомственных соглашений о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации стихийных бедствий, аварий и техногенных катастроф;

оказание гуманитарной помощи населению Российской Федерации, дальнего и ближнего зарубежья, пострадавшему от чрезвычайных ситуаций, а также оказавшемуся в зонах военных и других конфликтов;

совместная подготовка кадров спасателей;

обмен опытом использования аварийно-спасательных технологий, оборудования и средств спасения, выполнение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

проведение совместных международных учений, тренировок, соревнований и других мероприятий подобного характера.

В рамках оптимизации состава поисково-спасательных формирований страны и в соответствии с разграничением полномочий и предметов ведения между федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации предпочтения отдаются:

рациональному размещению региональных поисково-спасательных отрядов и их филиалов;

усилению работы по созданию спасательных формирований субъектами Российской Федерации. При этом рост количества поисково-спасательных формирований, создаваемых субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, позволит обеспечить эффективное реагирование на "местные чрезвычайные ситуации", снизить нагрузку на федеральные силы и снизить ущерб путем проведения аварийно-спасательных работ (тушение площадных пожаров, ведение воздушной разведки и мониторинга местности, обработка заданных объектов различными препаратами).

Чрезвычайные ситуации, и, прежде всего, такие крупномасштабные, как радиационные и химические аварии и катастрофы, имеют, как правило, долговременные последствия, их ликвидация связана с большим комплексом работ по реабилитации территорий и населения и растягивается на десятилетия.

Основными направлениями деятельности в части смягчения долгосрочных неблагоприятных социально-экономических последствий от чрезвычайных ситуаций являются:

реализация законодательно закрепленных прав пострадавших в чрезвычайных ситуациях и участников их ликвидации, проведение некоторых мер по обеспечению их социальной защиты, в том числе обеспечение жильем, медико-социальной реабилитации и предотвращения роста накопленных доз облучения;

реабилитация радиационно-загрязненных территорий, а также после экологических катастроф с нефтью, нефтепродуктами, стойкими опасными химическими веществами, выбросами очистных сооружений;

восстановление разрушенных зданий и сооружений социального назначения, прежде всего жилого фонда, восстановление разрушенных (поврежденных) систем жизнеобеспечения и жизнедеятельности, в том числе энергетической и транспортной инфраструктуры;

частичное необходимое восстановление ландшафта после природных катастроф (землетрясений, извержений вулканов, крупных оползней, селей, карстовых явлений, сильных наводнений), обоснованное с экономической, социальной и экологической точек зрения.

В настоящее время МЧС России также выделяет два приоритетных направления, связанных с восстановлением жизнедеятельности территорий и реабилитацией населения. В рамках данных направлений осуществляется решение таких проблем, как обеспечение жильем участников ликвидации, пострадавших и эвакуированных из зон загрязнения, обеспечение их медицинской реабилитацией, а также обеспечение социально-экономической реабилитации загрязненных территорий.

Основными направлениями деятельности по обеспечению безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России являются:

организация мероприятий по снижению гибели людей на водных объектах;

совершенствование организации и проведения надзорных мероприятий на водных объектах;

совершенствование законодательной и нормативной правовой базы ГИМС МЧС России;

совершенствование организационно-штатной структуры и кадрового состава ГИМС МЧС России;

развитие инфраструктуры и материально-технического обеспечения подразделений ГИМС МЧС России;

развитие и совершенствование информационных технологий в области обеспечения безопасности людей на водных объектах.