Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Совершенствование нормативной правовой базы

Одним из приоритетных направлений реализации единой государственной политики является совершенствование нормативной правовой базы в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

В 2010 г. МЧС России проведена серьезная работа по внесению изменений в базовые законодательные акты в указанной области с учетом изменений политических, экономических и социальных правоотношений.

Федеральным законом от 19 мая 2010 г. N 91-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" существенно дополнен понятийный аппарат, конкретизированы основные задачи РСЧС, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по обеспечению охраны жизни, здоровья и имущества граждан при пользовании водными объектами, а также права и обязанности граждан Российской Федерации. Расширен перечень основных задач РСЧС, в него включены организация разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения ЧС на водных объектах, а также международное сотрудничество в этой области. Скорректированы полномочия органов власти субъектов Российской Федерации в вышеуказанной сфере. Теперь они принимают законы и иные нормативные правовые акты в области обеспечения безопасности людей на водных объектах межмуниципального и регионального характера. Муниципалитеты, в свою очередь, наделяются полномочиями самостоятельно проводить соответствующие мероприятия в указанной области;

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 223-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения, касающиеся реорганизации войск гражданской обороны в спасательные воинские формирования МЧС России. В частности, в Федеральном законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" уточнены полномочия Правительства Российской Федерации по порядку привлечения спасательных воинских формирований МЧС России к предупреждению и ликвидации ЧС; в Федеральном законе "Об обороне" уточняется порядок привлечения спасательных воинских формирований МЧС России, для выполнения отдельных задач в области обороны; в Федеральном законе "О гражданской обороне" уточняется состав сил гражданской обороны, к числу которых теперь относятся спасательные воинские формирования МЧС России.

В соответствии с принятым Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 412-ФЗ "О внесении изменений в статьи 10 и 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены дополнительными полномочиями по принятию решений о выплате единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации в случаях возникновения ЧС природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана;

Федеральным законом, принятым 2 июля 2010 г. N 173-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" введено понятие "локализация пожара". Внесенное уточнение, в частности, конкретизирует полномочие органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, предусмотренное Федеральным законом "О пожарной безопасности". Так, теперь органы местного самоуправления могут принимать меры по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений противопожарной службы.

В 2010 г. был принят ряд других важных федеральных законов, направленных на совершенствование нормативной правовой базы в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

Федеральным законом от 9 марта 2010 г. N 21-ФЗ "О ратификации Соглашения между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о взаимодействии при оказании помощи в ликвидации чрезвычайных ситуаций" ратифицировано Соглашение, подписанное в г. Москве 26 октября 2005 года. Соглашением, в частности, предусмотрено содействие в упрощении транзита группам по оказанию помощи, следующим для ликвидации ЧС, как в государствах - членах Шанхайской организации сотрудничества, так и в других странах. Соглашением установлен упрощенный порядок ввоза на таможенную территорию России медицинских препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, для оперативного реагирования на ЧС.

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" установлены правовые основы обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате произошедшей на объекте аварии. Законом определен перечень опасных объектов, владельцы которых обязаны страховать свою ответственность за возможное причинение вреда в результате аварий на них, размер страховых сумм и выплат потерпевшим, а также размер компенсационных выплат, требования к страховщикам и к заключаемым ими договорам обязательного страхования ответственности. Законом определено, что теперь в перечень опасных производственных объектов включены многоквартирные дома, объекты торговли, общественного питания, административные учреждения и иные объекты, связанные с обеспечением жизнедеятельности граждан, в которых используются грузоподъемные механизмы и эскалаторы. Владельцами опасных объектов считаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, владеющие такими объектами на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, а также на иных законных основаниях (например, аренда) и осуществляющие их эксплуатацию.

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривается существенное усиление мер противопожарной безопасности - наблюдение и контроль состояния лесов, патрулирование лесов, а также профилактические работы по обустройству лесов и обеспечению территорий, на которых располагаются леса, средствами предупреждения и тушения пожаров. К обязательным работам по предупреждению лесных пожаров на сегодняшний день отнесены: прокладка просек и противопожарных разрывов, устройство пожарных водоемов, гидромелиорация, очистка лесов от хвороста и сухой травы и многие другие. Также распределены полномочия по лесоустройству между федеральными и региональными властями. Кроме того, органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обязаны ограничивать или запрещать пребывание граждан в лесах в периоды повышенной пожарной опасности.

В части усиления уголовной и административной ответственности за нарушение правил противопожарной безопасности в лесах внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

В 2010 г. принят ряд указов Президента Российской Федерации.

В целях создания комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте, прежде всего на метрополитене и других видах общественного транспорта, предотвращения чрезвычайных ситуаций и террористических актов на транспорте, а также обеспечения защиты населения 31 марта 2010 г. вышел Указ Президента Российской Федерации N 403 "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте".

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2010 г. N 554 "О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" на МЧС России возложена функция по руководству деятельностью военизированных горноспасательных частей. Соответствующие изменения внесены в Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".

Указами Президента Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 966, 12 августа 2010 г. N 1007, 21 августа 2010 г. N 1037, 26 августа 2010 г. N 1071 в связи с аномально высокой температурой воздуха в ряде субъектов Российской Федерации установлены режимы ЧС с целью обеспечения пожарной безопасности.

Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1577 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" и в Положение, утвержденное этим Указом" уточнена системы, деятельности МЧС России в области гражданской обороны, защиты населения и территорий страны от ЧС природного и техногенного характера.

Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации" предписано создать систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112". МЧС России уполномочено координировать работы по формированию, развитию и эксплуатации Системы - 112.

В 2010 г. был принят ряд постановлений Правительства Российской Федерации, регламентирующих следующие направления правового регулирования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2010 г. N 243 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 г. N 701" уточнен порядок помещения товаров под специальный таможенный режим перемещения для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных ЧС.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2010 г. N 624 "О внесении изменений в Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" изменены размеры бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в сторону их увеличения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 702 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с упразднением Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию" уточнен состав функциональных подсистем Минобрнауки России.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 2010 г. N 595 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного пожарного надзора в лесах" определен порядок осуществления государственного пожарного надзора в лесах. Цель - обеспечение соблюдения в лесах требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверок. Надзор осуществляют Россельхознадзор, Росприроднадзор, их территориальные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" утверждено новое Положение о Рослесхозе, в соответствии с которым Рослесхоз осуществляет государственную политику и занимается нормативно-правовым регулированием в области лесных отношений, оказывает услуги, управляет государственным имуществом и контролирует деятельность в данной сфере.

Приказом МЧС России от 05.04.2010 N 151 "О внесении изменений в Правила технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами, утвержденные Приказом МЧС России от 29.06.2005 N 501" (зарегистрирован в Минюсте России 14 июля 2010 г. N 17810) исключены требования контроля при проведении технического освидетельствования пляжей, переправ и наплавных мостов со стороны органов санитарно-эпидемиологического надзора и государственного пожарного надзора.

Приказом МЧС России от 20.07.2010 N 336 "О внесении изменений в Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, утвержденный Приказом МЧС России от 19.05.2009 N 305" (зарегистрирован в Минюсте России 19 августа 2010 г. N 18202) внесены изменения в Административный регламент МЧС России по исполнению государственной функции по надзору во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок в части упорядочения проведения мероприятий по надзору на водных объектах в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением транспортной безопасности" внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации на метрополитене.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 525 "Об утверждении технического регламента о безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" установлены минимальные необходимые требования безопасности к инфраструктуре железнодорожного транспорта (за исключением высокоскоростного (свыше 200 км/ч) и технологического. Соблюдение технического регламента контролируют Роспотребнадзор, Ространснадзор, Ростехнадзор, Федеральная противопожарная служба, Росстат, ФМБА России и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. N 1001 "О предоставлении в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по обеспечению безопасности населения на метрополитене в рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте" утверждены Правила предоставления в 2010 г. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по обеспечению безопасности населения на метрополитене.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. N 1285-р "О Комплексной программе обеспечения безопасности населения на транспорте" во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. N 403 "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте" утверждена Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте.

В 2010 г. МЧС России в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и обеспечения безопасности людей на водных объектах принят ряд приказов.

Так, приказом МЧС России от 30.03.2010 N 140 "О внесении изменений в приказ МЧС России от 01.10.2007 N 517" внесены изменения, согласно которым региональный центр МЧС России осуществляет по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления проверки готовности указанных органов к осуществлению мероприятий гражданской обороны и мероприятий по защите населения и территорий от ЧС.

Приказом МЧС России от 19.04.2010 N 185 "О внесении изменений в Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденное приказом МЧС России от 21.12.2005 N 993" скорректирован порядок обеспечения населения средствами индивидуальной защиты и определено, что МЧС России осуществляет контроль и организационно-методическое руководство за накоплением, хранением и использованием запасов средств индивидуальной защиты, создаваемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Приказом МЧС России от 09.08.2010 N 382 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (зарегистрирован в Минюсте России 11 октября 2010 г., регистрационный N 18676) утвержден Административный регламент, который определяет последовательность и сроки действий (административные процедуры) по осуществлению названной государственной функции.

Приказом МЧС России от 09.08.2010 N 385 "О внесении изменений в Приказ МЧС России от 20.10.2008 N 627" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.09.2010 N 18465) скорректирован порядок лицензирования деятельности в области пожарной безопасности. Изменения обусловлены, в частности, принятием Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ).

В ряде федеральных министерств и ведомств утверждены приказы, направленные на совершенствование системы предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности:

приказом Федерального агентства по рыболовству от 6 апреля 2010 г. N 296 "Об утверждении Положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (на объектах), находящихся в ведении или входящих в сферу деятельности Росрыболовства, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" создана функциональная подсистема предупреждения и ликвидации ЧС.

приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 1 декабря 2010 г. N 1088 "Об определении экспертных центров для проведения экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" пересмотрен перечень центров для проведения экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений, поднадзорных Ростехнадзору.

Нормативные правовые акты, принятые в субъектах Российской Федерации, были направлены на решение проблем формирования эффективной системы управления в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, функционирования территориальных центров мониторинга и прогнозирования ЧС, создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС, разработки и реализации целевых программ субъектов Российской Федерации в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС, повышения безопасности дорожного движения, пожарной безопасности.

В 2010 г. субъектами Российской Федерации было принято более 1 500 нормативных правовых актов, из них 77 законов субъектов Российской Федерации.

Большая часть этих законов посвящена внесению изменений и дополнений в действующие законы субъектов Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (36 законов), "О пожарной безопасности" (16 законов) и "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (5 законов), а также в целевые программы субъектов Российской Федерации (5 законов).

Нормативные правовые акты (далее - НПА) в субъектах Российской Федерации приняты по следующим основным направлениям правового регулирования:

общие вопросы защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера; разработка, совершенствование и реализация правовых и экономических норм по обеспечению этой защиты - 628 документов, что составляет 41,1% от общего количества НПА и организационно-методических документов;

целевые научно-технические программы по предупреждению ЧС и повышению устойчивости функционирования объектов экономики в экстремальных условиях - 141 (9,2%);

формирование (создание), подготовка и поддержание в готовности органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС; подготовка населения к действиям в условиях производственных аварий и стихийных бедствий - 374 (24,4%);

подготовка к эвакуации населения и ведение аварийно-спасательных работ в ЧС - 60 (3,9%);

совершенствование системы управления, информации, оповещения и связи - 57 (3,7%);

порядок финансового, материально-технического обеспечения мероприятий по защите населения и территорий, создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС - 132 (8,6%);

организация государственной экспертизы, лицензирования, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС - 27 (1,8%);

совершенствование системы социальной защиты пострадавших от ЧС, проведение гуманитарных акций и мероприятий по поддержанию общественного порядка в зонах бедствий - 111 (7,3%).

Организована работа по формированию соответствующей муниципальной правовой базы.

Основными направлениями развития правового регулирования в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в субъектах Российской Федерации являются:

дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы субъектов Российской Федерации в целях реализации единой государственной политики и ее гармонизации с федеральным законодательством;

дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в муниципальных образованиях, регламентирующей решение вопросов предупреждения ЧС, обеспечения первичных мер пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, создания, содержания аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований в соответствии с требованиями федерального законодательства.

На федеральном уровне будет продолжена законотворческая работа по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Особое внимание планируется уделить разработке и принятию нормативных актов в области оказания материальной помощи пострадавшим в ЧС и при терактах. Одно из самых приоритетных значений имеет разработка нормативных правовых актов в области безопасности на транспорте.

Тяжелейшая ситуация с пожарами в центральной части России в засушливое лето 2010 г. еще раз подчеркнула важность создания добровольной пожарной охраны. В связи с этим разработан и принят Федеральный закон от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране". Будет продолжена работа по определению полномочий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в области профилактики и ликвидации природных пожаров. Возникает необходимость разработки национальных планов по защите населения в условиях аномальных природных явлений.

С целью систематизации действующего законодательства в области защиты населения и территорий от ЧС, гражданской обороны, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах продолжится разработка проекта Кодекса гражданской защиты Российской Федерации.

Планируется принятие международными соглашениями технических регламентов о безопасности маломерных судов, требованиях к продукции, обеспечивающих гражданскую оборону; требованиях к продукции, обеспечивающих защиту населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, которые призваны обеспечить формирование Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Продолжится целенаправленная работа по совершенствованию законодательства в области надзорной деятельности, которое позволит упростить формы и методы надзора.

Одним из основных приоритетных направлений деятельности является разработка нормативной правовой базы в области организации поисково-спасательных работ в Арктической зоне Российской Федерации.