Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы, сроков и этапов реализации государственной программы

II. Приоритеты государственной политики в сфере

реализации государственной программы, цели, задачи

и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач,

описание основных ожидаемых конечных результатов

государственной программы, сроков и этапов

реализации государственной программы

В соответствии со Стратегией национальной безопасности до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, одними из главных целей перехода от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста и инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны являются создание конкурентоспособной экономики знаний и высоких технологий с занятием значимого места на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг и становление российской экономики как одного из глобальных центров мирового хозяйства.

Главные стратегические направления развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, обеспечивающие переход к инновационному социально ориентированному развитию экономики, определены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Одним из условий такого перехода является выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации с учетом следующих приоритетов:

сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни, выравнивание развития субъектов Российской Федерации в сферах образования, здравоохранения, культуры, а также создание инфраструктурной обеспеченности территорий;

сокращение дифференциации в уровне и качестве жизни населения в регионах с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики;

значительное снижение межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в уровне и качестве социальной среды и доходах населения, а также сближение стандартов жизни между столичными регионами и провинцией, крупными и малыми городами, городским и сельским населением;

обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики регионов;

обеспечение высоких стандартов благосостояния человека, возможности получения качественного образования и медицинской помощи, доступа к национальным и мировым культурным ценностям, безопасности и правопорядка;

обеспечение принятия на федеральном, региональном и местном уровнях мер по созданию условий для развития отраслей экономики и социальной сферы и формированию центров опережающего экономического роста с учетом конкурентных преимуществ каждого региона;

совершенствование механизмов стимулирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в целях эффективного осуществления их полномочий и создания максимально благоприятных условий для комплексного социально-экономического развития регионов;

формирование территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах, в том числе образование и развитие туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания услуг сервиса на территориях с уникальными природно-климатическими условиями;

развитие крупных транспортно-логистических и производственных узлов в рамках формирования опорной национальной транспортной сети, обладающей необходимым потенциалом пропускной способности и обеспечивающей целостную взаимосвязь центров экономического роста, с постепенной ее интеграцией в развивающиеся мировые транспортные системы;

создание благоприятных условий для реализации экономической и социальной инициативы, повышение качества жизни населения и развитие человеческого капитала.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной экономической политике" задан вектор развития российской экономики по инновационному пути с выходом на повышение темпов и обеспечение устойчивости экономического роста, увеличение реальных доходов граждан и достижение технологического лидерства Российской Федерации на мировой арене.

Долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности заданы Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, в том числе по созданию в Российской Федерации сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, при этом стимулирование инноваций необходимо осуществлять с учетом особенностей регионов и в соответствии с их потребностями.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года определяет государственную политику в области обеспечения национальной безопасности, увязанную по целям и задачам с социально-экономическим развитием регионов, а также стратегические национальные приоритеты и меры в области внутренней политики:

повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;

экономический рост, который достигается путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;

предотвращение угрозы национальной безопасности, связанной с диспропорцией в уровнях развития субъектов Российской Федерации, путем проведения рациональной государственной региональной политики, направленной на улучшение координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предпринимательского сообщества и институтов гражданского общества.

В долгосрочной перспективе угрозы национальной безопасности, связанные с диспропорцией уровней развития субъектов Российской Федерации, предотвращаются путем создания инновационной системы за счет формирования перспективных территориально-промышленных районов.

Кроме того, социально-экономическая направленность Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года исходит из принципа "безопасность через приоритеты устойчивого развития", то есть путем достижения стратегических национальных приоритетов, в числе которых национальная оборона, государственная и общественная безопасность, повышение качества жизни российских граждан, экономический рост, наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, экология и рациональное природопользование.

Государственная программа "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года" включает мероприятия, направленные на превращение Калининградской области в динамично развивающийся регион Российской Федерации за счет модернизации экономики, повышения эффективности системы управления и развития социальной сферы.

Мероприятия по отдельным направлениям формировались исходя из положений, сформулированных в принятых и разрабатываемых государственных программах развития отдельных отраслей экономики и социальной сферы, а также с учетом положений, закрепленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 - 606.

Исходя из обозначенных основных проблем и стратегических приоритетов государственной политики в сфере реализации настоящей государственной программы, ее целью является обеспечение устойчивого социально-экономического развития Калининградской области.

В соответствии с основными направлениями развития Калининградской области выделены следующие задачи:

создание опорной инфраструктуры области;

развитие конкурентоспособных секторов экономики;

повышение уровня и качества жизни населения;

развитие туризма и повышение мобильности населения.

Результатом реализации государственной программы станет формирование к концу 2020 года конкурентоспособного реального сектора экономики, а также повышение уровня жизни населения Калининградской области.

Государственная программа реализуется в 2013 - 2020 годах.

По итогам реализации государственной программы к концу 2020 года будут достигнуты следующие ожидаемые результаты.

В качественном отношении:

динамичное социально-экономическое развитие Калининградской области, базирующееся на опережающем развитии конкурентоспособных секторов экономики региона;

проведение модернизации инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры области;

образование мультимодальной транспортно-логистической зоны;

проведение коренной модернизации социальной инфраструктуры;

формирование научно-образовательной системы Калининградской области на базе Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта;

улучшение инвестиционного климата;

создание новых центров экономического развития и промышленных зон, в том числе эффективных агропромышленных производств;

увеличение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Калининградской области;

развитие рекреационного потенциала региона.

В количественном отношении к 2020 году будут достигнуты следующие результаты (по сравнению с 2012 годом):

увеличение производительности труда одного занятого в экономике в сопоставимых ценах в 1,96 раза до 1536 тыс. рублей (в текущих ценах - в 2,94 раза);

увеличение объема налоговых доходов консолидированного бюджета Калининградской области до 79,3 млрд. рублей в ценах соответствующих лет;

увеличение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) на душу населения (в постоянных ценах 2003 года) до 50249,4 тыс. рублей, что в сопоставимых ценах в 2,3 раза выше показателя 2012 года;

увеличение объема валового регионального продукта на душу населения в сопоставимых ценах в 1,8 раза до 718,4 тыс. рублей (в текущих ценах - в 2,75 раза);

увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении на 8,7% до 76,3 года;

увеличение естественного прироста населения в Калининградской области до 4 человек на 1000 населения;

увеличение среднедушевых денежных доходов населения в 2,65 раза к уровню 2012 года до 48334 рублей;

сокращение доли населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения Калининградской области до 6 процентов, что на 6,3 процентных пункта ниже уровня 2012 года;

прирост рабочих мест на 171 тыс. мест.

В ходе реализации Программы за счет средств консолидированного бюджета Калининградской области будет обеспечено выполнение показателей, отраженных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 - 606, прежде всего в части, касающейся повышения уровня заработной платы работников бюджетной сферы Калининградской области до уровня среднемесячной заработной платы в экономике региона.

На территории Калининградской области планируется реализация мероприятий следующих отраслевых государственных программ Российской Федерации:

"Развитие транспортной системы" (Минтранс России), Федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" (проект) и Федеральная целевая программа "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2020 годы)";

"Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" (проект) (МЧС России), Федеральная целевая программа "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года";

"Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы (Минкультуры России), Федеральная целевая программа "Культура России";

"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" (Минсельхоз России), Федеральная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2007 - 2010 годы и на период до 2013 года" и Федеральная целевая программа "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы" (проект);

"Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации" (проект) (Минспорт России), Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы";

"Обеспечение государственной безопасности" (ФСБ России), федеральная целевая программа "Государственная граница Российской Федерации (2012 - 2020 годы)".

Распределение по государственным программам отражено в таблице 10.

Реализация основного мероприятия 1 "Развитие новых промышленных секторов" (в части строительства Балтийской атомной электростанции) подпрограммы "Развитие приоритетных секторов экономики на территории Калининградской области" окажет существенное влияние на достижение целей государственной политики и развитие сопряженных секторов экономики и социальной сферы и будет способствовать достижению целей и решению задач государственной программы Российской Федерации "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" в части расширения производственных возможностей электрогенерации на атомных электростанциях и обеспечения инновационного развития гражданского сектора атомной отрасли.

Распределение мероприятий по государственным программам отражено в таблице 11.