Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание

основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

В настоящее время экономика Калининградской области стоит перед двумя серьезными вызовами.

Первый вызван вступлением России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) и созданием Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. Принятые на себя Российской Федерацией обязательства по приведению своего регулирования внешнеторговой деятельности в соответствие с принципами ВТО фактически отменяют возможность для дальнейшего существования в нем режима таможенных льгот, что являлось основным механизмом обеспечения конкурентоспособности экономики региона. Тем самым регион фактически переходит к конкуренции с соседними территориями на общих правилах.

Второй связан с мировым финансово-экономическим кризисом 2008 - 2009 годов, который привел к падению ВРП Калининградской области в 2009 году на 8,5 процента. Несмотря на восстановление темпов экономического роста в 2010-2011 годах, валовой региональный продукт Калининградской области на душу населения существенно уступает среднероссийскому. В 2011 году валовой региональный продукт на душу населения в регионе составил 243,9 тыс. рублей, что на 36 процентов ниже среднероссийского уровня.

По итогам проведенных исследований и оценки перспектив существующих секторов экономики региона и возможности развития новых отраслей определены ключевые направления экономического роста: автомобилестроение и машиностроение, сельское хозяйство и производство продуктов питания, судостроение и судоремонт.

Развитие промышленных зон обеспечит диверсификацию отраслевого состава экономики области и создаст более устойчивую промышленную базу региона.

Новыми секторами специализации, которые могут занять значимое место в экономике региона и ее участии в российском и европейском разделении труда, должны стать: высокотехнологичная металлургия, станкостроение, янтарно-ювелирное производство, производство электроэнергии; инновационные сектора, включая биотехнологии и информационные технологии.

Развитие новых промышленных секторов.

В настоящее время ресурс свободных строительных площадок, имеющих инфраструктуру, подготовленную для размещения крупных и средних объектов инвестиций, соответствующих современным технологическим стандартам и требованиям, на территории Калининградской области практически исчерпан.

В результате на территории Калининградской области отсутствуют предложения инвесторам по размещению на промышленных площадках, соответствующих их требованиям. В итоге инвесторами в большинстве случаев выбирается для реализации своего проекта иной субъект Российской Федерации, а также Польша или Литва.

Для решения данной проблемы в регионе создается ряд промышленных зон с соответствующей инфраструктурой в увязке с развитием генерирующих мощностей, электросетевого хозяйства, дорожной сети, газификации.

Управление процессом создания промышленных зон осуществляет ОАО "Корпорация развития Калининградской области", учрежденное правительством Калининградской области. Каждая промышленная зона в дальнейшем будет курироваться управляющей компанией, осуществляющей размещение инвестиционных проектов, сопровождение реализации проектов в формате "одного окна".

Автомобилестроение и машиностроение.

Стратегией развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что автомобильная промышленность является ведущей отраслью отечественного машиностроения, определяющей экономический и социальный уровень развития Российской Федерации.

Основной целью государственной политики по развитию национальной автомобильной промышленности является максимизация добавленной стоимости по всем переделам цепочки создания автотранспортных средств в России при достаточном выборе и качестве продукции автомобилестроения.

В Калининградской области формируется кластер полнопрофильных автомобильных производств общей мощностью 350000 легковых автомобилей, легковых коммерческих автомобилей и грузовых автомобилей в год на основе действующего производства группы компаний "Автотор".

Судостроение и судоремонт.

Отрасль судостроения и судоремонта в Калининградской области представлена 12 предприятиями, на которых работает около 6000 человек.

Дефицит государственных заказов на строительство судов и кораблей в 90-е годы привел к сокращению объемов производства и, как следствие, невозможности своевременно осуществлять модернизацию отрасли. Проблема создания кораблей и судов новых поколений для обновления флота России требует серьезных инноваций применяемой технологии, совершенствования процессов производства, обновления и модернизации мощностей судостроительной промышленности.

Развитие судостроения в обстоятельствах невозможности выхода на рынок крупнотоннажных танкеров должно быть направлено на строительство судов среднего и малого тоннажа.

В настоящее время российские транспортные компании ежегодно размещают за рубежом заказы на строительство судов на сумму, эквивалентную 1 млрд. долларов США. Объемы строительства гражданских судов в России не превышают 10 процентов от указанной суммы.

Перспективными сегментами российского судостроения являются рыбопромысловые суда, морской и речной транспорт, ледоколы, специальные суда для освоения шельфа, плавающие АЭС, что составляет более 1400 единиц судов.

Стратегическая жизнеспособность отрасли в Калининградской области зависит от работы ОАО "ПСЗ "Янтарь" - предприятия "двойного назначения". Прежде всего это касается оборонного заказа на строительство военных судов на судоверфях Калининградской области.

Учитывая долгосрочное планирование расходов на вооружение, ОАО "ПСЗ "Янтарь" имеет возможность выполнить ряд заказов на строительство военных кораблей, судов и сможет увеличить портфель заказов до 2015 года в 1,5 - 2 раза (до 15 млрд. рублей).

Анализ современного состояния завода показывает, что парк оборудования предприятия нуждается в обновлении. 86 процентов производственного оборудования эксплуатируется более 20 лет, более половины инженерных сетей - более 40 лет, состояние достроечных набережных признано предельным, а отдельных участков - неработоспособным.

На основе оценки ситуации завод приступил к реализации программы модернизации. С целью государственной поддержки предприятие включено в Федеральную целевую программу "Развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса России на 2011 - 2020 годы".

Ряд предприятий в Калининградской области заняты в сфере строительства плавучих платформ, буксиров, плавающих причалов, судоремонтных работ. Данные предприятия имеют перспективные программы развития, исходя из планов организаций-заказчиков, в основном российских транспортных и рыбодобывающих компаний.

Янтарно-ювелирное производство.

На территории Калининградской области сосредоточено более 90 процентов (более 250 тыс. тонн) разведанных мировых запасов янтаря. Калининградская область является единственным субъектом в Российской Федерации, где разрабатываются месторождения янтаря. Промышленную добычу янтаря осуществляет государственное унитарное предприятие "Калининградский янтарный комбинат".

В сфере янтарного производства на территории Калининградской области осуществляет деятельность более 300 предприятий и индивидуальных предпринимателей, в том числе около 150 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по производству ювелирных изделий, бижутерии, сувениров, предметов интерьера. Общая численность работающих в отрасли составляет около 2500 человек.

Емкость мирового рынка изделий с использованием янтаря, включая изделия из драгоценных металлов, оценивается в сумму, эквивалентную 1 - 1,1 млрд. долларов США.

Отечественные переработчики обеспечивают выпуск продукции на сумму, эквивалентную 27 млн. долларов США. Отечественными предприятиями ежегодно перерабатывается в готовые изделия и полуфабрикаты около 50 т янтаря, что составляет около 10 процентов от общей добычи.

Основная часть предприятий региона не в состоянии конкурировать с ведущими мировыми ювелирными фирмами в области дизайна ювелирных изделий и качества обработки как металла, так и камня.

Развитие сельского хозяйства.

Стратегическим направлением развития агропромышленного комплекса (далее - АПК) Калининградской области является переход предприятий и организаций комплекса на режим устойчивого развития на основе модернизации производственного потенциала, внедрения прогрессивных индустриальных технологий производства сельскохозяйственной продукции, создания условий для повышения доходности сельскохозяйственного производства.

Основными направлениями развития АПК Калининградской области являются развитие молочного скотоводства, свиноводства, птицеводства, овощеводства защищенного грунта, переработки продукции растениеводства, производств по первичной и глубокой переработке продукции животноводства, льноводческой отрасли, пушного звероводства.

Указанные направления ориентированы на создание конкурентоспособных сельскохозяйственных отраслей за счет создания индустриальных специализированных производственных мощностей с замкнутым циклом производства.

Развитие биохимического кластера в Калининградской области.

На территории Калининградской области реализуется проект Балтийского биохимического кластера, состоящего из комплекса инновационных биохимических предприятий.

Пилотными проектами кластера являются завод по производству полиэтилентерефталата (далее - ПЭТФ), завод по производству пропиленгликоля из биоглицерина, завод по производству осажденного диоксида кремния мощностью 70 - 100 тыс. тонн в год, завод по производству полиолов (компонент полиуретана) из соевого масла для автомобильной и мебельной промышленности, завод по производству автопластмассы из отходов производства соевого масла и полиэтилентерефталата с использованием возобновляемого источника сырья (соевый шрот) от местного переработчика (до 60 процентов).

Кроме пилотных проектов запланировано строительство сопутствующих заводов по производству моторных топлив из пластмасс, не пригодных для вторичной переработки, биоразлагаемой ПЭТФ упаковки на основе полилактидов (PLA), биоразлагаемых пластиков (PBS, Polybutylenesuccinate) на основе сукцината (янтарной кислоты), а также по переработке вторичного ПЭТФ.