Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание

основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Калининградская область в настоящий момент рассматривается как один из наиболее перспективных регионов Российской Федерации с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма. Благоприятные и разнообразные природно-ландшафтные условия, уникальные водные ресурсы, наличие курортов федерального значения и большого числа объектов историко-культурного наследия - существенный фактор конкурентоспособности территории в макрорегионе Балтики.

Несмотря на проблемы транспортной доступности региона, визового режима, административные барьеры, являющиеся существенными факторами, лимитирующими развитие туризма в Калининградской области, в регионе сложилась устойчиво положительная динамика увеличения туристического потока (7 - 10 процентов в год). Развитие туристской сферы области только по официальной статистике приносит 2 процента ВРП (более 5 млрд. рублей) ежегодно.

В структуре туристского потока в Калининградскую область большую часть составляют российские туристы - 86 процентов, иностранные туристы - 14 процентов. Среди российских туристов большинство являются жителями Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленской и Мурманской областей, а также регионов Сибири и Урала. Среди иностранных туристов преобладают туристы из Германии (около 50 процентов), Польши (около 18 процентов), стран Балтии (15 процентов), Скандинавских стран (9 процентов), Белоруссии (4 процентов).

Российские туристы рассматривают Калининградскую область, прежде всего, как регион лечебно-оздоровительного туризма (48 процентов), который сочетается с культурно-познавательным туризмом (28 процентов).

В структуре въездного иностранного туризма преобладает культурно-познавательный (46 процентов) и деловой туризм (35 процентов).

Внутренние туристы предпочитают пляжный (34 процента) и лечебно-оздоровительный отдых (15 процентов) в приморской зоне Калининградской области. Растет доля делового туризма (13 процентов). Экологический туризм связан, прежде всего, с посещением Куршской косы и Виштынецкого озера (7 процентов).

Привлечение одного туриста в Россию (инфраструктурные и кадровые затраты) обходится примерно в 10 раз ниже, чем в среднем по Европе и ведущим туристическим странам мира. Все это позволяет оптимистично прогнозировать возможности крупного инвестирования в развитие туризма Калининградской области.

Проведенный анализ реализованных и потенциальных возможностей туристического сектора Калининградской области позволяет сделать вывод о том, что имеющийся значительный потенциал используется не в полной мере.

В части развития туристско-рекреационного потенциала Калининградская область имеет возможность стать одним из крупных российских центров туризма. Уникальное эксклавное положение Калининградской области относительно остальной территории России означает, что регион может привлекать туристов как из России, так и из Европы.

На 2011 год рынок туристических поездок в Российской Федерации оценивается в 35 млн. поездок в год. При условии продолжающегося роста благосостояния россиян к 2020 году общее число годовых поездок россиян внутри страны может достичь около 50 млн.

Дополнительно Калининградская область также может привлечь больший поток иностранных туристов, преимущественно из Европы. В настоящее время страны Балтийского региона и Польшу ежегодно посещает около 18 млн. европейцев, из них около 6 млн. человек посещают страны Прибалтики, что составляет 1,5 - 2 млн. иностранных туристов в каждую из стран.

Перспективными для развития в Калининградской области являются следующие направления туризма: активный туризм (пешеходный, велотуризм, яхтенный, конный), сельский туризм, экологический туризм, водный туризм.

На территории Калининградской области предусматривается развитие рекреационной зоны с игорным сегментом.

Среди проблемных вопросов развития сферы туризма в Калининградской области можно выделить следующие.

Организационные проблемы:

недостаточное количество сформированных и активно позиционируемых центров притяжения туристов;

слабая привлекательность области как туристического центра на российском и международном рынке;

слабая вовлеченность в туристскую деятельность потенциала муниципальных образований области, неразвитость межмуниципального сотрудничества в сфере туризма;

ограниченная доступность туристических объектов, расположенных в зоне регламентированного посещения;

низкая конкурентоспособность предприятий сферы туризма области и ограниченная дифференциация их услуг;

низкий уровень активности и незначительная доля предприятий малого и среднего бизнеса в сфере туризма и сервиса;

сложность организации системы конструктивного взаимодействия между ведомствами, субъектами туристской деятельности и образовательными учреждениями.

Инфраструктурные проблемы:

ограниченность транспортного сообщения и комплексность условий транспортной доступности региона;

недостаточное количество и низкий уровень развития объектов туристской инфраструктуры;

неудовлетворительное состояние (аварийность) большей части объектов историко-культурного наследия;

неудовлетворительное состояние (или отсутствие) объектов сопутствующей инфраструктуры (информационные указатели, парковки, туалеты и др.);

отсутствие подготовленных инвестиционных площадок и зон, предназначенных для размещения туристских объектов.

Институциональные проблемы:

особенности организации и осуществления туристской деятельности в условиях эксклавности региона;

разрозненность региональных и муниципальных планов, программ, стратегий развития туризма;

фрагментарность пространственной организации туризма на территории области;

отсутствие нормативной правовой базы стимулирования и поддержки развития сферы туризма;

недостаток профессионалов в сфере туризма.

Современной тенденцией развития сферы туризма является использование кластерного подхода, а также сочетания программно-целевого метода и инструментов государственно-частного партнерства для развитию сферы туризма и превращения ее в экономически рентабельную индустрию.

Существенный вклад в туристско-рекреационный потенциал региона внесет проведение на его территории матчей финальной части Чемпионата мира по футболу 2018 года (далее - ЧМ-2018).

В 2010 году Правительство Российской Федерации подписало комплекс государственных гарантий, обеспечивающих исполнение требований Международной федерации футбольных ассоциаций (далее - ФИФА) при подготовке и проведении в России Чемпионата мира по футболу 2018 года. В рамках указных гарантий, а также Соглашения о проведении Чемпионата мира по футболу 2018 года, Российская Федерация взяла на себя безусловное обязательство обеспечить организацию мирового футбольного первенства и исполнение всех требований ФИФА.

В сентябре 2012 г. после рассмотрения отчета об инспекционных визитах в города-кандидаты Исполком ФИФА утвердил окончательный список городов - организаторов ЧМ-2018, в который включен город Калининград.

Необходимость обеспечения высокого качества городской среды и инфраструктуры обусловлена требованиями, предъявляемыми ФИФА к городам - организаторам матчей Чемпионата мира по футболу 2018 года.

Требования затрагивают градостроительную политику, экологию, безопасность жизнедеятельности, развитие улично-дорожной сети, транспортной инфраструктуры и др.

Основные требования ФИФА касаются: спортивной инфраструктуры, гостиничной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры, медицинской инфраструктуры, инфраструктуры связи и информационных технологий, коммунальной инфраструктуры и мероприятий по экологии, градостроительных мероприятий и благоустройства города.

Из числа спортивной инфраструктуры чемпионата необходимо построить стадион мирового стандарта, оснащенный современными техническими средствами и отвечающий всем требованиям ФИФА, а также тренировочные поля и базы.

Для выполнения обязательств Российской Федерации перед ФИФА потребуется максимально широкое использование в городах - организаторах матчей ЧМ-2018 экологически чистого общественного транспорта с низким или нулевым уровнем выбросов в атмосферу. Все автотранспортные средства должны будут соответствовать европейским стандартам выбросов вредных веществ или превосходить их.

На этапе подготовки российской заявочной книги экспертами ФИФА, прибывшими в Калининградскую область, было рекомендовано строительство Центрального стадиона на острове Октябрьский в центре Калининграда. При организации и осуществлении предпроектных проработок по вопросу развития территории острова Октябрьский в связи с подготовкой к ЧМ-2018 за основу была принята концепция формирования вокруг стадиона нового современного городского микрорайона. Данный подход полностью соответствует базовому требованию ФИФА - созданию положительного наследия Чемпионата мира по футболу.