Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Характеристика сферы реализации подпрограммы

Принципы, цели и основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом (далее - соотечественники), в том числе содействие добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию, установлены Федеральным законом от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом". В частности статьей 5 указанного Федерального закона определено, что цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию. В этом отношении подпрограмма обеспечивает условия такого возвращения.

Подпрограмма направлена на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов.

Миграционные потоки в настоящее время носят стихийный характер. В результате не учитываются реальные возможности социальной инфраструктуры, увеличиваются диспропорции региональных рынков труда, растет социальная напряженность, создаются условия для распространения среди населения Российской Федерации идей национальной нетерпимости и ксенофобии.

Выход из этой ситуации заключается в обеспечении осознанного выбора соотечественниками места своего будущего проживания и работы с учетом социально-экономического положения субъектов Российской Федерации.

Подпрограмма способствует социально-экономическому развитию России, что невозможно без кардинального изменения демографической ситуации, характеризующейся в настоящее время оттоком населения со стратегически важных для России территорий, сокращением общей численности населения, в том числе трудоспособного возраста.

Соотечественники, воспитанные в традициях российской культуры, владеющие русским языком и не желающие терять связь с Россией, в наибольшей мере способны к адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества.

В ситуации, когда сокращается население, подпрограмма дает возможность регионам получать не временных мигрантов, а новых постоянных жителей, которые востребованы на рынке труда.

Переселяются в Российскую Федерацию в основном лица в трудоспособном возрасте (86,5 процента), образованные (высшее или неоконченное высшее образование имеют 39,1 процента), русские по национальности (50,4 процента), православные (64,8 процента).

Необходимо отметить, что формирующееся единое экономическое пространство (далее - ЕЭП) приведет к незначительному росту числа переселяющихся из стран, входящих в ЕЭП, поскольку при переезде в границах ЕЭП облегчаются бюрократические процедуры, но не оказывается финансовая поддержка, а также поддержка в жилищном обустройстве и трудоустройстве. Также необходимо учитывать, что в ЕЭП входит ограниченное количество стран, а подпрограмма ориентирована на реализацию во всех странах мира, где есть соотечественники.

Подпрограмма обеспечивает комплексный подход к проблеме содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию и межотраслевой координации и дает возможность осознанного выбора соотечественниками мест своего будущего проживания, работы, обучения с учетом социально-экономического положения субъектов Российской Федерации и объемов государственных гарантий и социальной поддержки, которые предоставляются переселенцу в зависимости от выбранной территории вселения.

Подпрограмма разработана с учетом положений Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 в редакции Указа Президента Российской Федерации от 14 сентября N 1289, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 135, Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 13 июня 2012 г. и Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 12 июля 2008 г.