Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы

I. Общая характеристика сферы реализации

государственной программы

Осуществление региональной политики и развитие федеративных отношений основываются на положениях Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации и реализуются федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Активное участие в достижении результатов региональной политики принимают органы местного самоуправления, институты гражданского общества, граждане Российской Федерации.

В настоящее время в Российской Федерации образовано 8 федеральных округов, в состав которых входят 83 субъекта Российской Федерации. Система местного самоуправления в Российской Федерации по состоянию на 1 января 2013 г. представлена 23001 муниципальным образованием.

Российские регионы значительно отличаются по уровню социально-экономического развития. Вместе с тем стабильное развитие территорий и модернизация их экономики обеспечиваются в рамках реализации отраслевых государственных программ Российской Федерации.

Сокращение существующих различий в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации является одним из ключевых приоритетов региональной политики. Основной задачей органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации должно стать выявление и раскрытие потенциала развития каждого региона с целью максимального использования имеющихся преимуществ. С другой стороны, имеющаяся дифференциация регионов приводит к необходимости принятия мер, направленных на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Федеративные отношения в Российской Федерации базируются на принципах равноправия всех субъектов Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий.

Конституционные принципы организации деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организации местного самоуправления в Российской Федерации раскрыты в федеральных законах от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Системное развитие федеративных отношений позволило упорядочить положения отраслевого законодательства, обеспечив должное разграничение полномочий и предметов ведения между уровнями публичной власти в Российской Федерации. В рамках создания единого правового пространства в Российской Федерации развивается законодательство субъектов Российской Федерации.

В сфере федеративных отношений в течение последнего десятилетия активно шел процесс децентрализации полномочий органов государственной власти, их перераспределения с федерального уровня на региональный. В то же время достаточно большой круг властных полномочий, оказывающих существенное влияние на социально-экономические процессы и инвестиционный климат в регионах, осуществляется территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. Это приводит к параллелизму работы органов государственной власти различных уровней, снижению ответственности региональных и местных руководителей за социально-экономическое развитие территорий, увеличению бюджетных расходов на содержание системы государственного и муниципального управления.

Значительное влияние на социально-экономическое развитие территорий оказывает деятельность органов местного самоуправления. Вместе с тем по-прежнему актуальными остаются вопросы законодательного регулирования объемов полномочий органов местного самоуправления, укрепления финансовой самостоятельности муниципальных образований, а также создания условий для обеспечения органов местного самоуправления специалистами с высоким уровнем квалификации.

Системные задачи, решение которых должно осуществляться в рамках реализации региональной политики, вытекают из посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, бюджетных посланий Президента Российской Федерации, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 31 января 2013 г., и опираются на положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (далее - Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года), а также учитывают положения стратегических документов социально-экономического развития федеральных округов, утвержденных актами Правительства Российской Федерации.

Принимая во внимание многонациональный состав народа Российской Федерации, региональная политика должна осуществляться с учетом принципов государственной национальной политики Российской Федерации. При этом необходимо иметь в виду, что диспропорции в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации оказывают существенное влияние на состояние межэтнических отношений.

Государственная национальная политика Российской Федерации направлена на упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации), сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России, гармонизацию межнациональных (межэтнических) отношений, обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, успешную социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов. Цели, принципы и задачи государственной национальной политики зафиксированы в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666.

В целях укрепления единства многонационального народа Российской Федерации и решения задач государственной национальной политики будет подготовлена федеральная целевая программа "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2018 годы)".

Для анализа и оценки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации ими своих полномочий, в том числе деятельности, направленной на укрепление экономического потенциала территорий, создана и функционирует система оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Результаты оценки эффективности позволяют определить зоны, требующие особого внимания региональных и муниципальных властей, сформировать перечень мероприятий по повышению результативности деятельности региональных органов исполнительной власти, а также выявить внутренние ресурсы (финансовые, материально-технические, кадровые) бюджетной сферы, повышения качества и объема предоставляемых населению услуг.

В 2012 году произошло существенное изменение системы оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2012 г. N 1142 о его реализации заложен принципиально новый подход, ориентирующий органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на достижение 12 ключевых показателей социально-экономического развития территорий.

Осуществление региональной политики должно создавать все необходимые условия для социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, вырабатывать предпосылки для развития экономического потенциала территорий, формирования положительного инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, привлекательного социального имиджа, в том числе для соотечественников, проживающих за рубежом, а также развивать межнациональную толерантность и взаимоуважение.