II. Роль БРИКС в современной международной системе и перспективы развития объединения

II. Роль БРИКС в современной международной системе

и перспективы развития объединения

3. Создание БРИКС, инициированное в 2006 году Российской Федерацией, явилось одним из наиболее значимых геополитических событий начала нового столетия. Данное объединение смогло за короткое время стать весомым фактором мировой политики.

4. Становление БРИКС отражает объективную тенденцию мирового развития к формированию полицентричной системы международных отношений и усилению экономической взаимозависимости государств. В такой системе все более широкое применение находят неинституциональные структуры глобального управления и сетевая дипломатия.

5. Основу влиятельности БРИКС на международной арене составляют растущая экономическая мощь государств-участников, значимость их деятельности как одной из главных движущих сил развития глобальной экономики, значительная численность населения, наличие богатых природных ресурсов.

6. Политическая влиятельность БРИКС определяется тем, что входящие в объединение государства являются авторитетными участниками ведущих международных организаций и структур (ООН, "Группа двадцати", "Группа восьми", Движение неприсоединения, "Группа 77"), а также региональных объединений: Российская Федерация - Содружества Независимых Государств, Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийского экономического сообщества, Таможенного союза; Российская Федерация и КНР - Шанхайской организации сотрудничества, Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества; Бразилия - Союза южноамериканских государств, Южноамериканского общего рынка, Сообщества латиноамериканских и карибских государств; Южно-Африканская Республика - Африканского союза, Сообщества развития Юга Африки; Индия - Ассоциации регионального развития стран Южной Азии.

7. Российская Федерация строит отношения с партнерами по БРИКС на основе Устава ООН, общепризнанных принципов и норм международного права, а также принципов, согласованных между участниками объединения, таких как открытость, прагматизм, солидарность, неблоковый характер и ненаправленность против третьих сторон.

8. Перспективы развития БРИКС определяются наличием ряда базовых факторов долгосрочного характера, способствующих сближению участников данного объединения. К ним, по мнению Российской Федерации, относятся:

а) общее стремление партнеров по БРИКС реформировать устаревшую международную финансово-экономическую архитектуру, не учитывающую возросший экономический вес стран с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся стран;

б) твердая поддержка участниками объединения общепризнанных принципов и норм международного права, неприятие политики силового давления и ущемления суверенитета других государств;

в) наличие у участников БРИКС схожих вызовов и проблем, связанных с потребностями масштабной модернизации экономики и социальной жизни;

г) взаимодополняемость многих секторов экономики государств-участников.

9. На масштабы, глубину и темпы развития сотрудничества в БРИКС в то же время могут повлиять имеющиеся в объединении центробежные силы и попытки негативного воздействия на него извне.

10. С учетом противоречивого и не до конца устоявшегося баланса факторов, влияющих на развитие БРИКС, задачей российской внешней политики является всемерное содействие укреплению центростремительных тенденций в объединении и нейтрализация действия факторов негативного характера.

11. Российская Федерация исходит из того, что при наличии твердой политической воли руководства государств - участников БРИКС к углублению взаимодействия данное объединение может стать в перспективе одним из ключевых элементов новой системы глобального управления, прежде всего в финансово-экономической сфере. При этом Российская Федерация выступает за позиционирование БРИКС в мировой системе как новой модели глобальных отношений, строящейся поверх старых разделительных линий Восток-Запад или Север-Юг.