Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3.1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы, формулировка основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

3.1. Общая характеристика сферы реализации

подпрограммы, формулировка основных проблем в указанной

сфере и прогноз ее развития

Приоритетом бюджетной политики Российской Федерации в сфере взаимодействия с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями остается необходимость внедрения передовых технологий в практику управления бюджетным процессом, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление бюджетных услуг.

Для повышения качества управления общественными финансами в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях из федерального бюджета предоставлялись субсидии на реформирование региональных и муниципальных финансов, что позволило создать достаточные стимулы региональным и муниципальным органам власти для внедрения передовых методов управления общественными финансами. В 2005 - 2009 годах субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при поддержке Министерства финансов Российской Федерации активно реализовывали программы реформирования общественных финансов. За данный период были отобраны и получили субсидии из федерального бюджета на реализацию таких программ 43 региона и 22 муниципальных образования.

Поддержка реформ на региональном и местном уровнях послужила хорошим проводником для практического внедрения новаций, предусмотренных федеральным бюджетным законодательством (заданий на оказание государственных и муниципальных услуг, ведомственных и долгосрочных целевых программ, планирования по действующим и принимаемым обязательствам и т.д.).

Тем не менее, в ряде субъектов Российской Федерации остается низким качество управления бюджетным процессом, свидетельством чего являются высокий по сравнению со среднероссийским уровнем уровень просроченной кредиторской задолженности по отношению к их собственным доходам, низкая достоверность финансового планирования, а также недостаточное использование современных процедур и методов управления бюджетным процессом в каждой из фаз бюджетного цикла.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации в течение ряда лет было рекомендовано разработать и реализовать меры по повышению результативности расходов соответствующих бюджетов. Вместе с тем этот процесс во многих субъектах Российской Федерации находится в начальной стадии, в частности не везде внедрены принципы бюджетирования, ориентированного на результат, не везде внедрена система оценки эффективности бюджетных расходов.

Оценка качества финансового управления в субъектах Российской Федерации, которая ведется Министерством финансов Российской Федерации, выявила как существенную разницу в уровне финансового управления между отдельными субъектами, так и разную степень готовности к участию и/или продолжению процессов повышения качества организации бюджетного процесса. Так, в соответствии с рейтингом качества финансового управления чуть больше четверти субъектов Российской Федерации осуществляют финансовое управление в соответствии с высокими стандартами. Число таких субъектов Российской Федерации почти в два раза превышает количество регионов, для которых характерно низкое качество финансового управления. По итогам 2011 года 12 субъектов Российской Федерации имеют нарушения бюджетного законодательства. Основная часть субъектов Российской Федерации имеет значительный потенциал для роста эффективности финансового управления, приближения его к высоким стандартам.

Отдельные регионы имеют существенные объемы просроченной кредиторской задолженности, но даже в условиях ее незначительного объема сам факт наличия указанной задолженности является характеристикой низкого качества финансового управления. Для подавляющего большинства субъектов Российской Федерации характерна низкая эффективность использования государственных активов.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р утверждена Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, обозначившая перспективные подходы к управлению расходами федерального бюджета. В этой связи требуется проведение аналогичной работы на региональном уровне, которая не может просто повторять федеральный опыт, а должна учитывать особенности управления бюджетными расходами применительно к уровню субъектов Российской Федерации, в том числе исходя из состава финансируемых на региональном уровне полномочий, с учетом сложившейся организационно-правовой структуры управления.

Необходимость повышения качества управления государственными финансами субъектов Российской Федерации и муниципальными финансами обусловлена и тем, что исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в среднесрочной перспективе сопряжено с рядом рисков.

Так, для целого ряда субъектов Российской Федерации и отдельных муниципальных образований характерна высокая зависимость их бюджетов от налоговых платежей небольшого числа предприятий, которые осуществляют добычу и переработку сырья. В первую очередь это горнодобывающие и металлургические предприятия, а также предприятия по добыче, переработке и транспортировке нефти и газа. Зависимость указанных предприятий от состояния соответствующего сырьевого рынка напрямую определяет объемы и динамику поступлений платежей данных предприятий в консолидированную бюджетную систему. Следствием ухудшения мировой сырьевой конъюнктуры стала не только потеря финансовой устойчивости в российском корпоративном секторе, но и возникновение такого явления, как конъюнктурная несбалансированность бюджетов для целого ряда регионов и муниципалитетов. Практически все субъекты Российской Федерации, на территории которых осуществляют свою деятельность крупные предприятия добывающего сектора и города с моноотраслевой экономической структурой, в результате описанных явлений ощутили нагрузку на свои бюджеты.

В этой связи очевидна необходимость:

учета конъюнктурных колебаний при бюджетном прогнозировании;

принятия мер по развитию налогового потенциала субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе его диверсификации;

повышения эффективности бюджетных расходов и их оптимизации при обеспечении гарантированного качества государственных и муниципальных услуг.