"Очиститель СМ-1"

Представляет собой пасту, которая используется для обезжиривания черных и цветных металлов. Рецептура препарата:

тринатрийфосфат ГОСТ 201-58 - 50%,

метасиликат натрия - 30%,

ДС-РАС ВТУ 31-56 - 20%

Рабочая концентрация пасты в водном растворе 1 - 1,5%.

Для обезжиривания деталей и узлов из черных и цветных металлов под грунтовку, окраску, консервацию применяется водный раствор, в состав которого входят:

моноэтаноламин - 10 г/л

эмульгатор ОП-10 - 5 г/л

Обезжиривание их можно производить в моечных машинах, в ваннах с барботажем, а также путем протирки вручную ветошью, смоченной раствором. Температура раствора 18 - 23 °C. Можно подогревать раствор до температуры 60 - 70 °C. Время обезжиривания 3 - 20 минут. После обезжиривания детали обдувают сухим сжатым воздухом. Раствор 1 - 2 раза в неделю контролируется на общую щелочность и корродирующее действие в ЦЗЛ. Общая щелочность должна быть 0,4 - 0,5%. Если общая щелочность будет меньше, то на каждые недостающие 0,1% щелочи необходимо прибавлять по 2 г/л моноэтаноламина и 1 г/л эмульгатора ОП-10.

При обезжиривании изделий данным раствором в моечных машинах, для уменьшения пенообразования, в раствор добавляют эмульсол Э-2 (ГОСТ 1975-53) - 5 г/л. Раствор нельзя применять для стирки спецодежды и мытья рук.

Ориентировочный расход раствора 100 г на 1 кв. м поверхности изделий.

Наиболее простым и дешевым составом, который используется для мойки деталей, узлов и двигателей тракторов, комбайнов и автомобилей, является водный раствор каустической соды (1%) и жидкого стекла (0,25 - 0,5%), нагретый до температуры 60 - 70 °C.

Для механизации процесса мойки деталей применяются серийно выпускаемые промышленностью машины. Следует иметь в виду, что из-за участившихся случаев пожаров от применения моечных машин МД-1, МД-2 конструкции ГОСНИТИ с огневым подогревом, ГУПО МВД СССР информационным письмом N 7/1/2050 от 26.IV.1967 предложило в порядке Госпожнадзора обязать руководителей автохозяйств и предприятий сельхозтехники подогрев моющей жидкости в машинах МД-1 и МД-2 осуществлять только паром или применять для этой цели электроподогрев, не допуская подогрева моющей жидкости с использованием твердого и жидкого топлива.

Для очистки деталей, автомобильных и тракторных двигателей в расплаве солей от нагара и накипи отдел научно-технической информации ГОСНИТИ рекомендует использовать осваиваемые промышленностью установки ОМ-4265. Данный метод очистки по производительности и качеству превосходит все ранее известные способы удаления нагара и накипи.