4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. При разделке в металлолом вагонов, исключенных из инвентаря, могут возникнуть следующие основные аварийные ситуации:

загорание, которое может привести к пожару или взрыву;

падение неправильно складированных или закрепленных отрезанных частей вагона;

раскатывание колесных пар разбираемой тележки;

сход подвижного состава с рельс при подаче вагонов на участок;

взрыв газовых баллонов;

опрокидывание маневровой лебедки при перемещении вагонов на позицию разделки.

4.2. При возникновении аварии или аварийной ситуации работники обязаны прекратить работу, немедленно сообщить о случившемся мастеру (бригадиру) и далее выполнять его указания или действовать в соответствии с утвержденным в депо планом ликвидации аварий.

4.3. В случае внезапного прекращения подачи электроэнергии машинист крана должен поставить в нулевое положение штурвалы и рукоятку контроллера и отключить рубильник питающей сети.

4.4. При порче крана или внезапном отключении электроэнергии, когда груз опустить нельзя, машинист должен принять меры к ограждению места под грузом в соответствии с требованиями пункта 3.1.31 настоящей Инструкции.

4.5. При возникновении пожара работники должны:

немедленно сообщить о пожаре мастеру (бригадиру) и в пожарную охрану, указав точное место его возникновения;

оповестить окружающих и при необходимости вывести людей из опасной зоны;

опустить поднятый грузоподъемным краном груз и отключить электрооборудование и электроинструменты;

перекрыть подачу воздуха от воздушной магистрали к шлангу пневмоинструмента, перенести газовые баллоны, шланги в безопасное место;

прекратить работу и отключить газорезательное оборудование;

приступить к ликвидации пожара, используя первичные средства пожаротушения.

4.6. При возникновении возгорания на кране машинист должен немедленно отключить рубильник в кабине и приступить к тушению пожара имеющимися на кране противопожарными средствами.

4.7. Тушение пожара от внутреннего противопожарного водопровода должно производиться расчетом из двух человек: один раскатывает рукав от крана к месту пожара, второй - по команде раскатывающего рукав открывает кран.

4.8. При тушении очага загорания кошмой пламя следует накрывать так, чтобы огонь из-под нее не попал на человека.

4.9. При тушении очага загорания песком совок или лопату не следует поднимать на уровень глаз во избежание попадания в них песка.

4.10. При загорании электрооборудования для его тушения следует применять только углекислотные или порошковые огнетушители. При пользовании углекислотным огнетушителем во избежание обморожения не браться рукой за раструб огнетушителя.

4.11. При пользовании пенными (углекислотными, порошковыми) огнетушителями струю пены (порошка, углекислоты) направлять в сторону от людей. При попадании пены на незащищенные участки тела стереть платком, или другим материалом и промыть раствором соды.

4.12. В случае самовозгорания редуктора необходимо защищенной от ожогов рукой быстро закрыть вентиль кислородного баллона.

В случае возгорания шланга следует быстро перегнуть его возле горящего места ближе к редуктору (крану на газоотводящей трубе водяного затвора) и перекрыть подачу газа.

4.13. При обратном ударе пламени (шипение в горелке) необходимо немедленно закрыть вентили: сначала горючего газа, затем кислородный на резаке, вентиль баллона и защитного затвора.

После каждого обратного удара необходимо:

охладить резак в чистой воде, проверить предохранительное устройство, рукава, продуть их, и, при необходимости, заменить;

охладить корпус сухого затвора, если он разогрелся;

подтянуть мундштук и накидную гайку, очистить мундштук от нагара и брызг.

4.14. Тушить горящие предметы, находящиеся на расстоянии менее 2 м от контактной сети, разрешается только углекислотными, аэрозольными или порошковыми огнетушителями.

Тушить горящие предметы водой, химическими, пенными и воздушнопенными огнетушителями можно только после указания руководителя работ или другого ответственного лица о том, что напряжение с контактной сети снято и она заземлена.

4.15 Тушение горящих предметов, расположенных на расстоянии более 7 м от контактного провода, находящегося под напряжением, может быть допущено без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пенного раствора не приближалась к контактной сети и другим частям, находящимся под напряжением, на расстояние менее 2 м.

4.16. Падение складируемых блоков (частей) вагона может произойти по причине:

отсутствия прокладок между складируемыми блоками вагона, в результате чего при извлечении защемленного блоком стропа может произойти смещение и падение блока;

складирования блоков вагонов с нарушением габарита приближения строений (не соблюдение требуемого расстояния между штабелями блоков вагонов и крайним рельсом железнодорожного пути (выступающими частями крана));

ненадежной увязки вязальной проволокой частей вагона в пакеты, в результате чего может произойти разрыв вязальной проволоки или выпадение отдельных частей при перемещении пакета грузоподъемным краном.

4.17. Раскатывание колесных пар при разборке тележки или в местах размещения их для отгрузки может произойти в результате не закрепления их деревянными клиньями или тормозными башмаками.

Раскатившиеся в местах размещения колесные пары перекатить на место и закрепить деревянными клиньями, а колесные пары, раскатившиеся при разборке тележки, перенести грузоподъемным краном в место их размещения для отгрузки и также закрепить деревянными клиньями.

4.18. При сходе подвижного состава с рельс необходимо действовать в соответствии с утвержденным в депо планом ликвидации аварий.

4.19. Взрыв газовых баллонов может произойти в результате:

воздействия на них источников тепла с открытым огнем (пламени, искр) при загорании, пожаре или газорезательных работах;

повышения давления более допустимого в результате нагревания баллонов при размещении их у радиаторов отопления и других отопительных приборов;

жировых и масляных загрязнений редуктора и поверхности кислородных баллонов;

утечки горючего газа в местах присоединения газовой аппаратуры к баллону;

падения баллона с транспортного средства.

4.20. Опрокидывание тяговой электрической лебедки при перемещении вагонов может произойти в результате нарушения ее крепления, а самопроизвольный разворот консоли отводного блока лебедки - из-за отсутствия или обрыва ее фиксаторов.