Прием на обучение в соответствии с стандартом, утвержденным данным документом, прекращается с 1 февраля 2023 года (Приказ Минпросвещения России от 12.12.2022 N 1099).

Таблица 2. Структура программы подготовки специалистов среднего звена углубленной подготовки

Таблица 2

Структура программы подготовки специалистов среднего звена

углубленной подготовки

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)

В том числе часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

ОД.00

Общеобразовательный учебный цикл

2106

1404

ОД.01

Учебные дисциплины

756

В результате изучения учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования обучающийся должен:

уметь:

вести беседу на иностранном языке в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;

рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своей стране и стране изучаемого языка на иностранном языке;

делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, кратко характеризовать персонаж на иностранном языке;

понимать основное содержание несложных аутентичных текстов на иностранном языке, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение, рассказ), уметь определять тему текста, выделять главные факты в тексте, опуская второстепенные;

читать аутентичные тексты на иностранном языке разных жанров с пониманием основного содержания, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста;

используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение на иностранном языке;

читать текст на иностранном языке с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;

ориентироваться в иноязычном письменном и аудиотексте: определять его содержание по заголовку, выделять основную информацию;

использовать двуязычный словарь;

использовать переспрос, перифраз, синонимичные средства, языковую догадку в процессе устного и письменного общения на иностранном языке;

знать:

основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования в иностранном языке;

основные нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка;

признаки изученных грамматических явлений в иностранном языке;

особенности структуры и интонации различных коммуникативных типов простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка;

о роли владения иностранными языками в современном мире, особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка;

ОД.01.01. Иностранный язык

ОК 10

уметь:

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме в различных источниках (материалах средств массовой информации, учебных текстах и других адаптированных источниках), различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ориентирования в актуальных общественных событиях и процессах, нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей, реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей, первичного анализа и использования социальной информации, сознательного неприятия антиобщественного поведения;

знать:

социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

сущность общества как формы совместной деятельности людей;

характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

ОД.01.02. Обществознание

ОК 10

уметь:

проводить тождественные преобразования иррациональных, показательных, логарифмических и тригонометрических выражений;

решать иррациональные, логарифмические и тригонометрические уравнения и неравенства;

решать системы уравнений изученными методами;

строить графики элементарных функций и проводить преобразования графиков, используя изученные методы;

применять аппарат математического анализа к решению задач;

применять основные методы геометрии (проектирования, преобразований, векторный, координатный) к решению задач;

оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств информационно-коммуникационных технологий;

знать:

тематический материал курса;

основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных процессов различных типов с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

назначения и функции операционных систем;

ОД.01.03. Математика и информатика

ОК 10

уметь:

ориентироваться в современных научных понятиях и информации естественнонаучного содержания;

работать с естественнонаучной информацией: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;

использовать естественнонаучные знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды, энергосбережения;

знать:

основные науки о природе, их общность и отличия;

естественнонаучный метод познания и его составляющие, единство законов природы во Вселенной;

взаимосвязь между научными открытиями и развитием техники и технологий;

вклад великих ученых в формирование современной естественнонаучной картины мира;

ОД.01.04. Естествознание

ОК 10

уметь:

определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций; нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет); правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в Российской Федерации, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ;

знать:

основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;

численность и динамику изменения численности населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей;

географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;

географические аспекты глобальных проблем человечества;

особенности современного геополитического и геоэкономического положения Российской Федерации, ее роль в международном географическом разделении труда;

ОД.01.05. География

ОК 10

уметь:

составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;

выполнять акробатические, гимнастические, легкоатлетические упражнения (комбинации), технические действия спортивных игр;

выполнять комплексы упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;

осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью, контроль техники выполнения двигательных действий и режимов физической нагрузки;

соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;

осуществлять судейство школьных соревнований по одному из программных видов спорта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения самостоятельных занятий по формированию индивидуального телосложения и коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;

включать занятия физической культурой и спортом в активный отдых и досуг;

знать:

о роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактики вредных привычек;

основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;

способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;

ОД.01.06. Физическая культура

ОК 10

уметь:

оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья;

действовать в чрезвычайных ситуациях;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;

оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;

владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

знать:

о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

о здоровье и здоровом образе жизни;

о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;

предназначение, структуру, задачи гражданской обороны;

70

ОД.01.07. Основы безопасности жизнедеятельности

ОК 10

уметь:

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное) в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства;

вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации;

знать:

о связи языка и истории, культуры русского и других народов;

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

ОД.01.08. Русский язык

ОК 10

уметь:

воспроизводить содержание литературного произведения;

анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематику, проблематику, нравственный пафос, систему образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественную деталь);

анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять "сквозные темы" и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

определять род и жанр произведения;

сопоставлять литературные произведения;

выявлять авторскую позицию;

выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

аргументировать свое отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

знать:

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей - классиков XIX в.;

основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

основные теоретико-литературные понятия.

ОД.01.09. Литература

ОК 10

ОД.02

Профильные учебные дисциплины

648

В результате изучения профильных учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования обучающийся должен:

уметь:

узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества;

знать:

основные виды и жанры искусства;

изученные направления и стили мировой художественной культуры;

шедевры мировой художественной культуры;

особенности языка различных видов искусства;

ОД.02.01. История мировой культуры

ОК 1, 2, 4, 8, 11

ПК 1.3, 2.1

уметь:

проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

анализировать историческую информацию, представленную в разных системах (текстах, картах, таблицах, схемах, аудиовизуальных рядах);

различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические

сведения;

знать:

основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

периодизацию всемирной и отечественной истории;

современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

историческую обусловленность современных общественных процессов;

особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

ОД.02.02. История

ОК 1, 2, 4, 8, 11

ПК 2.1

уметь:

анализировать творчество писателя и содержание отдельного литературного произведения;

использовать литературные произведения в профессиональной деятельности;

знать:

устное народное творчество;

литературные памятники древней Руси;

творчество выдающихся писателей и шедевры отечественной литературы;

понятия содержания, формы, жанра, творческого метода;

ОД.02.03. Отечественная литература

ОК 1, 2, 4, 8, 11

ПК 1.3, 1.5, 2.1

уметь:

сохранять народную художественную культуру, восстанавливать народные традиции;

собирать, изучать и систематизировать произведения народной художественной культуры;

использовать виды традиционной культуры, произведения народной художественной культуры в художественно-творческой и педагогической работе;

знать:

основы теории народной художественной культуры,

исторические этапы развития народной художественной культуры;

виды, жанры народной художественной культуры;

формы бытования, носителей народной художественной культуры;

традиционные обряды, обычаи, праздники, игры и забавы;

региональные особенности народной художественной культуры;

ОД.02.04. Народная художественная культура

ОК 1, 2, 4, 8, 11

ПК 1.3, 1.4, 1.5, 2.1

уметь:

анализировать художественно-образное содержание произведения искусства;

использовать произведения искусства в профессиональной деятельности;

знать:

основные этапы становления и развития мирового и отечественного искусства;

направления, стили, жанры, средства художественной выразительности различных видов искусств;

выдающихся деятелей и шедевры мирового и отечественного искусства,

знаменитые творческие коллективы,

тенденции развития современного искусства;

ОД.02.05. История искусства

ОК 1, 2, 4, 8, 11

ПК 1.3, 2.1

уметь:

ориентироваться в современной этнографической обстановке;

использовать этнографические данные в профессиональной деятельности;

знать:

теоретические основы этнографии;

методологические основы и методы исследования этнографии;

выдающихся ученых-этнографов;

понятия: этнос, народ, нация, раса, этническая культура, культурная традиция, этногенез и этническая история, этническое самосознание, быт, хозяйственно-культурный тип, историко-культурная область, этническая территория, миграция;

трактовку в российской этнографии понятий: адаптация, интеграция, аккультурация;

конкретные данные по этнографии народов России и русского народа (современного расселения, антропологического облика, религиозной принадлежности, этногенеза и этнической истории, этнографических групп, хозяйства, материальной культуры, семейного и общественного быта, духовной культуры);

сведения о современном развитии этнографии, о социокультурных, этнополитических, демографических проблемах народов России;

ОД.02.06. Основы этнографии

ОК 1, 2, 4, 8, 11

ПК 1.3 - 1.5, 2.1

уметь:

анализировать тексты с точки зрения норм русского языка;

грамотно строить свою речь;

самостоятельно совершенствовать устную и письменную русскую речь;

пользоваться словарями русского языка;

знать:

основные составляющие русского языка;

различия между языком и речью;

специфику устной и письменной речи;

правила продуцирования текстов разных деловых жанров, лексические нормы;

основные типы словарей;

типы фразеологических единиц, их использование в речи;

основные фонетические единицы;

принципы русской орфографии;

морфологические нормы; словообразовательные нормы;

грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке;

основные единицы синтаксиса.

ОД.02.07. Культура речи

ОК 1, 2, 4, 8, 11

ПК 1.1, 1.2, 3.1

Обязательная часть учебных циклов ППССЗ

3834

2556

ОГСЭ.00

Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл

642

428

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

48

ОГСЭ.01. Основы философии

ОК 1, 3 - 8

уметь:

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

знать:

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI веков;

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения;

48

ОГСЭ.02. История

ОК 1, 3, 4, 6, 8

уметь:

применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

знать:

взаимосвязь общения и деятельности;

цели, функции, виды и уровни общения;

роли и ролевые ожидания в общении;

виды социальных взаимодействий;

механизмы взаимопонимания в общении;

техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

этические принципы общения;

источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;

48

ОГСЭ.03. Психология общения

ОК 1 - 9

ПК 1.1, 2.1, 2.2, 2.4, 3.1

уметь:

общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

знать:

лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

142

ОГСЭ.04. Иностранный язык

ОК 4 - 6, 8, 9

ПК 2.2

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни;

284

142

ОГСЭ.05. Физическая культура

ОК 2 - 4, 6, 8

ЕН.00

Математический и общий естественнонаучный учебный цикл

108

72

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь:

применять персональные компьютеры для поиска и обработки информации, создания и редактирования документов;

пользоваться компьютерными программами, работать с электронными документами, использовать ресурсы сети Интернет;

знать:

теоретические основы построения и функционирования современных персональных компьютеров;

типы компьютерных сетей;

принципы использования мультимедиа, функции и возможности информационных и телекоммуникативных технологий, методы защиты информации;

ЕН.01. Информационные технологии

ОК 2 - 9

ПК 1.7, 3.1, 3.2, 3.5

уметь:

анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;

соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;

знать:

принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;

особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;

принципы и методы рационального природопользования;

методы экологического регулирования;

принципы размещения производств различного типа;

основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

природоресурсный потенциал Российской Федерации;

охраняемые природные территории.

ЕН.02. Экологические основы природопользования

ОК 1 - 9

ПК 3.1, 3.4

П.00

Профессиональный учебный цикл

3084

2056

ОП.00

Общепрофессиональные дисциплины

454

302

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

организовывать и развивать народное художественное творчество в своем регионе;

способствовать функционированию любительских творческих коллективов;

осуществлять руководство досуговым формированием (объединением), творческим коллективом;

подготавливать и проводить культурно-досуговое мероприятие, концерт, фестиваль народного художественного творчества;

знать:

основные виды, жанры и формы бытования народного художественного творчества, его региональные особенности;

методы изучения народного художественного творчества, традиционные народные праздники и обряды;

теоретические основы и общие методики организации и развития народного художественного творчества в различных типах культурно-досуговых учреждений и образовательных организаций;

специфику организации детского художественного творчества, опыт работы любительских творческих коллективов, фольклорных студий, школ ремесел, народных мастеров;

методику организации и работы досуговых формирований (объединений), творческих коллективов;

методику подготовки культурно-досуговых мероприятий;

структуру управления народным художественным творчеством, специфику и формы методического обеспечения отрасли

ОП.01. Народное художественное творчество

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.6, 2.2, 2.3, 2.5, 3.1

уметь:

применять знания истории отечественной культуры в работе с творческим коллективом;

сохранять культурное наследие региона;

знать:

понятие, виды и формы культуры;

значение и место отечественной культуры как части мировой культуры;

основные этапы истории отечественной культуры, выдающихся деятелей, известные памятники, тенденции развития отечественной культуры

ОП.02. История отечественной культуры

ОК 1 - 9

ПК 1.3 - 1.5, 2.2

уметь:

анализировать творчество писателя и отдельное литературное произведение, формулировать свое отношение к авторской позиции;

использовать литературные произведения в профессиональной деятельности;

знать:

о роли и значении отечественной и зарубежной литературы XX века в системе современной культуры, в воспитании и развитии личности;

основные периоды развития и направления отечественной и зарубежной литературы XX века;

знаменитых писателей XX века, их жизнь и творчество;

содержание изученных произведений

ОП.03. Литература (отечественная и зарубежная)

ОК 1 - 9

ПК 1.3 - 1.6, 2.2

уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

68

ОП.04. Безопасность жизнедеятельности

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 3.5

ПМ.00

Профессиональные модули

2630

1754

ПМ.01

Художественно-творческая деятельность

Театральное творчество

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

организационной и репетиционной работы с любительским творческим коллективом и отдельными исполнителями;

художественно-технического оформления театральной постановки;

обучения участников коллектива актерскому мастерству, сценической речи, сценическому движению;

уметь:

анализировать литературное и драматургическое произведение и осуществлять театральную постановку;

проводить режиссерский анализ, выявлять сквозное действие роли и сверхзадачу спектакля;

разрабатывать постановочный план спектакля и режиссерскую экспликацию;

работать с актером над ролью, используя принцип поэтапности;

проводить психофизический тренинг и работать с актером над речью;

выявлять речевую характеристику образа, развивать навыки речевого общения и взаимодействия;

применять двигательные навыки и умения в актерской работе;

находить и использовать пластическую характеристику образа;

осуществлять художественно-техническое оформление спектакля, используя навыки пространственного видения;

изготавливать эскизы, чертежи, макеты, элементы выгородки, мелкий реквизит;

использовать технику и приемы гримирования при работе над образом;

проводить занятия по актерскому мастерству, сценической речи, сценическому движению;

знать:

теорию, практику и методику театральной режиссуры;

выразительные средства режиссуры и художественные компоненты спектакля;

систему обучения актерскому мастерству К.С. Станиславского;

закономерности произношения в современном русском языке, специфику работы над различными литературными жанрами;

законы движения на сцене и законы управления аппаратом воплощения, особенности стилевого поведения и правила этикета;

устройство сцены, механизмы, оборудование и осветительную технику сцены, основные принципы художественного оформления;

историю гримировального искусства, технические средства гримирования, виды и технику грима;

принципы построения урока актерского мастерства, сценической речи, сценического движения;

МДК.01.01. Мастерство режиссера

ОК1 - 9

ПК 1.1 - 1.7

МДК.01.02. Исполнительская подготовка

Хореографическое творчество

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

постановки танцев по записи;

работы в качестве исполнителя и постановщика различных танцев;

работы с творческим коллективом, проведения с участниками коллектива занятий по классическому, народному, бальному и современному танцам;

уметь:

анализировать и разрабатывать драматургическую основу хореографического произведения;

разрабатывать постановочный план и осуществлять хореографическую постановку;

подбирать музыку к танцам и работать с музыкальным материалом;

разбирать и ставить танец по записи, вести репетиционную работу;

работать над развитием пластичности, координации, постановкой корпуса, ног, рук, головы;

воплощать манеру, совершенствовать технику и выразительность исполнения народных танцев;

исполнять и ставить программные бальные танцы;

импровизировать, находить музыкальное, эмоциональное и пластическое решение современного танца;

использовать приобретенные исполнительские навыки и умения в преподавательской деятельности;

знать:

теоретические основы и практику создания хореографического произведения;

приемы постановочной работы, методику создания хореографического номера;

систему и принципы развития психофизического и двигательного аппарата хореографа, специальную терминологию;

хореографическое творчество разных народов, репертуар ведущих народных танцевальных ансамблей;

основные принципы движения в европейских и латиноамериканских танцах;

основные направления и школы современного танца, особенности техники и манеры их исполнения;

теорию, хореографические элементы классического, народного, бального и современного танцев;

принципы построения и методику проведения уроков хореографии;

МДК.01.01. Композиция и постановка танца

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.7

МДК.01.02. Хореографическая подготовка

Фото- и видеотворчество

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

подготовки сценария, постановки и монтажа видеофильмов различных жанров;

создания фотографий различных жанров;

использования необходимых материалов и оборудования;

работы с любительским творческим коллективом;

уметь:

разрабатывать сценарий и постановочный план;

осуществлять съемку и монтаж видеофильма;

заниматься постановочной работой;

пользоваться различными типами видеокамер и фотоаппаратов;

осуществлять фото- и видеосъемку в различных условиях;

использовать свет и цвет при создании фотокомпозиций;

производить фотосъемку в павильоне и на натуре;

производить обработку фотоматериалов;

использовать осветительную и звуковую аппаратуру;

проводить занятия по мастерству и технологии фото- и видеосъемки;

знать:

теоретические основы режиссуры, драматургии, сценарного мастерства;

основы драматургии фильма, жанры видеофильма;

монтажный метод работы с материалом;

теоретические и практические основы видеосъемки;

опыт работы выдающихся кинооператоров;

специфику съемки документального и игрового видеофильмов;

специфику режиссуры видеофильма, этапы работы над видеофильмом;

технологию видео и фотосъемки, аудио- видеомонтажа;

жанры искусства фотографии, теоретические основы фотокомпозиции;

выразительные средства и технические возможности современной фотографии;

работы выдающихся фотомастеров;

экспонометрию, репродукционную съемку;

фото- и видеоаппаратуру, фото и видеоматериалы, типы черно-белых и цветных пленок и фотобумаг;

процессы обработки фотоматериалов;

принципы обучения фото- и видеосъемке;

МДК.01.01. Мастерство фото- и видеосъемки

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.7

Этнохудожественное творчество

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

освоения зрелищно-игрового искусства;

подготовки сценариев и постановки обрядового действа, народных праздников, игровых программ;

подготовки необходимого реквизита;

участия в постановках в качестве исполнителя (актера, певца, танцора);

проведения репетиционной работы с фольклорным ансамблем и отдельными исполнителями;

работы с творческим коллективом;

уметь:

разработать сценарий и осуществить постановку сценического действа;

вести репетиционную работу, реализовывать творческий замысел в сроки и условиях, приближенных к деревенской среде или городской площади;

создавать образ фольклорного персонажа в разных жанрах традиционного игрового искусства;

использовать приемы превращения зрителей в участников действа;

комплексно использовать различные приемы народного исполнительского искусства (пение, танец, игру на инструменте);

использовать региональные особенности фольклорного языка и диалектного произношения;

использовать в работе историко-этнографические, архивные, экспедиционные материалы;

применять основы звукоизвлечения и особенности фольклорного звукоизвлечения, технику дыхания;

работать с текстом песни, использовать навыки ансамблевого пения и фольклорной импровизации;

проводить занятия по исполнительскому мастерству, народному поэтическому слову, фольклорному ансамблю;

знать:

теоретические основы драматургии и режиссуры, особенности режиссуры фольклорно-этнографического театра;

драматургию обрядового действа, обрядовую символику календарных и семейно-бытовых праздников;

истоки исполнительских традиций в зрелищно-игровых формах народной культуры;

образно-художественные средства в системе игровых изобразительных приемов в различных видах и жанрах празднично-обрядовой культуры;

жанровую сущность произведений фольклора, особенности их исполнения;

известных народных исполнителей;

процесс подготовки сценария обрядового действа с учетом жанровых особенностей;

специфику обучения народному поэтическому слову;

различные песенные жанры и стили, распространенные на территории Российской Федерации;

опыт работы руководителей фольклорных коллективов;

теорию, практику и методику преподавания исполнительского мастерства, народного поэтического слова, фольклорного ансамбля, педагогические принципы обучения детей пению.

МДК.01.01. Режиссерская подготовка

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.7

МДК.01.02. Исполнительская подготовка

ПМ.02

Педагогическая деятельность

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

работы с творческим коллективом в качестве руководителя и преподавателя;

работы с учебно-методической документацией;

использования в педагогической работе действующих примерных учебных планов, образовательных стандартов;

уметь:

использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях в педагогической деятельности;

организовывать и проводить художественно-творческую работу в коллективе и с отдельными его участниками с учетом возрастных и личностных особенностей;

пользоваться специальной литературой, делать педагогический анализ используемых произведений;

общаться и работать с людьми разного возраста;

правильно разрешать конфликтные ситуации и способствовать их предотвращению;

организовывать и вести учебно-образовательный процесс в творческом коллективе;

анализировать и применять действующие образовательные программы, пользоваться учебно-методическими материалами;

подбирать репертуар, соответствующий возрасту и интересам участников творческого коллектива;

использовать разнообразные методические приемы в педагогической и творческой работе с коллективом;

знать:

основные понятия психологии (психику, сознание, личность, индивида, потребности, мотива, интереса, вкуса, ценностных ориентаций личности, мышления, эмоций, чувств);

закономерности психического развития человека, его возрастные и индивидуальные особенности;

методы психологической диагностики личности;

понятия: этнопсихология, национальный характер;

особенности детской и подростковой психологии;

особенности психологии художественного творчества, связь интуиции и творчества;

основные понятия педагогики (воспитание, образование, развитие учащихся);

этапы истории педагогики;

роль семьи и социума в формировании и развитии личности ребенка;

понятия о дидактике и методике преподавания, цели, задачи, содержание и формы педагогического процесса, средства обучения;

требования к личности педагога;

закономерности межличностных и внутригрупповых отношений, нормы делового общения, профессиональной этики и этикета работника культуры и педагога;

методические основы организации и планирования учебно-образовательного процесса;

принципы формирования репертуара;

методы работы с творческим коллективом;

методики проведения групповых и индивидуальных занятий с участниками творческого коллектива, репетиционной работы;

порядок ведения учебно-методической документации.

МДК.02.01. Педагогические основы преподавания творческих дисциплин

ОК 1 - 9

ПК 2.1 - 2.5

МДК.02.02. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

ПМ.03

Организационно-управленческая деятельность

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

руководства коллективом исполнителей (творческим коллективом, структурным подразделением учреждения (организации культуры));

анализа кадрового потенциала коллектива и оценки эффективности управления персоналом;

составления сметы расходов и бизнес-плана, проведения конкретно-социологических исследований;

уметь:

организовать социально-культурную деятельность в культурно-досуговых учреждениях и образовательных организациях;

оказывать консультационно-методическую помощь культурно-досуговым учреждениям и образовательным организациям по развитию социально-культурной деятельности;

анализировать региональные особенности социально-культурной деятельности и участвовать в ее развитии, осуществлять руководство структурным подразделением учреждения социально-культурной сферы и творческим коллективом;

проводить и обрабатывать результаты конкретно-социологических исследований;

использовать нормативно-управленческую информацию в своей деятельности;

анализировать и составлять планы, отчеты, смету расходов, бизнес-план, организовать, анализировать и оценивать работу коллектива исполнителей, учреждений (организаций) культуры, использовать рекламу в целях популяризации учреждения (организации) культуры и его услуг;

применять компьютеры и телекоммуникационные средства, пользоваться локальными и отраслевыми сетями, прикладным программным обеспечением, информационными ресурсами сети Интернет и других сетей;

использовать нормативно-правовые документы в работе, защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством, осуществлять сотрудничество с органами правопорядка и защиты населения;

знать:

основные виды и этапы становления и развития социально-культурной деятельности в России;

основные виды, формы и тенденции развития социально-культурной деятельности в регионе;

структуру управления социально-культурной деятельностью;

понятие субъектов социально-культурной деятельности, теоретические основы и общие методики организации и развития социально-культурной деятельности в различных типах культурно-досуговых учреждений и образовательных организациях;

социально-культурные программы;

методику конкретно-социологического исследования; специфику и формы методического обеспечения отрасли;

сущность и характерные черты современного менеджмента;

экономические основы деятельности учреждений (организаций) социально-культурной сферы и их структурных подразделений;

хозяйственный механизм, формы и структуры организации экономической деятельности;

состав и особенности сметного финансирования и бюджетного нормирования расходов;

виды внебюджетных средств, источники их поступления;

формы организации предпринимательской деятельности;

методику бизнес-планирования;

принципы организации труда и заработной платы;

особенности менеджмента в социально-культурной сфере;

принципы организации работы коллектива исполнителей;

основные принципы, методы и свойства информационных и коммуникационных технологий;

информационные ресурсы, прикладное программное обеспечение профессиональной деятельности;

профильные ресурсы сети Интернет и других сетей, средства мультимедиа;

основы государственной политики и права в области народного художественного творчества, современное состояние законодательства о культуре, основные законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие трудовые отношения, права и обязанности работников социально-культурной сферы.

МДК.03.01. Основы управленческой деятельности

ОК 1 - 9

ПК 3.1 - 3.5

Вариативная часть учебных циклов ППССЗ

(определяется образовательной организацией самостоятельно)

1620

1080

Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ

5454

3636

УП.00

Учебная практика

2 нед.

72

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.7, 2.1 - 2.5, 3.1 - 3.5

ПП.00

Производственная практика (по профилю специальности)

7 нед.

252

ПП.01

Исполнительская практика

3 нед.

108

ПП.02

Педагогическая практика

4 нед.

144

ПДП.00

Производственная практика (преддипломная)

3 нед.

ПА.00

Промежуточная аттестация

11 нед.

ГИА.00

Государственная итоговая аттестация

3 нед.

ГИА.01

Подготовка выпускной квалификационной работы

1 нед.

ГИА.02

Защита выпускной квалификационной работы (по видам)

1 нед.

ГИА.03

Государственный экзамен

1 нед.