Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Проведение ресурсных и экосистемных исследований в арктических морях

Проведение ресурсных и экосистемных исследований

в арктических морях

В последние годы в связи с глобальным потеплением и расширением сфер геополитических интересов северных стран появилась насущная необходимость разработки механизма международного регулирования рыболовства в арктических водах в строгом соответствии с положениями Соглашения 1995 года и резолюции Генеральной ассамблеи ООН 61/105 от декабря 2006 г. Разведанные запасы рыб на этой акватории год от года возрастают.

Климатические изменения уже оказали заметное влияние на пространственное распределение основных промысловых объектов и районы их лова. Сохранение тенденции на потепление Арктики существенно увеличивает промысловую значимость северных морей, которые будут приобретать все большее значение в формировании сырьевой базы промышленного рыболовства.

В этих условиях свою заинтересованность в эксплуатации распределяющихся в арктических водах ресурсов проявляют многие страны данного региона (особенно США и Канада). В связи с этим исключительно актуальным является усиление мер по защите национальных интересов России и укреплению ее позиций за счет активизации исследовательской и хозяйственной деятельности в этом регионе.

Помимо этого в последнее время отдельными государствами активно озвучивается позиция по ограничению промысловой активности в Арктике, включая воды под национальной юрисдикцией. Основными аргументами при обосновании данного предложения являются повышенная уязвимость арктических экосистем от антропогенного воздействия и высокая степень неопределенности в поведении промысловых запасов в арктических морях под воздействием промысла. Для России принятие подобных обязательств означало бы мораторий на промысел во всех арктических морях, за исключением Баренцева моря.

С учетом возможного продолжения миграции промысловых видов (трески, сайки, минтая, крабов и т.д.) в российские арктические моря, прежде всего Карское и Чукотское, в целях обеспечения отечественной экономической и продовольственной безопасности Российская Федерация должна быть готова активно защищать свою позицию, заключающуюся в следующем:

1. Первым шагом для подготовки базиса разработки принципов рыболовства и сохранения водных биоресурсов в арктическом регионе должна стать активизация научных исследований.

2. До установления точных общепризнанных границ шельфа в арктических водах настаивать на невозможности заключения соглашения по арктическим водам в связи с отсутствием четких границ будущего конвенционного района.

Такая позиция потребует серьезного научного обоснования с использованием свежих данных ресурсных и экосистемных исследований в арктических морях.

В данном регионе предполагается использование двух зафрахтованных (арендованных) судов, способных производить работы в условиях Северного Ледовитого океана и арктических морях, что объясняется запретом на выброс рыбы в международных водах на основных акваториях, регулируемых НЕАФК, а также переоборудованного научно-исследовательского судна для исследования зоны Чукотского моря.